Седьмое мая
Отвечаем устно на вопросы:
-А для какого читателя это произведение? (для детей)
-А взрослые могут вынести урок из сказки? Но и для взрослых.
-Одинаково ли дети и взрослые воспринимают сказку?
-У каждого свое восприятие сказки и вообще мира.
Оказывается, два этих мира постоянно находятся рядом. Все взрослые сначала были детьми, - писал наш автор. Можно продолжить, что все дети станут взрослыми.
– Какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении? Записываем в тетради:
Темы сказки «Маленький принц»
1) взаимоотношения между детьми и взрослыми
2) тема дружбы и преданности
3) долг и справедливость
4)смысла жизни
Но главная проблема сказки – это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми
Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка.
– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).
Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.
– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).
– Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста глава 1)
– Поняли ли его взрослые? Почему? (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).
– Прочитай, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).
– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).
- Важна ли поддержка взрослого?
- Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?
А теперь давайте представим маленького принца.
Нарисуйте его портрет словами: как он выглядел, где жил, чем занимался. (2 глава). Письменно в тетради
– Что еще вы знаете о Маленьком принце? (Маленький принц очень одинок. Он живет на маленькой планетке астероид Б-612. Там росла прекрасная Роза, за которой Маленький принц стал ухаживать. Он полюбил этот капризный цветок. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам).
– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)
Прочитайте указанные главы: Глава 1. (Со слов «Взрослые посоветовали мне…» до конца), Глава 4. (Со слов «У меня есть серьезные основания полагать» до «Какая красота!»), Глава 22. (Полностью). Ответьте устно на вопросы:
Взрослые | Дети |
Глава 1. Что посоветовали взрослые, увидев рисунок рассказчика? | Глава 1. Какова реакция мальчика на слова взрослых? Какие чувства он испытывал? |
Глава 4. Что больше всего ценят взрослые? Какие сведения о человеке они считают самыми важными? | Глава 4. Что ценят дети в людях, на какие детали обращают внимание? |
Глава 22. Почему спешат взрослые? Куда они торопятся? | Глава 22. Спешат ли дети, что они замечают? |
Делаем вывод (в тетрадь, можно записать в строчку):
Взрослые | Дети |
Не обладают воображением | Обладают богатой фантазией, стремятся к творчеству |
Больше всего любят цифры, интересует стоимость | Любознательны, воспринимают мир чувствами |
Торопятся, не замечают жизни и не стремятся узнать других людей, думают, что хорошо там, где нас нет | Интересуются миром, дорожат друзьями |
Как на ваш взгляд соотносятся два эти два мира? (противопоставлены)
Запись в тетрадь: Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Для чего автор использует принцип контраста?
Вывод: Автор противопоставляет два мира: мир детей и мир взрослых, чтобы сказать нам, что не нужно становиться такими взрослыми, как в сказке.
Вспомните, а в какое время была написана сказка?
(во время войны)
Как вы считаете, почему эта книга появилась именно тогда?
(Хотелось мира и добра.)
Каким добрым сердцем нужно было обладать, чтобы во время войны не ожесточиться, а жить с верой в самое лучшее.
Один из героев его произведения Лис произносит самые главные слова, его слова стали афоризмом.
А что такое афоризм? (самостоятельно найдете определение афоризма)
– Просмотр видеофрагмента https://www.youtube.com/watch?v=K1M7WMwpk1s.
-Какое высказывание лиса стало афоризмом?
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
— Как вы понимаете слово «приручить»? (Надо не только давать живому существу вволю корма, строить удобные жилища, а приблизиться к нему, понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье; не просто давать то, что необходимо для жизни, — это может всякий, — а приручить — это всегда требует таланта, и не обычного, а самого редкого — таланта сердца.)
Писатель А.Сент-Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили, кто рядом с нами, кто дорог нам.
Желаю вам, ребята, следовать своему сердцу, ценить доброту и верить в настоящую дружбу.
Домашнее задание: