МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ
К защите допустить
Зам. директора МРЦПК ТРТУ___________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема: «ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ИХ РАССМОТРЕНИЕ».
Руководитель: Тимошенко Иван Владимирович
Выполнил: Савченко Андрей Викторович
Группа В9-5Ю
ТАГАНРОГ – 2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ…………………………………………………..4
- Поводы для заведения дел о НТП;
- Сроки производства по делам о НТП;
- Обстоятельства, прекращающие производство по делам о НТП;
- Принципы регистрации в Журнале учета дел о НТП;
- Лица, участвующие в производстве по делу о НТП и их полномочия.
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ……..…17
- Предмет доказывания;
- Доказательства по делу о НТП;
- Оценка доказательств;
- Классификация доказательств;
- Виды доказательств;
- Экспертиза, заключение эксперта;
- Вещественные доказательства;
- Письменные доказательства;
- Меры по обеспечению производства по делу о НТП;
- Порядок производства отдельных процессуальных действий.
3. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА НА ТОВАРЫ, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ИНОЕ ИМУЩЕСТВО, РЕГУЛИРУЕМОЕ СТ. 340 ТК РФ…………….....30
4. ПРОВЕДЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (СТ.341 ТК РФ)….………………30
5. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ ТОВАРОВ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ДОКУМЕНТОВ НА НИХ И ИНЫХ ПРЕДМЕТОВ…………………………………..…….32
6. ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ, ПРОВЕРКИ, ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ…………………………………………..……..32
|
7. ИЗДЕРЖКИ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ…………………...37
8. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ НА РАССМОТРЕНИЕ…………………………………………………………………..…………38
9. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ………………...39
10. ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ…………………...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………....51
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………..…52
1. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.
Уважаемая комиссия!
Разрешите Вашему вниманию представить дипломную работу на тему: ˝ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ИХ РАССМОТРЕНИЕ˝.
Производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение – система процессуальных действий, установленных Таможенным кодексом РФ, а в части, не урегулированной им, - законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.289 ТК РФ производство по делу о нарушении таможенных правил считается начатым, а дело по нему заведенным с момента составления протокола о нарушении таможенных правил или об административном задержании физического или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.
В своей дипломной работе помимо производства, ведения, рассмотрения дел о НТП, я хотел бы рассказать еще о целях и задачах, поводах, сроках производства по делам о НТП, рассмотреть всевозможные доказательства, относящиеся к таким делам; наложение ареста, проведение таможенного обследования, ревизий, проверок и инвентаризаций.
|
Также мне бы хотелось затронуть еще ряд некоторых правовых и гражданских аспектов, которые встречаются в практике при ведении дел о нарушении таможенных правил и привести оттуда ряд конкретных примеров.
При составлении протокола лицу, привлекаемому к ответственности, разъясняются его права. Копия протокола вручается под расписку или высылается этому лицу заказным письмом. Доказательства такой отсылки, на мой взгляд, должны приобщаться к делу. Протокол, изъятые товары, транспортные средства и иные предметы доставляются в таможенный орган, в зоне деятельности которого обнаружено нарушение таможенных правил.
В соответствии с Положением о порядке учета и регистрации дел о НТП в таможенных органах РФ, утвержденном приказом ГТК РФ от 20.01.95 г. № 33 все дела о нарушении таможенных правил и акты о наложении взысканий подлежат учету в таможенных органах. Регистрация проводится в Журнале учета дел о НТП.
Правовое положение лиц, привлекаемых к административной ответственности, аналогично тому, которое определено в ст.247 КоАП РСФСР. Но в отличии от нее, ст.308 ТК РФ предоставляет таким лицам, а также их адвокатам и представителям право заявлять отводы.
Наделяя всех участников процесса определенными правами и обязанностями, закон устанавливает процессуальные гарантии: средства, которыми обеспечиваются права и законные интересы лиц, участвующих в производстве по делам о НТП. Ущемление таких прав – существенное процессуальное нарушение, которое может повлечь правовые последствия.
|
В конце данной работы приведен основной, но неисчерпывающий список литературы, на который я опирался выполняя эту работу.
Производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение – система процессуальных действий, установленных Таможенным кодексом РФ, а в части, не урегулированной им, - законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основными задачами производства по делам о НТП и их рассмотрения являются:
- выявление и пресечение правонарушений;
- своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела;
- разрешение его в точном соответствии с законодательством;
- обеспечение исполнения постановлений;
- выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений, принятие мер к их устранению;
- предупреждение правонарушений.
В соответствии со ст.289 ТК РФ производство по делу о нарушении таможенных правил считается начатым, а дело по нему заведенным с момента составления протокола о нарушении таможенных правил или об административном задержании физического или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.
Статья 290 ТК РФ определяет лиц, правомочных вести производство по делу о НТП, это:
- должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившее нарушение таможенных правил;
- должностное лицо, являющееся сотрудником структурного подразделения, как правило это отделы таможенных расследований таможенного органа Российской Федерации.
Решение о передаче дела для ведения производства по нему принимается начальником таможенного органа или его заместителем, а также руководителем структурного подразделения (отдела таможенных расследований) и его заместителями.
Поручение оформляется письменным распоряжением или в виде резолюции на протоколе с указанием даты. Это необходимо также и в случае передачи дела от одного сотрудника таможенного органа другому при наличии таких обстоятельств, как командировка, отпуск, болезнь и т.д.
Должностное лицо таможенного органа, которому поручено производство по делу о НТП, выносит постановление о принятии дела к производству, которое утверждается уполномоченным на передачу дела должностным лицом.
Согласно ч.2 ст.290 ТК РФ полномочиями начальника таможенного органа при производстве по делам о нарушении таможенных правил обладают руководители отделов таможенных расследований и их заместители. В то же время их полномочия не распространяются на порядок рассмотрения дела о НТП. Как указано в ч.1 ст.359 ТК РФ правом рассматривать дело о НТП обладают только начальники таможенных органов, их заместители, а также уполномоченные должностные лица ГТК РФ.
Производство по делу о нарушении таможенных правил не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств, установленных ст.291 ТК РФ:
а) Отсутствие события таможенного правонарушения, например, у лица, перемещающего товары, отсутствует лицензия на вывоз данного товара, но оно имеет акт высшего органа исполнительной власти, дающий право на осуществление данной операции;
б) Отсутствие состава таможенного правонарушения. Под составом таможенного правонарушения понимается совокупность признаков, характеризующих совершенное деяние как вид таможенного правонарушения.
Лицо может быть привлечено к ответственности лишь при наличии в его действиях состава нарушения таможенных правил и лишь за то правонарушение, состав которого в его действиях установлен.
в) Недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения таможенных правил шестнадцатилетнего возраста.
г) Невменяемость физического лица, совершившего нарушение таможенных правил. Данное обстоятельство должно быть подтверждено в установленном порядке.
д) Действие физического лица было совершено в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст.ст.18,19 КоАП РСФСР).
е) Если правонарушение, совершенное предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, произошло вследствие действия непреодолимой силы.
ж) Издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за нарушение таможенных правил.
з) Отмена акта, устанавливающего ответственность за нарушение таможенных правил.
и) Истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил.
к) Наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил.
л) Наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.
м) Смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о нарушении таможенных правил.
Данный перечень является исчерпывающим.
Законом установлено, что производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть закончено не позднее, чем в месячный срок с момента заведения дела (ст.292 ТК РФ).
При возникновении необходимости этот срок может быть продлен в пределах сроков наложения взысканий за нарушение таможенных правил, предусмотренных ст.247 ТК РФ, начальником таможенного органа Российской Федерации или лицом, его замещающим, а также начальником вышестоящего таможенного органа Российской Федерации или лицом, его замещающим.
Согласно Инструкции о порядке продления сроков производства по делам о НТП, утвержденной приказом ГТК РФ от 05.05.94 г. № 186, сроки продлеваются:
- до шести месяцев – начальником таможни или лицом, его замещающим, начальником регионального таможенного управления или лицом, его замещающим;
- свыше шести месяцев – в исключительных случаях начальником регионального таможенного управления или лицом, его замещающим.
В случае необходимости продления срока производства по делу о нарушении таможенных правил должностное лицо, ведущее производство по делу, составляет мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу о НТП и представляет соответствующему начальнику таможенного органа Российской Федерации или лицу, его замещающему, не позднее, чем за пять дней до истечения срока.
Если должностному лицу, в производстве которого находится дело о НТП, было отказано в продлении сроков, то оно вправе обратиться с ходатайством в вышестоящий таможенный орган о продлении срока производства по делу.
В соответствии со ст.296 ТК РФ производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение ведется на русском языке.
Лица, участвующие в производстве по делу о НТП и его рассмотрении, не владеющие русским языком, имеют право делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном или другом языке, которым они владеют, если такой язык относится к числу распространенных, а также пользоваться услугами переводчика.
Согласно ст.297 ТК РФ производство по делу о НТП ведется в таможенном органе, в зоне деятельности которого обнаружено это правонарушение.
Однако в случае необходимости производство по делу о НТП может вестись в таможенном органе, в зоне деятельности которого правонарушение было совершено. В этом случае вопрос о передаче дела из одного таможенного органа в другой решает вышестоящий таможенный орган.
Кроме этого, вышестоящий таможенный орган может принять к своему производству любое дело о нарушении таможенных правил или передать его в любой нижестоящий таможенный орган.
В ходе производства по делу несколько дел могут быть соединены в одно производство, если по ним привлекается к ответственности одно и тоже лицо, либо если привлекаются несколько лиц в соучастии (ст.298 ТК РФ).
В случаях необходимости допускается выделение дела о нарушении таможенных правил, если это не отражается на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела.
Соединение и выделение дел производятся по постановлению должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о НТП, или начальника этого или вышестоящего таможенного органа либо его заместителей.
Исчисление сроков производства при соединении и выделении дел о НТП не регламентировано ТК РФ. По нашему мнению, следует установить, что исчисление срока производства по делу о НТП в случае соединения дела начинается с момента вынесения постановления должностного лица таможенного органа о соединении или выделении дел.
Дело заводится при наличии к тому поводов и оснований (ст.293 ТК РФ).
Поводами к заведению дела о нарушении таможенных правил являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами таможенных органов признаков нарушения таможенных правил;
- сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
- материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;
- информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
- материалы, поступившие от других таможенных органов Российской Федерации.
Основанием для заведения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил.
При непосредственном обнаружении должностными лицами таможенных органов признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения таможенных правил или получении материалов, в которых имеются основания для заведения дела, немедленно оформляется протокол о нарушении таможенных правил.
Проверка информации о нарушении таможенных правил должна быть закончена в срок не более трех суток со дня ее получения, а в исключительных случаях – в срок не более десяти суток.
Проверяя информацию о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил должностное лицо таможенного органа вправе до заведения дела о НТП проводить контроль за товарами и транспортными средствам, а также получать необходимые для проверки документы, сведения и объяснения.
В соответствии со ст.299 ТК РФ в каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил составляется протокол о нарушении таможенных правил по форме, установленной приказом ГТК РФ от 09.08.93 г. № 313.
Исключения составляют случаи, предусмотренные ст.283 ТК РФ (упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил).
В протоколе отражается следующие сведения:
- дата и место составления;
- должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, составившего протокол;
- необходимые для рассмотрения дела сведения о лице, привлекаемом к ответственности, если оно установлено;
- место, время совершения и существо нарушения;
- статья ТК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение таможенных правил;
- фамилия и адреса свидетелей, если они имеются;
- объяснение лица, привлекаемого к ответственности;
- сведения о товарах, транспортных средствах и иных предметах, изъятых на основании ст.337 ТК РФ;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также установленным лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил. Протокол подписывается также свидетелями, если они имеются.
Если лицо, привлекаемое к ответственности, отказывается подписывать протокол, в нем делается об этом запись. Кроме этого, лицо, привлекаемое к ответственности, вправе дать объяснения и замечания по содержанию протокола и изложить мотивы отказа. Все это должно быть собственноручно изложено лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил, и приобщено к протоколу.
При составлении протокола лицу, привлекаемому к ответственности, разъясняются его права. Копия протокола вручается под расписку или высылается этому лицу заказным письмом. Доказательства такой отсылки, на наш взгляд, должны приобщаться к делу. Протокол, изъятые товары, транспортные средства и иные предметы доставляются в таможенный орган, в зоне деятельности которого обнаружено нарушение таможенных правил.
В соответствии с Положением о порядке учета и регистрации дел о НТП в таможенных органах РФ, утвержденном приказом ГТК РФ от 20.01.95 г. № 33 все дела о нарушении таможенных правил и акты о наложении взысканий подлежат учету в таможенных органах.
Регистрация проводится в Журнале учета дел о НТП. Основными принципами регистрации являются:
- обязательность регистрации всех составленных протоколов о НТП и актов о наложении взыскания;
- одноразовость, при которой дело о НТП на всех стадиях производства и рассмотрения в одном таможенном органе сохраняет присвоенный при первоначальной регистрации номер;
- единообразие регистрации протоколов о НТП и актов о наложении взыскания в отношении юридических, должностных и физических лиц.
Если в процессе ведения производства по делу о НТП или при его рассмотрении будут обнаружены признаки контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, решается вопрос о возбуждении уголовного дела (ст.300 ТК РФ). Составляется протокол, в котором противоправное деяние квалифицируется по соответствующей статье уголовного законодательства РФ, предусматривающей уголовную ответственность.
В этом случае начальник таможенного органа или его заместитель обязаны в срок не более трех суток, а в исключительных случаях – не более десяти суток принять одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче протокола и других материалов о контрабанде или ином преступлении по подследственности.
В период с момента обнаружения признаков контрабанды или иного преступления до принятия одного из вышеуказанных решений проверка по данному факту производится в порядке производства по делам о НТП.
Если в процессе производства дознания по делу о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, выявлены признаки нарушения таможенных правил, совершенные юридическим лицом или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, производство по этим правонарушениям должно быть продолжено должностным лицом таможенного органа независимо от расследования уголовного дела в отношении физических или должностных лиц (ст.301 ТК РФ).
В случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений при наличии признаков нарушения таможенных правил таможенный орган после получения соответствующих материалов из органов предварительного следствия, суда или прокуратуры продолжает производство по делу в общем порядке (ст.302 ТК РФ).
В качестве примера можно привести дело о НТП, рассмотренное в Толмачевской таможне: 11 апреля 1996 г. отделом дознания Толмачевской таможни возбуждено уголовное дело по ст. ст. 15 и ч.1 ст. 169-1 УК РСФСР по факту попытки перемещения с сокрытием от таможенного контроля 6.136 долларов США гражданкой Калугиной. 16 апреля 1996 г. уголовное дело направлено по подследственности Новосибирскому транспортному прокурору. 20 мая 1996 г. прокурор прекратил производство по уголовному делу по ст.9 УПК РСФСР с передачей Калугиной на поруки коллективу АОЗТ "Аншлаг", где работала Калугина. Согласно ст.301 ТК РФ по факту попытки незаконного перемещения через таможенную границу РФ валюты производство по делу о НТП было продолжено. 28.06.96 г. вынесено постановление по делу о НТП о взыскании 100% стоимости незаконно перемещаемого товара.
Материалы по делу о нарушении таможенных правил, сведения о вызове лиц в таможенные органы в связи с производством по делу о НТП и данные об этих лицах могут быть оглашены до рассмотрения такого дела только с разрешения должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится это дело либо начальника этого или вышестоящего таможенного органа или его заместителей (ст.303 ТК РФ).
Если таможенными органами при осуществлении таможенного контроля, таможенного оформления, а также в процессе производства или рассмотрения дела о НТП будут обнаружены признаки преступлений, не отнесенных к компетенции таможенных органов, начальник таможенного органа или его заместитель обязаны сообщить об этом прокурору или органам предварительного следствия (ст.304 ТК РФ).
При возникновении необходимости во взаимодействии таможенных органов Российской Федерации с таможенными службами иностранных государств при ведении производства по делам о НТП и их рассмотрении это взаимодействие осуществляется через ГТК РФ в установленном законом и международными договорами порядке.
Осуществляя производство по делу о НТП в отношении иностранных лиц, должностное лицо таможенного органа должно пересылать непосредственно в адрес нарушителя протокол о нарушении таможенных правил и постановление о наложении взыскания, если невозможна передача документов лично нарушителю.
Взаимодействие таможенных органов с представителями таможенных органов и иных компетентных органов иностранных государств по вопросам производства по делам о НТП осуществляется согласно указания ГТК РФ от 26.10.95 г. № 01-12/1302 "О взаимодействии с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств".
В производстве по делу о НТП и при его рассмотрении участвуют следующие лица:
- физическое или должностное лицо, привлекаемое к ответственности;
- органы предприятия, учреждения или организации (руководители или их заместители), привлекаемого к ответственности, либо другие работники указанных юридических лиц, если в их служебные обязанности входит урегулирование всех вопросов, связанных с привлечение предприятий, учреждений и организаций к ответственности за нарушение таможенных правил, с разрешения должностного лица таможенного органа РФ, в производстве которого находится дело о НТП; лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в случае привлечения его к ответственности.
В соответствии со ст.306 ТК РФ в производстве по делу о НТП в случае административного задержания физического или должностного лица на срок свыше трех часов, может участвовать адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель такого лица.
Однако ст.48 Конституции РФ предусматривает допуск адвоката при любом задержании лица с момента такого задержания.
С учетом положений ст.2 Раздела второго Конституции "Заключительные и переходные положения", в соответствии с которой "Законы и другие правовые акты, действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации", нормативное регулирование должно основываться на принципе конституционной законности.
ГТК РФ в письме № 03-17/11724 от 17.08.1995 г. "О соблюдении требований Конституции Российской Федерации при производстве и рассмотрении дел о нарушениях таможенных правил" предложил принять к сведению и руководству настоящую информацию, т.о. в случае административного задержания физического или должностного лица участие адвоката или представителя, осуществляющего юридическую помощь задержанному лицу, предполагается с момента задержания.
Полномочия лиц, участвующих в производстве по делу о НТП, должны подтверждаться соответствующими документами.
Так, полномочия руководителей предприятия, учреждения или организации или их заместителей подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение. Полномочия других работников этого предприятия, организации или учреждения доверенностью или иным актом юридического лица, привлекаемого к ответственности.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.
Полномочия представителя лица, привлекаемого к ответственности за НТП, должны быть выражены в доверенности, оформленной в соответствии с законодательством РФ (т.е. такая доверенность должна быть удостоверена в нотариальном или приравненном к нему порядке).
Если лицо, привлекаемое к ответственности за НТП, не проживает и не находится на территории РФ, то согласно ст.307 ТК РФ в производстве и рассмотрении дела о НТП может участвовать представитель этого лица, чьи полномочия должны быть подтверждены в соответствии с законодательством РФ либо в ином порядке, достаточном для выполнения представителем своих обязанностей.
При рассмотрении дела о НТП в случае отсутствия представителя может участвовать консульское должностное лицо того иностранного государства, на территории которого привлекаемое к ответственности лицо проживает или находится. В случае неявки этих лиц производство по делу о НТП и его рассмотрение ведется в их отсутствие.
О результатах рассмотрения дела сообщается лицу, привлекаемому к ответственности за НТП, по указанному им адресу (если данный адрес имеется в материалах дела).
В производстве по делу о НТП и в его рассмотрении могут также участвовать свидетель, эксперт и специалист, не проживающие и не находящиеся на территории РФ. Порядок приглашения таких лиц определяется законодательством РФ, международными договорами РФ, включая договоры, заключаемые ГТК РФ.
Правовое положение лиц, привлекаемых к административной ответственности, аналогично тому, которое определено в ст.247 КоАП РСФСР. Но в отличии от нее, ст.308 ТК РФ предоставляет таким лицам, а также их адвокатам и представителям право заявлять отводы.
Наделяя всех участников процесса определенными правами и обязанностями, закон устанавливает процессуальные гарантии: средства, которыми обеспечиваются права и законные интересы лиц, участвующих в производстве по делам о НТП.
Ущемление таких прав – существенное процессуальное нарушение, которое может повлечь правовые последствия.
Так, например, в Горно-Алтайской таможне в нарушение вышеуказанной статьи гр-н Бедушев П.П. был ознакомлен должностными лицами таможни с материалами дела об административном правонарушении не по окончании производства по делу, а после рассмотрения дела начальником таможни. Дело было рассмотрено в отсутствие Бедушева. При ознакомлении с материалами дела он был извещен, что дело уже рассмотрено. При этом были нарушены законные интересы правонарушителя и, как следствие этого, в дальнейшем Бедушевым была подана жалоба в Горно-Алтайский городской суд об отмене постановления Горно-Алтайской таможни по делу о нарушении таможенных правил № 06800-8/96 от 15.05.1996 г. и о возмещении морального вреда.
Если лицо, привлекаемое к ответственности за НТП, является несовершеннолетним или в силу своих физических или психических недостатков не может осуществлять свои права по делу о НТП, то их интересы (согласно ст.309 ТК РФ) могут представлять его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) при представлении документов, удостоверяющих их родственные связи или полномочия.
При необходимости законный представитель может быть опрошен в качестве свидетеля.
Ст.310 ТК РФ определяет порядок участия адвоката или осуществляющего юридическую помощь представителя лица, подвергнутого административному задержанию, в производстве по делу о НТП.
В случае неявки адвоката или представителя в течение 24 часов с момента административного задержания должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве которого находится дело о НТП, имеет право предложить лицу, которое подвергнуто административному задержанию, или его законному представителю пригласить другого адвоката, либо обеспечить указанному физическому лицу участие другого адвоката через юридическую консультацию. В свою очередь заведующий или руководитель президиума коллегии адвокатов обязан выделить адвоката для осуществления защиты и оказания юридической помощи указанному физическому лицу в течении 24 часов с момента получения соответствующего уведомления должностного лица таможенного органа РФ.
Адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель имеет право:
- свидания с задержанным без ограничения их количества и продолжительности;
- присутствовать при производстве процессуальных действий по делу о НТП, проводимых с участием задержанного;
- знакомиться со всеми материалами дела о НТП. Начальник таможенного органа РФ или его заместитель имеют право своим постановлением освободить полностью или частично задержанного от уплаты услуг адвоката. При этом оплата услуг адвоката будет производиться за счет федерального бюджета.
Основание, по которому такое лицо может быть освобождено от уплаты услуг адвоката, предусмотрено ст.22 Закона РСФСР от 20.10.80г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР": исходя из имущественного положения гражданина.
За три квартала в таможнях региона случаев административного задержания физического или должностного лица не было.
При необходимости для участия в производстве по делу о НТП и в его рассмотрении может быть привлечен эксперт. Согласно ст.311 ТК РФ эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
При даче заключения эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, и заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Также эксперт имеет право с разрешения должностного лица таможенного органа РФ, в производстве которого находится дело о НТП присутствовать при ведении производства или рассмотрении дела и задавать лицу, привлекаемому к ответственности, и свидетелям вопросы.
Эксперт может отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для выполнения возложенной на него обязанности. За отказ или уклонение от дачи заключения без уважительных причин эксперт несет ответственность, предусмотренную ст. 444 ТК РФ.
Наиболее целесообразно с целью повышения ответственности эксперта в ч.4 ст.311 ТК РФ выражение "эксперт может отказаться от дачи заключения, если..." заменить на "эксперт обязан отказаться от дачи заключения, если...".
Также, в соответствии со ст.312 ТК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных процессуальных действий по делу о НТП или в его рассмотрении может быть привлечен специалист. Специалистом, согласно ТК РФ, – является физическое лицо, обладающее специальными знаниями и навыками. При этом специалист не должен быть заинтересован в исходе дела. В частности, является обязательным участие в качестве специалиста – педагога или психолога при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14-летнего возраста (ч.2 ст.312 ТК РФ).
Специалист должен оказывать должностному лицу таможенных органов РФ содействие в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, обращать его внимание на связанные с этим обстоятельства и давать пояснения по всем иным вопросам, требующим специальных познаний. Кроме того, специалист может участвовать в проведении ревизий, проверок и инвентаризаций, помогать правильно изложить в протоколах и актах ревизий, проверок и инвентаризаций выявленные факты и обстоятельства.
Специалист вправе с разрешения должностного лица таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, задавать вопросы свидетелям и лицам, привлекаемым к ответственности; делать заявления по поводу обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; использовать научно-технические средства и методы для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; производить наблюдения, измерения и опыты; знакомиться с относящимися к конкретным процессуальным действиям протоколами и актами ревизий, проверок и инвентаризаций, в проведении которых он участвовал, делать замечания относительно содержания этих протоколов и актов (эти замечания вносятся в указанные документы либо приобщаются к ним).
Использование конкретного лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этому же делу как свидетеля (ч.7 ст.312 ТК РФ).
В определенных случаях к производству и рассмотрению дел может привлекаться переводчик.
Переводчиком являются физическое лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода при производстве по делу о НТП или при его рассмотрении, а также лицо, понимающее знаки немого или глухого.
Должностное лицо таможенного органа РФ назначает переводчика, который обязан явиться по вызову и выполнить полно и точно полученный ему перевод.
Участие переводчика в деле фиксируется в протоколах процессуальных действий, проводимых по делу о НТП.
Согласно ч.4 ст.313 ТК РФ в качестве переводчика может выступать "и работник таможенного органа".
Но поскольку в тексте Таможенного кодекса употребляется термин "должностное лицо таможенного органа", то не совсем понятно какого же работника таможенного органа законодатель наделяет полномочиями быть переводчиком при производстве по делу о нарушении таможенных правил либо при его рассмотрении.
За отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей без уважительных причин переводчик несет ответственность по ст.444 ТК РФ.
Любое физическое или должностное лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу о НТП, согласно ст.314 ТК РФ, может быть вызвано в качестве свидетеля для дачи объяснения.
В качестве свидетеля не могут выступать:
- адвокат и оказывающий юридическую помощь представитель лица, привлекаемого к ответственности за НТП, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием таких услуг и помощи;
- лицо, которое в силу своих физических и психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать им правильные объяснения.
Ст.51 Конституции РФ освобождает лицо от дачи свидетельских показаний против себя самого, своего супруга, близких родственников. Эти положения Конституции закреплены в положениях Таможенного кодекса, а именно, согласно ч.3 ст.314 ТК РФ "супруги, близкие родственники физического или должностного лица, привлекаемого к ответственности за НТП, освобождаются от обязанностей давать объяснения".