ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ПРИМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ШКОЛЬНИКОВ




На первом этапе отрабатывается техника плавной речи на наиболее простых видах речевой деятельности (диалоги и стихотворная речь). Второй этап предусматривает закрепление полученных навыков в чтении прозы, пересказе, самостоятельном высказывании. Работа третьего этапа является завершающей. Навыки, приобретенные на предыдущих этапах, закрепляются в различных жизненных ситуациях.

 

На каждом речевом этапе проводятся функциональные тренировки речи, содержание, цели и задачи которых изменяются в зависимости от возрастающих речевых возможностей пациентов. Каждый речевой этап заканчивается отчетным концертом, который пациенты готовят под руководством логопеда.

На всех этапах лечения пациент должен постоянно и неукоснительно соблюдать все нижеприведенные

правила речи:

1. Во время речи смотри в глаза собеседника.

2. Следи, чтобы во время речи не было эмоционального напряжения.

3.Прежде чем начать говорить, подумай, что ты хочешь сказать.

4. Перед речью сделай вдох и затем начинай говорить плавно на выдохе.

5. Воздух в основном расходуй на гласные звуки. Выделяй ударные гласные.

6. Четко артикулируй все гласные звуки.

7. Строго выдерживай паузы между предложениями.

8. Длинные предложения дели на смысловые отрезки по 3—4 слова; между ними пауза — и новый вдох.

9. Все слова в предложении говори слитно, как одно длинное слово.

10. Говори четко, громко, выразительно.

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ

Главным на первом этапе является формирование техники речи. Техника речи включает в себя три основных раздела: дыхание, голос и дикцию.

Работа над различными отделами речевого аппарата проводится одновременно, так как дыхание, артикуляция и голосообразование — единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

I. Постановка диафрагмального дыхания

II. Работа над голосом

III. Работа над артикуляцией

Каждый день на занятиях проводится артикуляционная гимнастика. На первом этапе артикуляционной гимнастике уделяется большое внимание. Упражнения для языка и губ (каждое проделать 5—6 раз) следует проводить обязательно перед зеркалом.

На первом этапе даются разнообразные приемы работы над трудными звукосочетаниями. Чаще всего это сочетание звонких и глухих согласных звуков с гласными.

Слоговые упражнения

Сначала предлагаются простейшие слоговые упражнения, состоящие из одного согласного и одного гласного звуков (СГ):

па по пу пы

та то ту ты

ка ко ку кы по 3 раза

При этом следует показать, объяснить, как нужно снять тонус губ, языка при произнесении трудных звуков.

Слоговые упражнения быстро усложняются; предлагаются сочетания двух согласных и гласного (ССГ), а затем и трех согласных и гласного (СССГ): пла, тла, кла, пра, тра, кра, тпа, та, пта, пка, кта, кпа, гдра, мгна. птра и т. д.

Хорошо тренировать технику речи и в счете, который также проводится по принципу движения от простого к сложному. На занятиях используются числовые ряды

25 до 50, от 325 до 370, от 3325 до 3370, от 333525 до 333570. Варианты таких рядов могут быть различными.

Все упражнения проводятся обязательно с соблюдением правил речи. Пациентам напоминается об артикулировании гласных во время речи, о выделении ударных гласных. Все это, естественно, замедляет темп речи, но не делает ее искусственно замедленной (специальная инструкция «говорите медленно» не дается).

Например, на первых занятиях дается счет от 25 до 50. Предлагается произносить по правилам речи на выдохе только по два числа (четыре слова), затем пауза и дальше два числа и т. д. Два числа произносятся как одно слово, например: «двадцать пять двадцать шесть», «двадцать семь двадцать восемь или триста двадцать пять», «триста двадцать шесть» и т. д.

Интересна и разнообразна работа со скороговорками, в которой наряду с правилами речи отрабатывается и речевой ритм.

Приведем пример: Дро-во-се-ки лес ру-би-ли то-по-ром, то-по-ри-ком, лес в дpo-вши-ки пре-вра-ти-ли то-по-ром, то-по-ри-ком (послоговая разбивка).

В речевой работе с заикающимися на всех этапах следует уделять внимание работе по координации речи с движениями. С этой целью скороговорки, слоговые упражнения, счет, стихи на занятиях нередко проводятся под мяч, под шаг. Здесь строго соблюдается обязательное условие: речевой такт скороговорки, счета, слогового упражнения должен обязательно совпадать с ударом мяча, с шагом.

Бывают случаи, когда у заикающегося основной трудностью в речи является переключение, он застревает на звуке, слоге; при этом нарастает напряжение и переход к последующему звуку или слогу происходит с большим трудом. Речь надолго прерывается из-за тяжелой тонической судороги. В этих случаях не всегда помогает опора на гласный звук или раскат гласного звука. Здесь хорошо снимает тонус послоговое скандирование, ритмизированная речь. Поначалу эта речь выглядит несколько неестественной, но скандирование улучшает переключение в речи, ускоряет ее темп. К скандированию нельзя прибегать от случая к случаю. Этот прием только тогда приносит хорошие результаты, когда в ходе работы над речью он применяется постоянно и систематически.

В работе над послоговой речью каждый слог отбивается движением руки. Для этого в правую руку берется крандаш или ручка и ими легко отстукиваются слоги (движения руки как при работе на телеграфном аппарате). Нужно иметь в виду, что слова во фразе обязательно должны четко делиться на слоги, далее — пауза. После паузы — вдох и легко, ритмично начинается следующая часть фразы или новая фраза. Бывает, что заикающиеся не всегда ритмизируют фразу до конца, тем самым нарушается ритм и после паузы не получается спокойного начала.

Этот прием приносит положительные результаты, так как хорошо снимает тонус. Пациент в итоге привыкает к речи, которая протекает в убыстренном темпе с хорошими артикуляторными переключениями. Эта речь не выглядит утрированно скандированной и разорванной.

С первых занятий начинается работа над стихотворной и вопросо-ответной формами речи. Сначала предлагаются несложные напевные стихи с короткой строкой (3—4 слова). Перед строкой делается вдох, вся строка произносится слитно, плавно на выдохе, выделяются ударные гласные звуки, хорошо артикулируются все гласные в строке. В конце строки — пауза, затем новый вдох.

В ходе работы над вопросо-ответной формой речи пациентам следует задавать простые вопросы, предполагающие конкретный немногословный ответ:

Ответы проговариваются, соблюдая все правила речи: вдохнуть, на выдохе все слова говорить слитно, плавно, выделять ударный гласный звук в словах, хорошо артикулировать все гласные. Ученик должен обдумать свой ответ, при ответе смотреть на собеседника и т. д.

Сначала вопросы задает логопед, затем — сами ученики. Вопросы также постепенно усложняются. При этом нужно соблюдать паузы и следить за речевым дыханием.

Уже на первом этапе правила речи, которые отрабатываются на стихах, постепенно переносятся в прозаическую речь. С этой целью даются небольшие прозаические тексты, в которых размечаются паузы. Тексты прочитываются, проговариваются по правилам речи много раз, легко заучиваются наизусть.

 

 

Занятие № 1

I. Цель—познакомить с артикуляционными упражнениями, приемами расслабления мышц шеи, плечевого пояса, конечностей, сформировать речевое диафрагмально-реберное дыхание; дать первичные навыки работы со стихотворным текстом.

II. Оборудование — зеркало.

Дидактический материал — тексты стихов.

План занятия:

Организационная часть.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на расслабление.

Дыхательно-голосовые упражнения.

Работа со стихотворным текстом.

Итог занятия и задание на дом.

Ход занятия

1. Вступительное слово логопеда. Логопед рассаживает пациентов за столы. Перед каждым пациентом стоит зеркало.

Логопед говорит, что сегодня мы начинаем работу над техникой речи, будем активизировать и тренировать функции речевого аппарата, обучаться правилам речи.

2. Проведение артикуляционной гимнастики.

Логопед показывает первое упражнение для губ: губы вытянуты вперед, в трубочку — улыбнуться, показать все зубы.

После показа логопедом это упражнение делают все пациенты на счет логопеда и обязательно перед зеркалом.

Второе упражнение: рот широко открыть, кончик языка завести за нижние зубы, потом за верхние, положить в правый уголок рта, затем в левый.

Третье упражнение: рот широко открыть, кончиком языка облизать верхнюю губу, затем нижнюю. Должно получиться круговое движение. Точно фиксировать кончик языка, следить, чтобы язык тянулся к губам, а не наоборот.

Четвертое упражнение: «причесать» верхними зубами нижнюю губу, нижними зубами — верхнюю губу.

Пятое упражнение: рот закрыт, кончиком языка чуть оттянуть наружу левую щеку, потом правую.

Шестое упражнение: без голоса артикулируются звуки: а — о — у — и; у — и; у — и — у — а.

Движения губ при этом четкие, резкие.

Каждое упражнение проделывается 4—5 раз в медленном темпе и под контролем зрения.

3. Упражнения на расслабление.

Пациентам предлагается встать в круг. Логопед показывает упражнения, которые способствуют расслаблению мышц шеи, плечевого пояса и конечностей.

Руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бросить вниз.

Правую руку медленно поднять в сторону — бросить, как плеть. То же с левой рукой.

Правое плечо поднять к правому уху — бросить. То же для левого плеча.

Оба плеча поднять к ушам — бросить.

Голову уронить на грудь — медленно поднять; на правое плечо — медленно поднять.

Туловище согнуть в поясе и бросить его вниз, руки повиснут, как плети, вдоль ног, повиснет голова — медленно подняться.

Каждое упражнение повторяется 3—4 раза.

4. Дыхательно-голосовые упражнения.

Перед логопедом стоит задача поставить диафрагмальное дыхание. Логопед предъявляет пациентам инструкцию:

Снять напряжение с плеч и груди. Руку положить сбоку на нижние ребра. Вдохнуть спокойно и глубоко через нос, стараясь не поднимать груди и плеч. Медленно выдохнуть через рот.

Рука должна ощутить движение диафрагмы.

Беззвучно так подышать, варьируя вдох и выдох через нос и рот.

Затем выдохнуть через нос или через рот, выдыхать и протяжно произносить гласные звуки: а _ — вдох — о вдох — у.

Гласные произносить спокойно, при хорошей артикуляции, при средней громкости.

Проведем счет от 25. Следует произносить одно число на выдохе слитно, как одно слово (например, «двадцать-пять»), хорошо артикулировать гласные звуки, выделить ударную гласную. На паузе, после двух слов, сделать вдох и произносить следующее число '.

1 В зависимости от речевых возможностей пациентов можно произносить два числа — четыре слова.

5. Работа со стихотворным текстом.

Логопед раздает стихи для чтения и поясняет, что на стихах хорошо тренируются речевое дыхание, паузы, слитность и плавность речи; на стихах же можно отрабатывать все правила речи.

Например, рассмотрим, как следует читать стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер».

Перед строкой надо сделать вдох, далее на выдохе читается текст слитно, плавно, с выделением ударных гласных в слове, с хорошим артикулированием гласных звуков.

Стихотворение читается в спокойном, ровном темпе.

3) Говорить следует не слишком быстро и не слишком медленно, а как того требует культура языка. Хорошее проговаривание гласных естественно замедляем темп.

Буря мглою небо кроет,// Вихри снежные крутя; и т. д.

(См. приложение № 1.)

 

6. Итог занятия.

Подводя итоги занятия, логопед отмечает положительные стороны в работе каждого пациента и нацеливает его на активную самостоятельную" подготовку.

Домашнее задание: отработать перед зеркалом артикуляционные упражнения (по 5 раз каждое); тренировать речевое дыхание; читать стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» вслух, выполняя рекомендации логопеда, полученные на занятии.

Содержание нескольких последующих занятий аналогично первому, так как необходимо, чтобы пациенты усвоили приемы работы над артикуляцией, голосом и речевым дыханием. Включаются новые виды работ, расширяется используемый материал. По мере расширения речевых возможностей и активизации коммуникативной функции речи пациентов усложняется структура логопедических занятий.

 

Большим подспорьем в лечении заикания у подростков является использование магнитофонных записей ' речи заикающихся с последующим их внимательным прослушиванием и анализом Слыша свои дефекты, больной учится тем самым исправлять свою речь.,

На логопедических занятиях мы говорим о том, как важно правильно настраивать и ориентировать себя на речевую работу, как важно работать над собой, внушать себе веру в то, что работа над собой и над речью обязательно принесет положительный результат. Следует не допускать ни одной мысли о заикании, о неудачах, ни одного глагола g приставкой не: «не получается», «не могу», «не хочу», «не буду». Эти слова должны быть исключены из обращения.

Логопед говорит о силе самовнушения: «Внушение — сила, а самовнушение в сто раз сильней». Приводит случаи положительного и отрицательного самовнушения. Например, среди раненых во время войны выживали люди, сильные духом, уверенные в своих силах.

Логопед дает примерный набор фраз, которыми можно пользоваться для самовнушения, и предлагает каждому подростку составить для себя свои формулы.

Самовнушение хорошо проводить перед сном. Фразы произносятся твердо, уверенно; можно подвести итог дня, проанализировать речевые успехи, неудачи, наметить задачи на следующий день.

Приводим примерные формулы вечернего самовнушения: «День закончился. Он прошел успешно, хотя были и трудности. Сегодня я говорил увереннее, чем вчера. С каждым днем моя речь становится все лучше. Я меньше волнуюсь, говорю смелее, увереннее. С каждым днем я все лучше и лучше управляю собой. В моей речи становится меньше лишних слов, все ровнее становится дыхание. Завтра я проснусь бодрым и отдохнувшим. Буду говорить плавно, четко, выразительно».

Содержание формул утреннего самовнушения несколько иное: «Я бодр. Я хорошо отдохнул. У меня хорошее настроение. Сегодня я постараюсь добиться новых речевых успехов. Буду спокоен, говорить буду уверенно и смело. Постараюсь говорить хорошо там, где мне вчера было говорить трудно. (Сказать о конкретной ситуации.) Сегодня буду говорить плавно, четко, выразительно».

Формулы самовнушения следует повторять несколько раз:з течение дня. Рекомендуется проговаривать их перед речью в трудной ситуации.

В общей структуре логопедических занятий первого этапа коррекции заикания особое место отводится такому важному разделу работы, как функциональные тренировки речи, целью которых является перевод ранее травмирующей ситуации в разряд обыденной, привычной и закрепление навыков плавной речи в ситуациях, приближенных к жизненным.

Функциональные тренировки речи начинаются в стенах отделения. К ним относятся выступления пациентов с подготовленными текстами в параллельной группе, в группе, старшей по возрасту, на общих собраниях ребят (проводятся ежедневно), в школе, на отчетных концертах перед сотрудниками отделения и родителями. Кроме этого, проводятся функциональные тренировки на улицах города, в магазинах, кинотеатрах, музеях, выставках. Речевое наполнение функциональных тренировок зависит от этапа логопедической работы.

На первом этапе проводятся два выхода в город, которым предшествует тщательная подготовка пациентов во время логопедических занятий. Отрабатывается речевой материал, оговариваются задачи и цели выхода.

Функциональная тренировка речи на первом этапе коррекции заикания

Выход в город на Ленинский проспект

(Понятно, что по аналогии с приводимыми вопросами логопед, работающий в любом ином населенном пункте, может сам формулировать задачи перед своими пациентами. Это замечание касается всего приводимого в книге логопедического материала.)

Цели: 1. Функциональная тренировка речи.

Ознакомление пациентов с одним из наиболее известных проспектов города.

Развитие познавательной активности подростков, расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

Подготовка к выходу в город.

1) Беседа о выходе в город на Ленинский проспект:

а) сообщение цели выхода в город;

б) выявление знаний подростков о Ленинском проспекте;

в) короткое ознакомление с достопримечательностями проспекта.

2) Запись вопросов к выходу в город.

Вопросы к ребятам другой логопедической группы: Куда пойдет ваша группа? Какие сувениры ты хочешь приобрести? Как будете добираться до места назначения?

Вопросы по пути из отделения и обратно: Как пройти к Ленинскому проспекту? Куда идет это маршрутное такси? Какая станция метро находится поблизости? На каком транспорте можно доехать до рынка? Где находится транспортное агентство? Как пройти к остановке трамвая, троллейбуса, автобуса?

Где здесь ближайшая аптека, почта? Как пройти к магазинам «Тысяча мелочей», «Дом обуви», «Дом ткани», «Спартак», «Диета»...? Как называется эта площадь?

Скажите, пожалуйста, как пройти в Нескучный сад? Вы можете разменять двухкопеечную монету? Как пройти на улицу Вавилова?

Как проехать в Московскую детскую психиатрическую больницу № 6?

Где находится справочное бюро? Как пройти к ближайшему кинотеатру?

Вопросы у справочного бюро:

Где находится Политехнический музей? Как добраться до Центрального музея Вооруженных Сил СССР?

Где можно заказать экскурсию в музей-панораму «Бородинская битва»?

Как проехать в Александровский сад? Где находится ВДНХ?

Вопросы у киоска «Союзпечати»: У вас есть газета..., журнал...? Сколько стоит журнал...?

У вас есть длинные синие стержни для авторучки? Сколько стоит конверт, открытка, марки...?

Вопросы в продовольственном магазине: Сколько стоит пачка печенья? Сколько мне нужно заплатить за лимон? У вас есть в продаже инжир? Пробейте в первый отдел чек на... копеек. Взвесьте, пожалуйста,... граммов конфет «Мир».

Вопросы в транспорте:

Скажите, пожалуйста, сколько остановок до...? Какая следующая остановка? Вы сейчас будете выходить?

Вопросы записываются в тетради, заучиваются и отрабатываются на логопедических занятиях.

Во время выхода в город реализуются поставленные цели — подростки задают вопросы прохожим, работникам магазинов, киоскерам и т. д. в присутствии 1—2 человек из группы (контроль со стороны товарища).

На следующий день пациенты составляют отчет, в который включаются ответы на следующие вопросы:

Куда ходила ваша логопедическая группа? Какие задачи ставились перед выходом в город? Как справились с задачами выхода? Какие испытывали трудности? Как можно оценить речевую работу? Что нового узнали из похода в город? Логопед дает оценку работы группы и каждого в отдельности, анализирует возможные трудности, отмечает успехи.

Первый этап работы над техникой речи заканчивается отчетным концертом пациентов, к которому готовятся на логопедических занятиях под руководством логопеда. Дидактический материал должен соответствовать возрасту, интересам и возможностям подростков (см. приложение № 6.)

 

 

ВТОРОЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ

Основными формами работы на логопедических занятиях второго этапа являются чтение подготовленных и неподготовленных текстов и заученный их пересказ. Проводятся следующие виды работы: речевая зарядка; чтение стихов с более длинной строкой, чем на первом этапе; чтение по ролям басен; чтение вслух различных по сложности текстов; диалоги по прочитанному; заученный пересказ. Большое внимание уделяется работе над учебными текстами (в рамках школьной программы).

Очень часто у детей с неврозоподобным заиканием чтение проходит в быстром темпе, с нечетким произношением, окончания слов не договариваются и т. д., что в значительной степени является следствием стертой дизартрии, недостаточной практики чтения вслух.

 

Логопед организует эту работу с учетом уровня речевой подготовки пациентов. Большая часть времени уделяется занятиям по выразительности речи. Овладение умением выразительно читать и рассказывать требует от подростков упорства и настойчивости. Вначале для чтения предлагаются сказки с простым сюжетом. Читают сказки чуть нараспев, в медленном темпе, используя интонацию живого разговора. В качестве образца правильного чтения можно предложить прослушать записи чтения сказок, прозаических текстов актерами с последующим анализом чтения. Логопед объясняет, как нужно работать над текстом: прочитать его про себя, ознакомиться с содержанием, расставить паузы для вдоха (каждое предложение делится на смысловые отрезки в 3—4 слова, после которых — пауза и новый вдох). В конце предложения пауза более продолжительная, на счет 1—2. Все слова в смысловом отрезке произносятся как одно длинное слово. На точках голос понижается, а в конце смыслового отрезка, где мысль не заканчивается, голос повышается (см. приложение № 7).

Проверку правильности чтения можно осуществить, записав речь на магнитофонную ленту, чтобы в дальнейшем в ходе ее прослушивания оценить качества речи: дикцию, темп, громкость, выразительность.

Для чтения в группе можно предложить вначале чтение по предложениям, затем чтение индивидуально по отрывкам с анализом прочитанного. На дом дается задание: многократно прочитать текст вслух с карандашом в руке, делая нужные пометки.

Параллельно с работой над чтением продолжается работа над вопросо-ответной формой речи, диалогом. Задаются подготовленные и неподготовленные вопросы по прочитанному. Ответы можно читать по тексту. Особенно важна эта работа на школьном материале, так как учащиеся готовятся к ответам в школе (образец текста и вопросы к нему приведены в приложении № 8).

В конце второго этапа работы для чтения предлагаются неподготовленные тексты, различные по содержанию. Основное внимание уделяется чтению в лицах, по ролям, что является следующей ступенькой к разговорной речи. Реплики произносятся с естественной интонацией.

Стихи, басни даются с более сложным содержанием, с более длинной строкой. К чтению по ролям, в лицах подводит работа над баснями. Басни близки к разговорной речи: чередующиеся длинные и короткие фразы, хорошо знакомый бытовой словарь, поучительное содержание. Чтение басен нужно начинать с разбора — расставить паузы, выделить логические центры, обозначить повышение и понижение голоса. Сначала берутся басни описательные, затем басни, построенные на разговоре действующих лиц. Эта работа требует умения хорошо владеть интонацией, выразительностью речи.

Большой раздел в речевой работе второго этапа занимает изложение прочитанного текста своими словами, целенаправленный пересказ, что подготавливает переход к развернутому изложению своих мыслей. При работе над пересказом логопед должен учитывать, что пациентом уже усвоены и автоматизированы навыки правильной речи, и особое внимание следует уделить не столько технике речи, сколько пониманию подростком содержания и смысла самого рассказа.

Нужно также помнить о том, что у большинства заикающихся подростков под влиянием неблагоприятно складывающихся отношений с окружающими формируется ряд отрицательных черт поведения. Необходимо научить подростка держаться спокойно, уверенно, смотреть на собеседника или в зал (если это публичное выступление), избегать слов-эмболов, повторов. Речь должна быть плавной, с соблюдением пауз между предложениями.

Этот вид работы лучше всего начать с коротких рассказов, в которых описаны последовательные, логически вытекающие одно из другого, легко запоминающиеся события. При пересказе таких текстов нетрудно передать события в нужном порядке.

В этом виде работы, в отличие от самостоятельного рассказа, речевое построение значительно облегчается за счет того, что материал уже изложен в определенной последовательности '.

' Логопед должен на всех этапах использовать учебный речевой материал, начиная с простого (коротких правил, многократного проговаривания определений) и кончая развернутым пересказом заданной темы.

Вот как примерно может выглядеть работа над пересказом на занятиях второго этапа.

Раздаются карточки, содержащие текст рассказа. Вначале дается образец чтения: обычно в первый раз читает логопед или хорошо справляющийся с этим видом работы пациент. Затем каждый читает текст «про себя». После этого логопед задает вопросы с целью уточнения значения слов, встречающихся в тексте. Далее пациенты по очереди задают друг другу вопросы по содержанию текста. Ответы на вопросы должны быть развернутыми. Затем каждый читает текст громко, выразительно, с соблюдением всех правил речи.

После чтения составляется план пересказа. На первых занятиях этот план составляется письменно; постепенно, по мере того как пациенты овладевают умением быстро и точно формулировать пункты плана, можно перейти к устному плану.

За этой работой следует собственно пересказ. Пересказывают все участники занятия по очереди. После каждого выступления желательно проанализировать его, какие были допущены неточности.

 

На логопедических занятиях полностью проговаривается материал, с которым подросток будет выступать в школе. Логопед практически работает над будущим ответом в классе по принципу подготовки пересказа в целом: чтение текста, уточнение слов и понятий, вопросы по содержанию, план высказывания, пересказ. С подготовленным таким образом пересказом одна логопедическая группа выступает перед другой и там, в присутствии логопеда и учащихся другой группы, имитируется ответ у доски.

 

Приводим краткое содержание занятий, проводимых на втором этапе.

Занятие № 1

I. Цель — тренировать и закреплять навыки плавной, выразительной речи в чтении.

II. Оборудование — зеркало, логопедические тетради, мяч.

Дидактический материал — учебники по истории, литературе для VII класса, басни И. А. Крылова, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» и др.

План занятия:

Организационная часть.

Речевая зарядка.

Чтение подготовленных по учебнику текстов, стихов, басен.

Чтение подготовленного текста по истории.

Диалог по прочитанному.

Речевая игра «Рыба, птица, зверь» с мячом.

Чтение по ролям фрагментов пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Подведение итога занятия.

Задание на дом.

Ход занятия

Организационная часть: отчет дежурного по группе (он называет число, день недели, год, число присутствующих, что было задано), оценки, поведение пациентов в школе (опрос каждого).

Речевая зарядка включает в себя артикуляционную гимнастику и дыхательно-голосовые упражнения.

а) Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Подростки по очереди выполняют упражнения для губ, языка, щек, челюстей, упражнения на расслабление лицевых мышц.

б) Дыхательно-голосовые упражнения, автоматически отрабатывающие длительный выдох, ровное звучание голоса, смену высоты голоса. Фиксируется внимание на нижнедиафрагмальном дыхании.

а о у ы и е а о у ы и е

С добавлением согласных:

па по пу пы

тка тко тку ткы гбда гбдо гбду гбды

Учащиеся самостоятельно подбирают слоговые сочетания, учитывая индивидуальные звуковые трудности.

Предлагаются для проговаривания скороговорки с трудными звукосочетаниями. Проговаривание осуществляется с различной интонацией: вопросительно, с восхищением, с сожалением, со страхом.

Пример: Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

3. Чтение стихотворных текстов, текстов басен, подготовленных самостоятельно. Основное внимание обращается на выразительное, эмоциональное чтение. У каждого пациента свой текст (М. Ю. Лермонтов «Мцыри», А. Т. Твардовский «Василий Теркин», И. А. Крылов «Кукушка и петух», «Свинья под дубом» и т. д.).

Логопед обращает внимание на интонацию, логические паузы, логическое ударение, плавность, слитность речи, дикцию, дыхание, голос и отмечает недостатки в речи пациентов.

4. Чтение учебного текста по истории.

Пациенты по абзацам читают приготовленный и размеченный текст. Исключить монотонное, бессмысленное чтение. В процессе чтения даются соответствующие указания и исправляются ошибки. Предлагается текст, заданный в школе.

5. Диалог по прочитанному.

По заданному параграфу подростки задают подготовленные вопросы. Ответы требуются развернутые. При неправильном, неточном ответе отвечающий находит ответ в тексте и читает вслух, тем самым повторяя заданное на дом, готовясь к ответам в школе.

6. Речевая игра с мячом «Рыба, птица, зверь».

Пациенты встают в круг, ведущий кому-то бросает мяч, произнося слово «рыба», либо «птица», либо «зверь». Отвечающий должен быстро назвать представителя указанного класса животных. В ходе игры отрабатывается навык быстрого включения в речь, обогащается словарный запас.

7. Чтение по ролям отрывков из пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Предварительно анализируются содержание текста и характеристики персонажей. Роли распределяются в соответствии с индивидуальными возможностями пациентов.

Логопед подводит итоги занятия. Указывает на успехи и достижения каждого, отмечает ошибки и упущения.

Задание на дом. Многократное чтение вслух учебного текста, например по физике, и чтение отрывка из романа «Молодая гвардия» (воспоминания Олега Кошевого). За­

даются вопросы к учебному тексту (не менее 10).

Занятие № 2

I. Цель — закрепить навыки техники речи в пересказе и инсценировке; обогатить словарный запас. II. Оборудование — зеркало, логопедические тетради.

Д и д а к т и ч е с к и й материал — поэма В. Маяковского «Хорошо!», прозаический текст, лото «Синонимы».

План занятия:

Организационная часть.

Речевая зарядка.

Эмоциональная зарядка.

Работа над техникой речи (скороговорки, стихи, проза, диалоги с элементами спонтанной речи).

Работа над пересказом.

Инсценировка школьного урока.

Речевая игра.

Итог занятия и задание на дом.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Ребята поочередно рассказывают о прошедшем дне, отвечая на следующие вопросы:

а) Были ли замечания по дисциплине?

б) Какие оценки и по каким предметам получены в школе?

в) Как говорил во время ответа?

г) Как подготовлено задание логопеда?

Речевая зарядка проводится так же, как и на первом занятии второго этапа.

Эмоциональная зарядка.

Эмоциональная зарядка имеет место на предыдущем этапе работы и продолжается на этом.

Пример: Мы говорим четко, громко, красиво! Мы говорим уверенно! Нам нравится так говорить!

4. Работа над техникой речи.

На этом этапе работа над скороговорками имеет следующие особенности. Большое внимание уделяется дикции, голосу; ускоряется темп. Скороговорки произносятся со сменой ударений, каждая строка повторяется 2—3 раза, меняется сила голоса. Употребляются скороговорки усложненного типа.

Примеры скороговорок:

Рододендроны из дендрария.

Топал тополь в Мелитополь,

Мелитополь топал тополь.

Недотепа этот тополь

Не по той дороге топал.

Рвал дед лавр.

(Повторить, как и все скороговорки, 3 раза.)

Работа над текстами стихотворений. На предыдущем занятии каждый ученик получил задание: разметить текст и прочитать стихотворение 10 раз с соблюдением всех правил чтения. На занятии проверяется качество чтения, выразительность (поэма В. Маяковского «Хорошо!»; см. приложение № 9).

5. Работа над подготовленным пересказом. Тексты раздаются на каждого пациента (см. приложение № 10).

Логопед выразительно читает текст. Пациенты читают текст вслух по абзацам и задают друг другу вопросы по содержанию. Предлагается разделить текст на части, озаглавить их и пересказать содержание. Логопед совместно с пациентами анализирует ответ каждого.

6. Инсценировка школьного урока.

Этот вид работы вводится только на этом этапе. На предыдущем занятии был выбран ученик, играющий роль учителя. Он составил план «урока». По этому плану «учитель» задает вопрос, вызывает ученика. Ученик отвечает, «учитель» оценивает его ответ, учитывая не только содержание, но и качество речи. Роль учителя выполняют по очереди все ученики.

7. Игра «Синонимы», направленная на развитие речи и обогащение словаря.

Описание игры. Участники игры сидят за столом. Ведущий громко произносит по порядку заранее подготовленные слова. Участники по очереди подбирают к ним синонимы. В случае задержки отвечает следующий. Для усложнения игры можно предложить составить предложение с этими словами для выяснения оттенков их основного значения. Эта игра развивает быстроту соображения, умение подобрать нужное слово, обогащает словарный запас.

артист — актер аплодировать — рукоплескать

бездомный — беспризорный будущий — предстоящий вежливый — любезный верный — преданный всадник — наездник высокомерный — надменный

думать — размышлять жадный — ненасытный гостеприимство — радушие дуть — веять

заболеть — занемочь заглядеться — засмотреться иностранный — зарубежный обязательно — непременно аллегория — иносказание безграничный — бескрайний беспокойство — тревога вдохновлять — воодушевлять

великан — гигант влияние — воздействие возглас — восклицание выносливый — неутомимый издавна — исстари истратить — израсходовать

Список при необходимости следует продолжить.

Наряду с игрой «Синонимы» средством расширения словарного запаса и развития мышления служат лото «Синонимы» и лото «Антолимы». Дидактический материал к указанным играм содержится в приложении № 11.

8. Подведение итогов.

Логопед оценивает степень подготовленности к занятиям и качество речи каждого ученика, дает задание к следующему занятию, стараясь нацелить подростка на активизацию волевых усилий в работе над речью, сознательное отношение к лечению.

Задание на дом:

Самостоятельно выполнить речевую зарядку.

Прочитать отрывок из поэмы В. Маяковского «Хорошо!» 5—6 раз (приложение № 9).

Подготовить пересказ учебного текста.

На этом речевом этапе значительное место занимает тренировка речи в особо сложных речевых условиях — в музеях, на выставках и т. д.

Во многих городах нашей страны имеются музеи, выставочные залы, картинные галереи. Помимо этого, можно использовать также альбомы репродукций, которыми располагают все школьные библиотеки. В Москве, в частности, тренировку речи пациентов можно проводить в Третьяковской галерее, при этом пациенты играют роль экскурсоводов. Для подготовки такой лечебной экскурсии целесообразно выбрать один из залов музея с работами какого-то одного художника, о которых и будут рассказывать пациенты. Подготовка к такому выходу занимает несколько занятий, но эта работа проводится параллельно с другими видами работы и является составной частью занятий.

Логопед читает пациентам логопедической группы краткую биографию выбранного художника. Затем подростки рассматривают репродукции и каждый выбирает картину, которая ему понравилась. Логопед раздает описания выбранных картин каждому «экскурсоводу» с тем, чтобы к следующему занятию пациенты подготовили пересказ этих описаний.

На практике это выглядит примерно так. Логопед зачитывает краткую биографию И. И. Левитана. Затем подросткам раздаются репродукции картин Левитана: «Свежий ветер», «У омута», «Мостик», «Над вечным покоем», «Стога. Сумерки», «Владимирка», «Золотая осень» и др. и предлагается их развернутое описание. Этот подготовленный текст подросток рассказывает в зале галереи в присутствии членов логопедической группы, к которой почти всегда присоединяются и посетители музея. На следующем после в<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: