Наиболее известные частные методики




Наиболее известные общие методики

 

— Методика преподавания русского языка иностранцам. Под ред. С.Г. Бархударова. — М., 1967. Одна из первых методик преподава­нии РКИ, характеризующая главным образом лингвистические основы преподавания языка.

— Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам/В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова.— М., 1976. (4-е изд. пособия вышло в 1988 г.). Работа содержала популярное изложение основных положений методики и рекомендовалась зарубеж­ным преподавателям, впервые начинающим обучение русскому языку иностранцев.

— Методика преподавания русского языка как иностранно­го/ОД. Митрофанова, В.Г. Костомаров и др.— М., 1990. Работа от­разила опыт преподавания РКИ 60—80-х годов и характеризовала об­щие закономерности овладения языком, в том числе принципы, методы, средства обучения, а также существующие теории обучения.

— Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Что надо знать о преподавании русского языка.— М., 1997. Одна из лучших общих ме­тодик практической направленности, отразившая многолетний опыт ее в преподавании языка, а также новейшие концепции преподава­нии и овладения языком.

— Методика обучения русскому языку как иностранному: Kypс лекций/Л.Н. Moс ковкин и др.— Спб., 1997; 2000. Концепция курса отразила направления научной и методической деятельности ка­федры методики обучения русскому языку как иностранному РГПУ им. А.И. Герцена.

— Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для уча­щихся языке.— СПб., 2000. Работа отразила современный взгляд на развитие методики как научной дисциплины.

— этой области, следует выделить работу ИД. Гальсковой «Совре­менная методика обучения иностранным языкам».— М., 2000.

— Полезны преподавателю русского языка, знакомящемуся с общими закономерностями изучения и преподавания языка, также две хрестома­тии.

— Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестома­тия /Сост. А.А. Леонтьев.— М., 1991. Книга содержит извлечения из работ 40 известных отечественных методистов.

— Хрестоматия по методике преподавания русского языка как iin.i, т/чтного/Сост. А.. Щукин.— Воронеж, 1998.

Частные методики

 

 

Наиболее известные частные методики

— Методика/Под ред. А.А. Леонтьева, Т.А. Королевой, 3-е изд. испр.— М., 1982. Курс лекций по актуальным вопросам методики, имеющий своего адресата — зарубежного преподавателя русского язы­ка, повышающего квалификацию по очной или заочной формам обуче­ния. В 70—80-е годы эта работа была одним из наиболее авторитетных курсов методики, составленным ведущими специалистами МГУ, УДН, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, о чем свидетельствует ее трехкратное изда­ние.

Вишнякова Т.А. Основы методики преподавания русского языка студентам - нефилологам.— М., 1982. Исследование обобщи­ло опыт работы со студентами-нефилологами на продвинутом этапе, в первую очередь в УДН.

Щукин А.И. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному.— М., 1984. Эта работа отразила опыт пре­подавания русского языка в условиях краткосрочной формы обучения в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина.

Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения/Г.И. Дергачева и др. 3-е изд., испр.— М., 1989. Работа ориентирована на начинающего преподавате­ля и студентов-нефилологов, приобретающих вторую специальность преподавателя и готовящихся работать на родине в кружках и на курсах. Четкость методической концепции, простота и доступность изложения материала обеспечили популярность этой работы у разных категорий преподающих и изучающих РКИ.

Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение)/Под ред. А.И. Щукина.— М., 1990. Пособие явилось первым курсом мето­дики, адресованным филологам-русистам и реализующим содержание 10-месячной программы обучения. Авторы пособия, ведущие специали­сты Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, стремились обобщить достижения ме­тодики тех лет и отразить особенности преподавания русского языка кон­кретному контингенту учащихся — будущим преподавателям языка.

Вагнер В.И. Методика преподавания русского языка англо­говорящим и франкоговорящим: Фонетика. Графика. Устная речь.— М., 1995. Одна из немногих методик, учитывающих особенности родного языка учащихся. 2-е изд.— М., 2001.

Пособие по методике преподавания русского языка как ино­странного для студентов-нефилологов/B.C. Девятайкина и др.—

М., 1984. Работа адресована студентам-нефилологам, стремящимся в процессе занятий овладеть приемами преподавания русского языка. В пособии дастся изложение общих положений методики и практических рекомендаций по организации учебного процесса на начальном этапе.

 

Из частных методик преподавания иностранных языков в средней школе наиболее авторитетными считаются работы, посвященные обуче­нию: английскому языку (Рогова, Верещагина, 1998), немецкому языку (Шатилов, 1986; Бим, 1988), французскому языку (Миньяр-Белоручев, 1990).

 

Специальные методики

В 60—80-е годы издательство «Русский язык» выпускало специальную методическую се­рию «Библиотека преподавателя русского языка», в которую, в частно­сти, вошли следующие работы:

Журавлева Л.С, Зиновьева М.Д. Обу­чение чтению (на материале художественных текстов). 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1988;

Изаренков Д.И. Обучение диалогиче­ской речи. 2-е изд.— М., 1986;

Капитонова Т.Н., Щукин А.Н. Совре­менные методы обучения русскому языку иностранцев. 2-е изд., перераб. и доп.— М., 1987;

Любимова Н.А. Обучение русскому про­изношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских зву­ков. 2-е изд.— М., 1982;

Остапенко В.И. Обучение русской грамма­тике иностранцев на начальном этапе. 3-е изд., перераб. и доп.— М., 1987;

Павлова В.П. Обучение конспектированию. 3-е изд. испр.— М., 1989. Эти и другие публикации серии сохраняют свое значение, как образцы специальных методик, до наших дней.

 

На протяжении всей истории существования методики как научной дисциплины широко дискутировался вопрос: является ли методика само­стоятельной наукой либо опирается на данные других наук?

В XX столетии существовали следующие точки зрения на эту про­блему.

1.Методика не является самостоятельной наукой, а опирается на данные языкознания, будучи прикладной лингвистикой, «приложением» к различным областям общего языкознания. Эта точка зрения принадле­жала академику Л.В. Щербе (1890—1944), выдающемуся лингвисту и методисту, и получила обоснование в его работе «Преподавание ино­странных языков в средней школе. Общие вопросы методики». М., 1947. Л.В. Щерба утверждал, что как лингвист-теоретик он считает возмож­ным обосновать теорию обучения иностранному языку, исходя из анализа понятия «язык» в разных его аспектах. Эта точка зрения имела многих сторонников и в 40—50-е годы получила развитие в работах И.В. Рахма­нова, В.Д. Аракина, О.С. Ахмановой, Д. Блумфилда и других известных ученых.

2.Методика есть прикладная область психологии. Задача психолога заключается том, чтобы помочь методистам в научной разработке основ­ных методов обучения языку и в обосновании индивидуально-психологи­ческих особенностей изучающих язык. Эта точка зрения принадлежала известному психологу Б.В. Беляеву, который в книге «Очерки по психогии обучения иностранным языкам» (1959) разработал концепцию mum гелию-практического метода,

3. Методика является разделом педагогики (частной дидактикой) и
опирается на дидактические принципы, разрабатываемые в этой области
знаний. Эта точка зрения, получившая обоснование в трудах известных
дидактов и методистов (Ю.К Бабанского, А.В. Текучева, B.C. Цетлина,
Э.П. Шубина), существовала вплоть до 60-х годовХХ в., времени оформ-
ления методики в самостоятельную отрасль знаний.

4. Методика является самостоятельной научной дисциплиной,
Среди аргументов в пользу этого утверждения могут рассматриваться

следующие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: