Глава 1. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого




Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого......................................5

1.1 Принцип свободы и нравственности в обучении................................6

1.2 Сущность воспитания.............................................................................7

1.3 Организация свободной школы.............................................................8

1.4 Наставления учителям..........................................................................11

Глава 2. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе.....................................................................................................................13

2.1 Создание Яснополянской школы и ее принцип организации........13

Вывод....................................................................................................................16

Список литературы............................................................................................17

 

 

Введение

 

Растите духовно и помогайте расти другим.

В этом вся жизнь.

Л.Н. Толстой.

 

Вторая половина XIX века была нелегким периодом для отечественной педагогики. Было упразднено крепостничество, и на огромных просторах России люди нуждались в образовании, в получении того нравственного и интеллектуального воспитания, которого они были лишены в долгую эпоху крепостного права. Конечно, уже были разработаны педагогические методы, была широко распространена немецкая система наглядного обучения, однако новое положение дел в стране и сама косность этой наглядной системы требовали педагогического новаторства, новых подходов и новых методов. Именно таким педагогом-новатором и был граф Лев Николаевич Толстой.

Актуальность работы: несмотря на то, что у нас есть все возможности получить хоть какое-то образование, а у многих – довольно качественное, но учеба в школе и позже, в университете, продолжает для большинства детей оставаться безрадостным, довольно нудным занятием, которое необходимо для получения документа и дальнейшего нахождения работы. Однако, для многих из нас учеба в школе была если не праздником, то весьма занимательным делом, но я точно знаю, что во многих учебных заведениях дела обстоят совсем иначе, поход в школу воспринимается как каторга. Не потому, что не хочется заниматься, а потому, что учителя и их подход предполагают сведение образовательного процесса к жесткому формату «ответ-оценка», детей приучают соблюдать дисциплину и отвечать строго по учебнику.

Я считаю, что система образования настоятельно требует реформ. Именно о таких реформах и говорил Лев Николаевич, именно такие реформы он обосновывал и старательно приводил в жизнь в своей Яснополянской школе и других школах в губернии. Из его педагогической концепции мы можем извлечь полезные уроки о том, как же именно обучать и воспитывать детей, как готовить их к самостоятельной жизни. Взгляды Льва Николаевича на личность ребенка и роль личности учителя помогут лучше понять не только основные задачи педагогики, но и психологическую сторону обучения и воспитания.

Предмет исследования: педагогическая концепция Л.Н. Толстого и ее реализация.

Цель исследования: изучить основные аспекты педагогической концепции Л.Н. Толстого и проследить их реализацию в деятельности Яснополянской школы.

Задачи исследования:

1. Выделить основные аспекты педагогических взглядов Л.Н. Толстого.

2. Показать реализацию педагогических идей Л.Н. Толстого в деятельности школы Ясной Поляны.

3. Проанализировать эффективность педагогической концепции Л.Н.Толстого в обучении и воспитании детей.

 


Глава 1. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого

Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки.

Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала “опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы” [4, 18].

Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Он постоянно проводит опыты, исследует свои взгляды. В сочинении “В чем моя вера?” Толстой пишет: “То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо. Со мной случилось то, что случается с человеком, который вышел за делом и вдруг дорогой решил, что дело это ему совсем не нужно, – и повернул домой. И все, что было справа, – стало слева, и все, что было слева, – стало справа” [2, 84]. Так, например, в начале образование Яснополянской школы Толстой чётко разграничивал такие понятия, как «воспитание» и «образование»: «Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого – сообщать уже приобретённое им… Различие воспитания от образования только в насилии, право на которое признаёт за собою воспитание» [2, 210-212]. Хотя позже в своём труде «О воспитании» он пишет, что «…скажу, что то разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием, искусственно. И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» [3, 62-63].

Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: