Изучение психологических технологий профессиональной ориентации как проблемы в отечественных источниках




 

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однаковсе они содержат мысль,что профессиональное самоопределение представляетсобой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии, и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явления выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Понятие «профориентация» в методических пособиях рассматривают как оказание помощи в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.

Таким образом, определений данного понятия много и произошло это вследствие развития деятельности по профориентации, так как с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяло свое содержание и понятие. Термин «профориентация» развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.

Профессиональная ориентация– с одной стороны, самостоятельная область, с другой – формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Системный подход позволяет не только учесть ее междисциплинарные аспекты, но и определить цели, задачи, функции, структуру, содержание профориентации. Система профориентации призвана осуществлять разнообразную помощь при выборе профессии; психологическая помощь при этом занимает определяющее место. Традиционно выделяются следующие функции системы профориентации:

1) социальная – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;

2) экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;

3) психолого-педатогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1.Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

5. Социально-профессиональная адаптация.

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности: самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде; авторитет в трудовом коллективе; признание родных, знакомых, друзей; самосовершенствование и самовыражение – интересная работа; применение своих знаний, умений, способностей; творческий характер труда; материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок; должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

Одним из видов профориентации является профконсультация - оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но ни в коем случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии.

Составной частью профориентации также является профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. Не менее важным направлением профориентации является профессиональное воспитание. Методы профессионального воспитания можно объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

В ряду основных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии), склонности, способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер. Эти факторы часто относят к субъективным.

Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включают в себя: уровень подготовки, состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, для школьников — образовательный уровень родителей. Под влиянием семьи складывается исходная система отношений к миру профессий и к себе как будущему субъекту деятельности. Кроме того, ряд авторов подчеркивают значение общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформированности осознанной психической саморегуляции.

Важную роль в выборе профессии имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы: мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности; мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная; мотивация неуверенная, неаргументированная; никак неаргументированная мотивация.

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям. Следовательно, можно сделать вывод, что выбор профессии, или профессиональное самоопределение– основа самоутверждениячеловека в обществе,одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какойстиль жизни выбрать.

Анализ литературы показал, что принципы построения технологии профессиональной ориентации практически не разработаны. В системе общего профессионального образования технология формирует у учащихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности, и направлена на решение проблем профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.

Таким образом, под термином «психологические технологии профессиональной ориентации» мы подразумеваем совокупность методов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выбора профессии и проектирования профессионального пути с учетом личностных качеств субъекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: