По пути реформирования и модернизации




Провозглашение Республики Беларусь суверенным государством потребовало перестройки системы здравоохранения, создания новых структур в системе медицинского обслуживания. Беларусь оказалась практически единственной из стран СНГ, не допустившей снижения управляемости отраслью. Несмотря на пережитый в начале 90-х годов кризис, объем услуг, оказываемых населению в государственных организациях здравоохранения, увеличился. На сегодняшний день показатели, регулируемые непосредственно здравоохранением (младенческая и материнская смертность, послеоперационная летальность при заболеваниях, требующих экстренной медпомощи, охват населения прививками), являются лучшими среди стран СНГ. Например, показатель младенческой смертности в республике не только является одним из самых низких среди стран СНГ, но и соответствует уровню наиболее экономически развитых государств мира: в первом полугодии текущего года он составил 4,6 случая на 1000 родившихся.

Если в начале 90-х годов ХХ в. здравоохранение республики вынуждено было ежегодно уменьшать объемы создания новых и реконструкции действующих фондов, отрасль не могла поддерживать на должном уровне материально-техническую базу, то в ходе реформ, проводимых в отечественном здравоохранении, к 2000 году наметились позитивные перемены, в 2001-2005 годах произошла стабилизация и улучшение конечных результатов деятельности отрасли и показателей здоровья населения.

В 90-х годах в Беларуси совершенствовалась лечебно-профилактическая помощь. В 1993-2005 в стране открыто 49 больниц сестринской помощи, в 1994 - хоспис в Минске. Гериатрическая служба сформирована в 1996. В 1998 в Гомеле открыто отделение сердечно-сосудистой хирургии, в 1997 в Минске - научно-практический центр «Диабетическая ступня», центр лазерной терапии в офтальмологии и др.

Большое значение имела утвержденная Указом Президента РБ от 8 августа 2001 г. Программа социально-экономического развития РБ на 2001-2005 г., где предусматривалось проведение структурной перестройки здравоохранения, усовершенствование порядка финансирования здравоохранения, на республиканском и территориальном уровнях за основу были приняты нормативы бюджетной обеспеченности на одного жителя, формирование медицинской системы, оптимально сочетающей бесплатную медпомощь и платные медицинские услуги. Сегодня основная часть расходов на медобслуживание покрывается за счет консолидированного бюджета. Капитальное строительство и реконструкция медицинских учреждений финансируются из госбюджета и фонда Президента РБ.

С учетом реальных экономических возможностей, а также коррекции политики в области укрепления материально-технической базы организаций здравоохранения в 2003 году подготовлен и принят Указ Президента Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Государственную программу укрепления материально-технической базы организаций здравоохранения. В ходе выполнения программы в 2003 г. введено 12 объектов здравоохранения, в том числе больниц на 1207 коек и поликлиник - на 800 посещений в смену. Открыто отделение ранней медицинской реабилитации в Республиканской клинической больнице, 11 областных отделений.

В 2003 году в Гомеле начал работу Республиканский научно-практический центр (РНПЦ) радиационной медицины и экологии человека, куда переведены Минский научно-исследовательский институт радиационной медицины и его Витебский и Могилевский филиалы, осуществляется государственная программа минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, налажен санитарно-радиационный контроль и мониторинг.

С 2004 года реализуется программа реконструкции и переоснащения операционных блоков и реанимационных отделений в больницах скорой медицинской помощи областных центров, областных больниц, в т.ч. Брестской детской. В 2004-2005 начата реорганизация системы здравоохранения в Минске в связи с необходимостью рационального использования бюджетных средств: упразднены районные отделы здравоохранения, в 2004 городские поликлиники получили статус юридического лица, продолжается процесс создания в поликлиниках межрайонных диагностических центров. Созданы медицинские центры межрегионального уровня: программного гемодиализа (Бобруйск, Молодечно, Орша), онкоцентр в Бобруйске.

Приоритетное направление современной медицины Беларуси - охрана материнства и детства. В ходе выполнения президентской программы «Дети Беларуси» в 2003-2004 гг. была проведена углубленная диспансеризация детей, проживающих в сельских населенных пунктах и городских населенных пунктах районного подчинения, подтвердившая необходимость ее проведения не реже одного раза в 2 года. В республике проводится большая работа по обеспечению детей специализированной медицинской помощью различного профиля - кардиохирургической, офтальмологической, нефрологической, урологической. В связи с этим открыты современные медицинские центры: детский кардиохирургический центр в Минске, республиканские центры детской урологии, нефрологии и гемодиализа на базе 2-й Минской городской детской больницы, республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». Были переоснащены Минский городской и областные акушерско-гинекологические центры. В 2006-2007 годах реконструкция и переоснащение проведены в 19 родильных домах Беларуси. В 2006 году в РНПЦ "Мать и дитя" открылось отделение вспомогательных репродуктивных технологий.

В 2006-2007 годах проводилась работа по переоснащению районных больниц. Улучшению обеспечения сельского населения медицинской помощью способствовала принятая в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. (раздел «Здравоохранение»). Основная задача - оптимизация системы оказания медицинской помощи на селе с преодолением различий в обеспечении ею городского и сельского населения.

В 2008 году А.Лукашенко поставил перед отраслью задачу уже в нынешней пятилетке завершить модернизацию всех больниц Беларуси и оснастить их самым современным медицинским оборудованием.

За счет всех источников финансирования в 2008 году освоено инвестиций в основной капитал на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в сумме 585,0 млрд. рублей (120% к уровню 2007 года), в том числе из республиканского бюджета - 182,0 млрд., из местных бюджетов - 403,0 млрд. рублей. В нынешнем году на эти цели запланировано выделить 464,8 млрд. рублей, включая 301,1 млрд. из местных бюджетов и 163,7 млрд. рублей на выполнение государственной инвестиционной программы по Минздраву. В первом квартале 2009 года за счет всех источников финансирования освоено инвестиций в основной капитал на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в сумме 70,9 млрд. рублей, из них из республиканского бюджета – 23,247 млрд., из местных – 47,619 млрд. рублей.

Руководство Минздрава уделяет особое внимание вопросам приобретения нового современного медицинского оборудования. Так, в 2009 году планируется закупить более 100 его наименований отечественного и зарубежного производства. Закупки медицинского оборудования, которое в Беларуси не производится, проводятся Минздравом с учетом всех современных требований для обеспечения самого высокого уровня диагностики и лечения. Помимо этого, ведется целенаправленная работа по разработке собственного современного медицинского оборудования. Ведущие специалисты РНПЦ, Министерства здравоохранения непосредственно участвуют в разработке современных отечественных изделий медицинского назначения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: