Музыкально-теоретический анализ произведения




Жанр: Хоровая миниатюра.

Форма: Трехчастная. Первая и третья части повторного строения. Первая часть (1-16 такты), её можно разделить на 2 предложения (первое с 1 по 8 такты, второе с 9 по 16 такты) каждое предложение включает в себя по 3 фразы, 2 небольшие, а третья немного расширена за счет каденции. Вторая часть (17-28 такты) состоит также из двух предложений (первое с 16 по 22 такты, второе с 23 по 28 такты) каждое из предложений делится на 2 уже более объемные фразы. Третья часть (29-36 такты) является одним большим предложением, состоящим из 3 небольших фраз.

Фактура: Гомофонно-гармоническая с элементами полифонии. В то время как все голоса связаны между собой четкими гармоническими вертикалями, отдельные фрагменты миниатюры содержат в себе черты имитации, обуславливающие развитие музыкальной мысли.

Размер: 4/4, в 15 и 27 тактах 3/2. Ритмический рисунок в основном выражен восьмыми и четвертями, что придает движение музыке. Ритмические ударения совпадают с литературными, что доказывает тесную связь мелодии и литературного текста.

Тональность: Основная тональность b-moll. Имеются отклонения в тональности f-moll (15-16, 25-28 такты), Des-dur (19-20 такты).

Первая часть начинается одновременным вступлением всех хоровых партий на piano: сопрано проводят мелодию, в то время как остальные голоса выполняют роль аккомпанемента. Мелодия представлена в виде коротких мотивов, которым имитационно вторят другие хоровые партии. Таким образом композитор изображает отражение окружающего мира в душе поэта - картины природы по-своему преломляются у него в сознании, отзываясь своеобразным эхом.

Первая фраза включает в себя два одинаковых мотива ("Сквозь волнистые туманы пробирается луна"); развитие начинается лишь во второй фразе первого предложения – "На печальные поляны льет печально свет она". Динамика вырастает до mf. Внутри последних трех тактов Шебалин вводит diminuendo, успокаивая звучание и подготавливая второе предложение. Мелодия волнообразная, спокойная, близка романсу.

Гармонический рисунок прост. В основном используются аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой групп. Предложение заканчивается половинной каденцией.

Первая фраза второго предложения в целом не отличается от аналогичного предложения первой части. Литературный текст – "По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит". Вторая фраза – "Колокольчик однозвучный утомительно гремит" - включает в себя элементы звукоимитационной техники: мелодия в партии сопрано звучит на одной ноте ровными длительностями, изображая перезвон колокольчика. ровные половинные ноты в остальных партиях, выстраивающие гармоническую цепочку VI-I, имитируют ровную поступь тройки, бесконечную и неутомимую. Первая часть заканчивается половинной каденцией.

 

Во второй части "Зимней дороги" происходит развитие музыкального материала, до сих пор связанного рамками имитационной полифонии. О развитии также говорят более яркая (и контрастная) динамика и рост самостоятельности хоровых партий по сравнению с первой частью. Первое предложение второй части начинается на динамике mf в трех верхних партиях. Слова – "Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика" - показывают контраст между спокойствием и волнением. Мелодический рисунок опирается на материал первой части, но отличается от нее большей распевностью и глубиной. Шебалин вслед за Пушкиным комментирует внутреннее состояние напевов ямщика: "То разгулье удалое" - и в хоре звучит forte, усиленное скачком на септиму у басов и теноров с последующим вступлением остальных партий. Цезура - и новый образ: "То сердечная тоска" – piano и нисходящая мелодия у сопрано. Музыка словно замирает, останавливясь на одной ноте. В 19-20 тактах происходит отклонение в As-dur и в 21 такте возвращается в основную тональность. Предложение также заканчивается половинной каденцией.

 

Второе предложение этой части – тихая кульминация всего сочинения. Сменяется тип фактуры на гармонический, прозрачно и строго звучат аккорды.

Очень таинственно звучит секундаккорд 2 ступени, натурального до минора с разрешением в фа минор, в этой тональности мы остаёмся до конца второй части.

 

Вторая, заключительная фраза этого предложения замыкает вторую часть - она строится на мелодии, похожей на мелодию из первого предложения первой части. Небольшая динамическая вилочка (до mf и снова к piano) символизирует возврат созерцательного образа - "Только версты полосаты попадаются одне".

 

 

Третья часть в "Зимней дороге" несет черты как первого, так и второго предложения первой части. Она начинается словами "Скучно, грустно, путь мой скучен" – мелодия дается в ритмическом увеличении и тяготеет к опеванию тонической гармонии, как это и было в первой части. На словах "Дремля смолкнул мой ямщик" возвращается исходный ритмический рисунок (восьмые и шестнадцатые). Вторая фраза репризы - "Колокольчик однозвучен, отуманен лунный лик" - снова носит черты звукоизобразительности: мелодия на одном звуке, ровная смена гармонии в остальных голосах - но в этот раз завораживающий характер звука колокольчика берет свое, и миниатюра заканчивается на pp в низкой тесситуре - поэт засыпает, и вместе с ним засыпает музыка.

Вокально-хоровой анализ

Произведение исполняется смешанным хором a cappella в составе:

Сопрано – Первые, вторые

Альт – Первые, вторые
Тенор – без дивизи в партии
Бас – Первые, вторые

Обращение к смешанному хору обусловлено глубиной и насыщенностью различных хоровых партий, которые в данном случае помогают создать образ зимней природы, отражающейся в сознании поэта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: