Наиболее известные общие методики
— Методика преподавания русского языка иностранцам. Под ред. С.Г. Бархударова. — М., 1967. Одна из первых методик преподавании РКИ, характеризующая главным образом лингвистические основы преподавания языка.
— Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам/В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова.— М., 1976. (4-е изд. пособия вышло в 1988 г.). Работа содержала популярное изложение основных положений методики и рекомендовалась зарубежным преподавателям, впервые начинающим обучение русскому языку иностранцев.
— Методика преподавания русского языка как иностранного/ОД. Митрофанова, В.Г. Костомаров и др.— М., 1990. Работа отразила опыт преподавания РКИ 60—80-х годов и характеризовала общие закономерности овладения языком, в том числе принципы, методы, средства обучения, а также существующие теории обучения.
— Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Что надо знать о преподавании русского языка.— М., 1997. Одна из лучших общих методик практической направленности, отразившая многолетний опыт ее в преподавании языка, а также новейшие концепции преподавании и овладения языком.
— Методика обучения русскому языку как иностранному: Kypс лекций/Л.Н. Moс ковкин и др.— Спб., 1997; 2000. Концепция курса отразила направления научной и методической деятельности кафедры методики обучения русскому языку как иностранному РГПУ им. А.И. Герцена.
— Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке.— СПб., 2000. Работа отразила современный взгляд на развитие методики как научной дисциплины.
— этой области, следует выделить работу ИД. Гальсковой «Современная методика обучения иностранным языкам».— М., 2000.
|
— Полезны преподавателю русского языка, знакомящемуся с общими закономерностями изучения и преподавания языка, также две хрестоматии.
— Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия /Сост. А.А. Леонтьев.— М., 1991. Книга содержит извлечения из работ 40 известных отечественных методистов.
— Хрестоматия по методике преподавания русского языка как iin.i, т/чтного/Сост. А.. Щукин.— Воронеж, 1998.
Частные методики
Наиболее известные частные методики
— Методика/Под ред. А.А. Леонтьева, Т.А. Королевой, 3-е изд. испр.— М., 1982. Курс лекций по актуальным вопросам методики, имеющий своего адресата — зарубежного преподавателя русского языка, повышающего квалификацию по очной или заочной формам обучения. В 70—80-е годы эта работа была одним из наиболее авторитетных курсов методики, составленным ведущими специалистами МГУ, УДН, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, о чем свидетельствует ее трехкратное издание.
— Вишнякова Т.А. Основы методики преподавания русского языка студентам - нефилологам.— М., 1982. Исследование обобщило опыт работы со студентами-нефилологами на продвинутом этапе, в первую очередь в УДН.
— Щукин А.И. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному.— М., 1984. Эта работа отразила опыт преподавания русского языка в условиях краткосрочной формы обучения в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина.
— Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения/Г.И. Дергачева и др. 3-е изд., испр.— М., 1989. Работа ориентирована на начинающего преподавателя и студентов-нефилологов, приобретающих вторую специальность преподавателя и готовящихся работать на родине в кружках и на курсах. Четкость методической концепции, простота и доступность изложения материала обеспечили популярность этой работы у разных категорий преподающих и изучающих РКИ.
|
— Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение)/Под ред. А.И. Щукина.— М., 1990. Пособие явилось первым курсом методики, адресованным филологам-русистам и реализующим содержание 10-месячной программы обучения. Авторы пособия, ведущие специалисты Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, стремились обобщить достижения методики тех лет и отразить особенности преподавания русского языка конкретному контингенту учащихся — будущим преподавателям языка.
— Вагнер В.И. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим: Фонетика. Графика. Устная речь.— М., 1995. Одна из немногих методик, учитывающих особенности родного языка учащихся. 2-е изд.— М., 2001.
Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов/B.C. Девятайкина и др.—
М., 1984. Работа адресована студентам-нефилологам, стремящимся в процессе занятий овладеть приемами преподавания русского языка. В пособии дастся изложение общих положений методики и практических рекомендаций по организации учебного процесса на начальном этапе.
Из частных методик преподавания иностранных языков в средней школе наиболее авторитетными считаются работы, посвященные обучению: английскому языку (Рогова, Верещагина, 1998), немецкому языку (Шатилов, 1986; Бим, 1988), французскому языку (Миньяр-Белоручев, 1990).
|
Специальные методики
В 60—80-е годы издательство «Русский язык» выпускало специальную методическую серию «Библиотека преподавателя русского языка», в которую, в частности, вошли следующие работы:
— Журавлева Л.С, Зиновьева М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов). 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1988;
— Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. 2-е изд.— М., 1986;
— Капитонова Т.Н., Щукин А.Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. 2-е изд., перераб. и доп.— М., 1987;
Любимова Н.А. Обучение русскому произношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. 2-е изд.— М., 1982;
Остапенко В.И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. 3-е изд., перераб. и доп.— М., 1987;
Павлова В.П. Обучение конспектированию. 3-е изд. испр.— М., 1989. Эти и другие публикации серии сохраняют свое значение, как образцы специальных методик, до наших дней.
На протяжении всей истории существования методики как научной дисциплины широко дискутировался вопрос: является ли методика самостоятельной наукой либо опирается на данные других наук?
В XX столетии существовали следующие точки зрения на эту проблему.
1.Методика не является самостоятельной наукой, а опирается на данные языкознания, будучи прикладной лингвистикой, «приложением» к различным областям общего языкознания. Эта точка зрения принадлежала академику Л.В. Щербе (1890—1944), выдающемуся лингвисту и методисту, и получила обоснование в его работе «Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики». М., 1947. Л.В. Щерба утверждал, что как лингвист-теоретик он считает возможным обосновать теорию обучения иностранному языку, исходя из анализа понятия «язык» в разных его аспектах. Эта точка зрения имела многих сторонников и в 40—50-е годы получила развитие в работах И.В. Рахманова, В.Д. Аракина, О.С. Ахмановой, Д. Блумфилда и других известных ученых.
2.Методика есть прикладная область психологии. Задача психолога заключается том, чтобы помочь методистам в научной разработке основных методов обучения языку и в обосновании индивидуально-психологических особенностей изучающих язык. Эта точка зрения принадлежала известному психологу Б.В. Беляеву, который в книге «Очерки по психогии обучения иностранным языкам» (1959) разработал концепцию mum гелию-практического метода,
3. Методика является разделом педагогики (частной дидактикой) и
опирается на дидактические принципы, разрабатываемые в этой области
знаний. Эта точка зрения, получившая обоснование в трудах известных
дидактов и методистов (Ю.К Бабанского, А.В. Текучева, B.C. Цетлина,
Э.П. Шубина), существовала вплоть до 60-х годовХХ в., времени оформ-
ления методики в самостоятельную отрасль знаний.
4. Методика является самостоятельной научной дисциплиной,
Среди аргументов в пользу этого утверждения могут рассматриваться
следующие.