По порядку введения налога




По порядку введения можно выделить налоги общеобяза­тельные и факультативные.

Общеобязательные налога устанавливаются законодатель­ными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государствен­ной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-террито­риальных образований. К общеобязательным относятся все фе­деральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имуще­ство физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской дея­тельностью (ст. 21 Закона).

Факультативные налоги предусмотрены основами налого­вой системы, однако непосредственно вводиться они могут за­конодательными актами республик в составе Российской Фе­дерации или решениями органов государственной власти кра­ев, областей, автономной области, автономных округов, райо­нов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории — компетенция органов местного самоуправления. К факульта­тивным относятся сбор на нужды образовательных учрежде­ний, взимаемый с юридических лиц, а также все местные нало­ги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж

В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основа­нии чего налоговые платежи можно подразделить на закреп­ленные и регулируемые.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступа­ют в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди зак­репленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюд­жет, во внебюджетный фонд.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновре­менно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налого­вой системе России действуют два таких налога: налог на при­быль с предприятий и организаций и подоходный налог с фи­зических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляе­мые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюдже­ты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уров­ней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъек­тов федерации.

6. По целевой направленности введения налога

В соответствии с этим основанием можно выделить нало­ги абстрактные и целевые. Данное основание находит свое ме­сто практически при каждом рассмотрении классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими налогами и спе­циальными[10].

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специаль­ные) налоги вводятся для финансирования конкретного направ­ления затрат государства, например сбор на нужды образова­тельных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство террито­рий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых плате­жей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

В специальной научной литературе можно встретить и иные осно­вания классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладоч­ные (контингентированные, репартиционные) и количественные нало­ги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределя­ется между плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и периодические налоги. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строе­ний, с транспортных средств и т.д.), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанав­ливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачива­емые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистра­цию автотранспортных средств.

Подавляющее большинство взимаемых в настоящее время россий­ских налогов и сборов относятся к периодическим. К разовым отно­сятся следующие федеральные налоги и сборы: таможенная пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в поряд­ке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; местные сборы — курортный сбор; регистрационный сбор с физиче­ских лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью[11].

В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйству­ющего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные на­логи, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользова­ние природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно-переменные, которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных нало­гов, акцизы, НДС и т. д.). Эти налоги ориентированы на выравнива­ние результатов экономического соревнования, т. е. сдерживание яв­ных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источ­ником бюджетных поступлений[12].

Американские экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц, рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства (налог на фонд за­работной платы, налог на прибыль с корпораций) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость, налог с оборота)[13].

Заключение

Заканчивая данную курсовую работу, следует сказать, что взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».[14]

Налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоговый механизм любого государства состоит из совокупности организационных принципов. Для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначные толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

 

 

Список литературы:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308.

2. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – М.: ИНФРА – М, 2001.

3. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Перов А.В., Толкушин А.В. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

4. Налоги и налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: «Аналитика – Пресс», 1997.

5. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М, 1937. С. 28.

6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001.

7. К.Г. Pay «Основные начала финансовой науки». Т. II. СПб., 1868. С. 312.

8. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262.

9. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996. С. 23.

10. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 36—38.

11. Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114.

12. Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории го­сударственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 178.

13. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2003. – 296 с.

14. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.

15. «Налоговый кодекс РФ» - М.: Эксмо – 2009.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308.

[2] Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.

[3] Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2003. – 296 с.

[4] Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М, 1937. С. 28.

[5] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001.

[6] Например, в 1868 г. в работе К.Г. Pay «Основные начала финансовой науки» отмечалось, что «деление податей на реальные и личные устарело. Первые сообра­жаются с имущественными, вторые с личными отношениями» (Т. II. СПб., 1868. С. 312).

[7] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001.

[8] Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262.

[9] «Налоговый кодекс РФ» - М.: Эксмо – 2009

[10] Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996. С. 23.

[11] Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 36—38.

[12] Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114.

[13] Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории го­сударственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 178.

[14] Статья 57 Конституции РФ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: