Значения падежей
| Падеж | Типовое значение | Частное значение | Примеры |
| Имени-тельный кто? что? | 1. Номинативное | 1. Именительный субъекта | Жизнь прекрасна. |
| 2. Именительный семантического объекта | Дом построен нашей бригадой | ||
| 2. Предикативное | Именительный предиката | Я студентка | |
| 3. Аппозитивное | Именительный опре-дмеченного призна-ка (приложения) | поэт-лирик | |
| 4. Вокативное | Именительный обра-щения | Друзья мои! прекра-сен наш союз! | |
| 5. Именительный представления | Именительный темы | Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось… | |
| Родитель-ный кого? чего? | Определительное (атрибутивное) Какой? Чей? | 1. Родительный при-надлежности (чей?) | стихи Пушкина |
| 2. Родительный отношения | граждане России | ||
| 3. Родительный целого | ветка сосны | ||
| 4. Родительный содержания | стакан воды | ||
| 5. Родительный ка-чественной оценки | человек дела | ||
| 6. Родительный количественный (во-зраста, даты, меры) | мальчик пяти лет, день 8 Марта | ||
| 7. Родительный носителя признака | аромат цветов | ||
| 8. Родительный субъекта (чей?) | пение солиста (= солист поет) | ||
| 9. Родительный ма-териала (приименн.) | платье из шелка | ||
| 10. Род-й предмета сравнения (приим.) | брошь наподобие бабочки | ||
| 11. Род-й назначения (цели) - приименной | папка для бумаг | ||
| 12. Род-й отличит. признака | пальто без воротника | ||
| Объектное | 1. Родительный прямого объекта | не читаю стихов | |
| 2. Родительный части | налей чаю | ||
| 3. Родительный косвенного объекта | отойти от окна, рубка дров | ||
| 4. Родит-й материала (приглагольный) | лепить из глины | ||
| 5. Род-й предмета сравнения | чернее тучи | ||
| 6. Род-й возмещения | прийти вместо товарища | ||
| Обстоятельст-венное | 1. Родительный образа действия | жить без забот | |
| 2. Род-й меры | влюбиться до безумия | ||
| 3. Род-й места (пространства) | жить около института | ||
| 4. Род-й времени | проговорить до рассвета | ||
| 5. Род-й причины | молчу из вежливости | ||
| 6. Род-й цели | остановиться для отдыха | ||
| Дательный кому? чему? | Субъектное | Дательный субъекта (в безл. пр-ях) | Детям весело |
| Объектное | 1. Дат-й косвенного объекта | слава героям, помо-гать подруге, готов к уроку | |
| 2.Дательный ограничения | оригинальный по цвету | ||
| 3. Дательный распределительный | раздам по яблоку | ||
| Обстоятельст-венное | 1. Дательный образа действия | отвечать по плану | |
| 2. Дат-й места | гулять по парку | ||
| 3. Дат-й времени | играть по вечерам | ||
| 4. Дат-й причины | отсутствовать по болезни | ||
| 5. Дат-й цели | накрыть стол к обеду | ||
| Винитель-ный кого? что? | Объектное | 1. Винит-й прямого объекта | читать книгу |
| 2. Винит-й пространства | проехали лес | ||
| 3. Вин-й изъяснительный | говорить про любовь | ||
| 4. Вин. возмещения | дежурю за вахтера | ||
| Определитель-ное | Вин-й отличит-го признака | юбка в клетку | |
| Обстоятельст-венное | 1. Вин-й меры времени | прожить год | |
| 2. Вин-й количества, меры | весить тонну, оценить в тысячу | ||
| 3. Вин-й времени | гулять в дождь | ||
| 4. Вин-й орудия действия | смотреть сквозь очки | ||
| 5. Вин-й образа действия | жить на стипендию | ||
| 6. Вин-й места | опустить в воду, подъем в гору | ||
| 7. Вин-й причины | сержусь за обман | ||
| 8. Вин-й цели | отдать в разработку | ||
| Творительный кем? чем? | Субъектное | Творительный субъекта | закрытый комиссией (= комиссия закрыла), пахнет смолой (смола пахнет) |
| Предикативное | Творительный предиката | Я стану учителем | |
| Объектное | 1. Творительный орудия действия | писать ручкой | |
| 2. Творит-й содержания | увлекаться музыкой | ||
| 3. Творит-й ограничения | сильный духом | ||
| 4. Творит-й совместности | праздновать с друзьями | ||
| Определитель-ное | Творит-й качеств-й характеристики | юбка колоколом | |
| Обстоятельст-венное | 1. Твор-й образа действия | петь басом, с трудом | |
| 2. Твор-й места | плыть под водой | ||
| 3. Твор-й времени | работать летним днем | ||
| 4. Твор-й причины | неслышный за шумом | ||
| 5. Твор-й цели | послать за книгами | ||
| Предлож-ный о ком? о чем? | Определите-льное | Предложный отли-чительного пр-ка | пальто на меху |
| Объектное | 1. Предл-й изъясн-й | думать о детях | |
| 2. Предл-й орудия действия | печатать на компьютере | ||
| Обстоятель-ственное | 1. Предл-й образа действия | жить в достатке | |
| 2. Предл-й места | жить в селе | ||
| 3. Предл-й времени | встать на заре | ||
| 4. Предл-й цели | предупредить в вос-питательных целях |
Порядок определения падежных значений существительных
1. Определи падеж разбираемого существительного.
2. Выдели словосочетание так, чтобы разбираемое существительное было зависимым словом.
3. Поставь смысловой (синтаксический) вопрос к существительному:
вопрос определения → типовое значение определительное;
вопрос дополнения → типовое значение объектное;
вопрос обстоятельства → типовое значение обстоятельственное;
вопрос подлежащего → типовое значение номинативное;
действие производит субъект, названный существительным → типовое значение субъектное.
4. Определи, какое конкретное грамматическое значение выражает разбираемое существительное по отношению к главному слову (как конкретизируется типовое падежное значение). Это частное значение падежа:
ветка → сирени (Р.п.)
(какая?) → сирени (несогл. опред-е)
ТЗ – определит-е
↓ ↓
(часть) (целое)
↓
ЧЗ – родит-й целого
прибытие → эшелона (Р.п.)
(чье?) → эшелона (несогл. опред-е)
ТЗ – субъектное (= эшелон прибыл)
↓ ↓
(опредмеч. (его производитель)
действие) ↓
ЧЗ – род. субъекта