Порядок определения падежных значений существительных




Значения падежей

Падеж Типовое значение Частное значение Примеры
Имени-тельный кто? что? 1. Номинативное 1. Именительный субъекта Жизнь прекрасна.
  2. Именительный семантического объекта Дом построен нашей бригадой
2. Предикативное Именительный предиката Я студентка
3. Аппозитивное Именительный опре-дмеченного призна-ка (приложения) поэт-лирик
4. Вокативное Именительный обра-щения Друзья мои! прекра-сен наш союз!
5. Именительный представления Именительный темы Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…
Родитель-ный кого? чего? Определительное (атрибутивное) Какой? Чей? 1. Родительный при-надлежности (чей?) стихи Пушкина
2. Родительный отношения граждане России
3. Родительный целого ветка сосны
4. Родительный содержания стакан воды
5. Родительный ка-чественной оценки человек дела
6. Родительный количественный (во-зраста, даты, меры) мальчик пяти лет, день 8 Марта
7. Родительный носителя признака аромат цветов
8. Родительный субъекта (чей?) пение солиста (= солист поет)
9. Родительный ма-териала (приименн.) платье из шелка
10. Род-й предмета сравнения (приим.) брошь наподобие бабочки
11. Род-й назначения (цели) - приименной папка для бумаг
12. Род-й отличит. признака пальто без воротника
  Объектное 1. Родительный прямого объекта не читаю стихов
2. Родительный части налей чаю
3. Родительный косвенного объекта отойти от окна, рубка дров
4. Родит-й материала (приглагольный) лепить из глины
5. Род-й предмета сравнения чернее тучи
6. Род-й возмещения прийти вместо товарища
Обстоятельст-венное 1. Родительный образа действия жить без забот
2. Род-й меры влюбиться до безумия
3. Род-й места (пространства) жить около института
    4. Род-й времени проговорить до рассвета
5. Род-й причины молчу из вежливости
6. Род-й цели остановиться для отдыха
Дательный кому? чему? Субъектное Дательный субъекта (в безл. пр-ях) Детям весело
Объектное 1. Дат-й косвенного объекта слава героям, помо-гать подруге, готов к уроку
2.Дательный ограничения оригинальный по цвету
3. Дательный распределительный раздам по яблоку
Обстоятельст-венное 1. Дательный образа действия отвечать по плану
2. Дат-й места гулять по парку
3. Дат-й времени играть по вечерам
4. Дат-й причины отсутствовать по болезни
5. Дат-й цели накрыть стол к обеду
Винитель-ный кого? что? Объектное 1. Винит-й прямого объекта читать книгу
2. Винит-й пространства проехали лес
3. Вин-й изъяснительный говорить про любовь
    4. Вин. возмещения дежурю за вахтера
Определитель-ное Вин-й отличит-го признака юбка в клетку
Обстоятельст-венное 1. Вин-й меры времени прожить год
2. Вин-й количества, меры весить тонну, оценить в тысячу
3. Вин-й времени гулять в дождь
4. Вин-й орудия действия смотреть сквозь очки
5. Вин-й образа действия жить на стипендию
6. Вин-й места опустить в воду, подъем в гору
7. Вин-й причины сержусь за обман
8. Вин-й цели отдать в разработку
Творительный кем? чем? Субъектное Творительный субъекта закрытый комиссией (= комиссия закрыла), пахнет смолой (смола пахнет)
Предикативное Творительный предиката Я стану учителем
Объектное 1. Творительный орудия действия писать ручкой
2. Творит-й содержания увлекаться музыкой
    3. Творит-й ограничения сильный духом
4. Творит-й совместности праздновать с друзьями
Определитель-ное Творит-й качеств-й характеристики юбка колоколом
Обстоятельст-венное 1. Твор-й образа действия петь басом, с трудом
2. Твор-й места плыть под водой
3. Твор-й времени работать летним днем
4. Твор-й причины неслышный за шумом
5. Твор-й цели послать за книгами
Предлож-ный о ком? о чем? Определите-льное Предложный отли-чительного пр-ка пальто на меху
Объектное 1. Предл-й изъясн-й думать о детях
2. Предл-й орудия действия печатать на компьютере
Обстоятель-ственное 1. Предл-й образа действия жить в достатке
2. Предл-й места жить в селе
3. Предл-й времени встать на заре
4. Предл-й цели предупредить в вос-питательных целях

Порядок определения падежных значений существительных

1. Определи падеж разбираемого существительного.

2. Выдели словосочетание так, чтобы разбираемое существительное было зависимым словом.

3. Поставь смысловой (синтаксический) вопрос к существительному:

вопрос определения → типовое значение определительное;

вопрос дополнения → типовое значение объектное;

вопрос обстоятельства → типовое значение обстоятельственное;

вопрос подлежащего → типовое значение номинативное;

действие производит субъект, названный существительным → типовое значение субъектное.

4. Определи, какое конкретное грамматическое значение выражает разбираемое существительное по отношению к главному слову (как конкретизируется типовое падежное значение). Это частное значение падежа:

ветка → сирени (Р.п.)

(какая?) → сирени (несогл. опред-е)

ТЗ – определит-е

↓ ↓

(часть) (целое)

ЧЗ – родит-й целого

прибытие → эшелона (Р.п.)

(чье?) → эшелона (несогл. опред-е)

ТЗ – субъектное (= эшелон прибыл)

↓ ↓

(опредмеч. (его производитель)

действие) ↓

ЧЗ – род. субъекта

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: