Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.
Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Возрастная категория | Задачи |
Первая младшая группа (1,5–3 года) |
|
Вторая младшая группа (3–4 года) |
|
Средняя группа (4–5 лет) |
|
Старшая группа (5–6 лет) |
|
Подготовительная группа (6–7 лет) |
|
|
|
Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:
- младшие группы — 15 минут
- средняя группа — 20 минут
- старшая группа — 25 минут
- подготовительная группа — 30 минут
Виды музыкальных занятий:
:
По составу и количеству детей:
1. Индивидуальные – подготовка детей к празднику. Работа с одаренными детьми (вокал, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах) или наоборот, с отстающими.
2. Подгрупповые – занятия по группам 6-8 человек.
3. Фронтальные – присутствует вся группа.
4. Объединенные – объединяются 2-3 группы. Занятия проводятся перед праздником для репетиции общего построения, выхода, сводного танца или песни.
По содержанию:
- Типовое занятие. Это классическая форма организации, в которой участвуют все виды деятельности дошкольников: пальчиковая гимнастика, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевание, речевая вокализация, разучивание песен, игра на детских музыкальных инструментах, игровые и творческие задания.
· Доминантное занятие. Направлено на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче. Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:
|
- восприятия музыки;
- пения;
- музыкально-ритмических движений;
- игры на музыкальных инструментах;
- детского музыкального творчества.
· Тематические занятия – посвящены определённой теме: «Творчество композитора», «Шутка в музыке», утренники «Праздник осени», «Мамин день», «Выпускной», «Новый год» и т.д.
· Комплексное занятие. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: зимние пейзажи).
- Интегрированное занятие. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д. Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с «голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).
Совсем недавно стали применять следующий вид занятий:
- Креативное занятие. Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме: путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д. Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на песке под музыку).
Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию
На музыкальных занятиях в детском саду можно использовать:
- Валеологические распевки — простые упражнения-песенки для разработки голосовых связок, которые создают хорошее настроение и подготавливают к пению.
- Мнемотаблицы — схематические рисунки, в которых заложен песенный текст. Использование опорных рисунков делает заучивание песен увлекательным занятием, развивает внимание, слуховую и зрительную память.
- Фонопедические упражнения
- Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала
- Рефлексия — определение эмоционального состояния, настроения в музыкальной деятельности. Выражением рефлексии для дошкольников являются упражнения на передачу чувств при помощи рисования под музыкальное сопровождение, попытки показать внутреннее состояние в танце.
- Нетрадиционные приёмы: поэтическое музицирование (придумывание мелодий для стихотворных текстов), дирижирование, театрализация песен.
Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей
Фонопедическое упражнение «Утро»
Солнышко сказало:
— Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а » на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.
Травка зашептала:
— Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш » на длительном выдохе.
— Пчёлы загудели:
— Мёд пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж », делая glissando в пределах терции в среднем регистре.
— Птицы загалдели:
— Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик » в высоком и среднем регистрах.
Т. Соколова
Мнемотаблица
Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов