ИЗУЧИТЕ МАТЕРИАЛ ПАРАГРАФОВ 26-27 В УЧЕБНИКЕ И ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТЫ




УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 6.05

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ИНФЛЯЦИЯ. БЕЗРАБОТИЦА»

 

1. В Гер­ма­нии 20-х годов XX века по­се­ти­те­ли кафе не­ред­ко вы­нуж­де­ны были пла­тить за обед вдвое боль­ше той цены, что ука­зы­ва­лась в меню. Этот факт слу­жит не­по­сред­ствен­ным про­яв­ле­ни­ем

1) кри­зи­са сферы об­слу­жи­ва­ния 2) роста спро­са 3) бюд­жет­но­го кри­зи­са 4) де­неж­ной ин­фля­ции

 

2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ин­фля­ции?

А. Ин­фля­ция вы­ра­жа­ет­ся в по­вы­ше­нии об­ще­го уров­ня цен.

Б. По­вы­ше­ние цены на товар во всех слу­ча­ях вы­зва­но ин­фля­ци­ей.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

3. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ин­фля­ции?

А. По­те­ри от ин­фля­ции у сред­них слоев на­се­ле­ния боль­ше, чем у бед­ных.

Б. Ин­фля­ция пред­по­ла­га­ет рост цен на то­ва­ры и услу­ги.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

4. Пе­ре­пол­не­ние сферы об­ра­ще­ния бу­маж­ны­ми день­га­ми из-за их чрез­мер­но­го вы­пус­ка по срав­не­нию с по­треб­но­стя­ми, вы­ра­жен­ны­ми в дей­стви­тель­ных день­гах — зо­ло­те, на­зы­ва­ет­ся

1) де­фи­ци­том 2) ин­фля­ци­ей 3) де­валь­ва­ци­ей 4) кон­ку­рен­ци­ей

 

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ин­фля­ции?

А. Одним из про­яв­ле­ний ин­фля­ции яв­ля­ет­ся уве­ли­че­ние цен на сырьё и энер­гию.

Б. Вы­со­кий уро­вень ин­фля­ции ведёт к за­мед­ле­нию тем­пов эко­но­ми­че­ско­го роста.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о без­ра­бо­ти­це?

А. К без­ра­бот­ным от­но­сят­ся все люди тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, не име­ю­щие ра­бо­ты.

Б. Без­ра­бо­ти­ца при­су­ща всем эко­но­ми­че­ским си­сте­мам.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

7. С ап­ре­ля по ок­тябрь на­се­ле­ние при­мор­ско­го ре­ги­о­на X. за­ня­то в сфере об­слу­жи­ва­ния ту­ри­стов, от­ды­ха­ю­щих на мор­ском по­бе­ре­жье. Ра­бо­чих рук в этот пе­ри­од не хва­та­ет, по­это­му при­хо­дит­ся при­вле­кать ра­бот­ни­ков из со­сед­них ре­ги­о­нов. Од­на­ко в пе­ри­од с но­яб­ря по март среди мест­но­го на­се­ле­ния на­блю­да­ет­ся зна­чи­тель­ная без­ра­бо­ти­ца. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся без­ра­бо­ти­ца в ре­ги­о­не X.?

1) за­стой­ной 2) струк­тур­ной 3) вре­мен­ной 4) се­зон­ной

 

8. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о без­ра­бо­ти­це?

А. По­ня­тие «пол­ная за­ня­тость на­се­ле­ния» озна­ча­ет пол­ное от­сут­ствие без­ра­бо­ти­цы.

Б. Без­ра­бо­ти­ца яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ной чер­той ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

9. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но со­от­вет­ству­ю­щей бук­вой. Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста: 1) от­ра­жа­ют факты; 2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

За­пи­ши­те в ответ цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

(А) В пе­ри­од фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са без­ра­бо­ти­ца в ряде стран воз­рос­ла. (Б) По дан­ным ста­ти­сти­ки, среди тех, кто не имеет ра­бо­ты, много мо­ло­дых. (В) Это от­ри­ца­тель­но вли­я­ет на темпы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия.

 

10. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой. Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста: 1) от­ра­жа­ют факты; 2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

За­пи­ши­те в ответ цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

(А) То­таль­ная ав­то­ма­ти­за­ция и ро­бо­ти­за­ция ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства обост­ря­ет и без того серьёзную про­бле­му без­ра­бо­ти­цы. (Б) В 1990 г. в США по­ло­ви­на ав­то­мо­би­лей была со­бра­на с по­мо­щью ав­то­ма­тов, ро­бо­ты лик­ви­ди­ро­ва­ли около 1 млн ра­бо­чих мест. (В) По мне­нию не­ко­то­рых спе­ци­а­ли­стов, ЭВМ к концу XX сто­ле­тия при­ве­дут к со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти про­мыш­лен­ных ра­бо­чих на 40%, а кон­тор­ских слу­жа­щих — на 1/3.

Прочитайте текст и выполните задания

Без­ра­бо­ти­ца

 

Если че­ло­ве­ку предо­став­ля­ет­ся сво­бо­да вы­бо­ра рода де­я­тель­но­сти и места ра­бо­ты, в каж­дый дан­ный мо­мент не­ко­то­рые ра­бот­ни­ки ока­зы­ва­ют­ся в по­ло­же­нии «между ра­бо­та­ми». Одни ухо­дят сами в по­ис­ках более ин­те­рес­ной или лучше опла­чи­ва­е­мой ра­бо­ты. Есть те, ко­то­рых уволь­ня­ют. Есть и такие, кто впер­вые вы­хо­дит на рынок труда (это от­но­сит­ся в первую оче­редь к мо­ло­де­жи). Все эти раз­но­вид­но­сти объ­еди­ня­ют­ся по­ня­ти­ем «фрик­ци­он­ная без­ра­бо­ти­ца».

Бы­ва­ет и так, что спрос на не­ко­то­рые виды про­фес­сий резко умень­ша­ет­ся. Чаще всего это воз­ни­ка­ет из-за из­ме­не­ний спро­са на то­ва­ры и услу­ги и, как след­ствие, спро­са на ра­бо­чую силу. В ре­зуль­та­те не­ма­ло людей, не спо­соб­ных быст­ро овла­деть дру­ги­ми на­вы­ка­ми, ока­зы­ва­ют­ся в числе без­ра­бот­ных. На­при­мер, много лет тому назад вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные стек­ло­ду­вы оста­лись без ра­бо­ты вслед­ствие изоб­ре­те­ния стан­ков, на ко­то­рых из­го­тав­ли­ва­ют­ся бу­тыл­ки. Этот тип без­ра­бо­ти­цы на­зы­ва­ют струк­тур­ной. Число без­ра­бот­ных рас­тет и в опре­де­лен­ной фазе эко­но­ми­че­ско­го цикла, в усло­ви­ях кри­зи­са про­из­вод­ства. Такая без­ра­бо­ти­ца на­зы­ва­ет­ся цик­ли­че­ской. При этом рас­пре­де­ля­ет­ся без­ра­бо­ти­ца не­рав­но­мер­но среди раз­лич­ных ка­те­го­рий ра­бо­то­спо­соб­но­го на­се­ле­ния.

Пол­ная за­ня­тость не озна­ча­ет аб­со­лют­но­го от­сут­ствия без­ра­бо­ти­цы. Уро­вень без­ра­бо­ти­цы при пол­ной за­ня­то­сти на­зы­ва­ет­ся есте­ствен­ным уров­нем без­ра­бо­ти­цы. Он воз­ни­ка­ет тогда, когда ко­ли­че­ство ищу­щих ра­бо­ту равно числу сво­бод­ных мест. Если число ищу­щих ра­бо­ту пре­вы­ша­ет име­ю­щи­е­ся ва­кан­сии, воз­ни­ка­ет де­фи­цит спро­са и как след­ствие без­ра­бо­ти­ца. С дру­гой сто­ро­ны, при из­бы­точ­ном спро­се ощу­ща­ет­ся не­хват­ка ра­бо­чей силы. В такой си­ту­а­ции уро­вень без­ра­бо­ти­цы ниже есте­ствен­но­го уров­ня.

Таким об­ра­зом, опре­де­лен­ный уро­вень без­ра­бо­ти­цы не­из­бе­жен. Не­ко­то­рые эко­но­ми­сты и со­цио­ло­ги рас­смат­ри­ва­ют это яв­ле­ние даже как по­ло­жи­тель­ное, оздо­ров­ля­ю­щее и сти­му­ли­ру­ю­щее раз­ви­тие эко­но­ми­ки в целом.

(По кн. К. Мак­ко­нел, С. Брю «Эко­но­микс»)

 

11. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

 

12. Какие виды без­ра­бо­ти­цы вы­де­ля­ют ав­то­ры? Ука­жи­те три вида.

 

13. Каким ка­те­го­ри­ям людей угро­жа­ет фрик­ци­он­ная без­ра­бо­ти­ца? Ука­жи­те три ка­те­го­рии.

 

14. Чем, по мне­нию ав­то­ров, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся есте­ствен­ный уро­вень без­ра­бо­ти­цы? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские и ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два кон­крет­ных при­ме­ра си­ту­а­ций, при ко­то­рых без­ра­бо­ти­ца в той или иной стра­не была су­ще­ствен­но выше есте­ствен­но­го уров­ня.

 

15. В 80-е годы про­шло­го века сред­ний уро­вень без­ра­бо­ти­цы в США со­став­лял при­мер­но 10%. При этом среди ра­бо­чих он был равен 14%, «белых во­рот­нич­ков» — 5%, а в воз­раст­ной груп­пе 16—19 лет — 23%. Какое по­ло­же­ние тек­ста ил­лю­стри­ру­ет эти дан­ные? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, дру­гую со­ци­аль­ную ин­фор­ма­цию, ука­жи­те одну из при­чин столь вы­со­ко­го уров­ня без­ра­бо­ти­цы среди мо­ло­де­жи.

 

16. В тек­сте от­ме­ча­ет­ся, что не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли рас­смат­ри­ва­ют без­ра­бо­ти­цу как по­ло­жи­тель­ное яв­ле­ние. Со­глас­ны ли вы с такой точ­кой зре­ния? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей точки зре­ния.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: