Методика подготовки и проведения вечерней свечи




По мнению большинства ребят, самыми незабываемыми моментами смены являются огоньки и костры.

Без них жизнь в лагере, семейке (отряде) была бы менее полной. Но немаловажную роль в сплочении семейки играет и Вечерняя свеча.

Вечерняя свеча — это одна из самых известных традиций лагерей.

Ее цель: проанализировать прошедший день — что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день.

Свечу желательно проводить ежедневно или 1 раз в 2–3 дня.

Для вечерней свечи существуют правила:

1. Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече.

2. Все: и дети, и взрослые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3. Дети и вожатые должны выполнять законы:

o Когда говорит один — все молчат.

o Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

o Закон свободного микрофона.

o Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы.

o Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.

o Через центр круга переходить нельзя.

Свеча — это коллективное обсуждение семейкой и взрослыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении — содержание. Педагогический смысл свечи — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора. «Свеча» — это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем.

На свече идут самые важные разговоры о "семейных" делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

Свеча — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Вечерняя свеча идет 15–20 минут. Старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество.

Свечка зажигается человеком, которому на данный момент отяд доверяет больше всего. Если свечка потухла, то на этом свечка заканчивается, независимо от того, успели ли все высказаться, или нет.

Говорят, что во время Свечки к каждому сидящему тянется маленький лучик от свечки. Поэтому выходить из круга можно только в случае крайней необходимости.

Я хочу сказать 5 спасибо - тем ребятам которые заслужили это сегодня больше всех. Как вы думаете кого я хочу поблагодарить и за что. Это будет маленький тренииг внимательного отношения к другим и стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить «спасибо»

Во время Свечки ведущий выбирает талисман и передает его дальше по кругу. Тот, у кого в данный момент талисман находится, говорит о прошедшем дне или по заданной теме, или о всем вместе. Говорить может только он. Затем он передает талисман следующему и дальше по кругу. Затем, ведущий подводит итог. Все встают, и задувают свечку.

ВАРИАНТЫВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ МОГУТ БЫТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:

1. Говорят желающие.

2. Один человек говорит, затем передает «свободный микрофон», кому пожелает.

3. Вожатый (воспитатель) передает «свободный микрофон» кому пожелает.

ФОРМЫВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ:

· Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.

· Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

· Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец. Говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

· На этом вечере говорят: «Спасибо» одному человеку из семейки, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.

· «Прогноз погоды». Выразит словами или условными знаками состояние совей души.

· Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.

· «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т. п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

· «Шляпа», «Ромашка», «Листочки». Иногда детям трудно начать разговор о себе, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т. п.

· «Конфеты». Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет — столько предложений вы должны рассказать о себе.

· «Ниточки». Перед началом свечи детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 −30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.О. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

· «Дерево». В семейном уголке вы можете поместить стволы деревьев без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждой вечерней свечи на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми — самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т. п.

· «Конверт откровений». На предложенных листочках бумаги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет воспитатель (вожатый).

· "Ромашка". От цветочка каждый отрывает по лепесточку. Там написано прилагательное или не законченное предложение. Этот лепесток отдаётся тому кому это подходит.

· "я сегодня молодец,потому что..." Такими словами в лагерях иногда заканчивают свечку, чтобы дети могли правильно себя оценить и подвести итог пройденного дня....чтоб рефлексия произошла.

Первую свечу проводят педагоги.

Педагогическая задача свечи в первые дни смены — научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день.

Первые дни детей переполняют впечатления. У них потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось.

Начать ее можно либо с песни, либо с легенды, рассказа, притчи… (Легенда о пепельном городе)

Вожатый (воспитатель) объясняет ребятам законы свечи, а затем проводит знакомство, используя талисман-игрушку, значок, часы…, «свободный микрофон». Тот, у кого в руках окажется этот предмет, может высказываться, после чего талисман нужно передать, пока он вновь не вернется к ведущему. Знакомство лучше начать с самого ведущего, что позволит создать теплую, доверительную атмосферу. Постарайтесь действительно искренне, кратко рассказать о себе без интимных подробностей, но не ограничиваясь стандартными фразами. После чего передайте «микрофон» следующему ребенку.

Важно, чтобы на этой свече, по возможности, высказались все; если ребенку очень трудно — задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте.

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ СВЕЧИ — ЭТО ВАША ПЕРВАЯ ДИАГНОСТИКА!

К концу смены, если вы хорошо постараетесь, дети полюбят свечу и будут особенно тщательно готовиться к ним.

На прощальной свече каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать свободный микрофон. Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать о себе. Так например на последнем вечере пускается по кругу свечка. Тот у кого в руках свеча должен высказать свое мнение о любых двух людях из отряда.

В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде, на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман — это будет ваш прощальный звездопад.

Есть еще такая традиция: на последней отрядной "свечке", передавая ее следующему в кругу, капать на руку расплавленным воском - чтобы помнить. Это почти не больно. И такие ожоги проходят очень быстро: едва краснеющий след на руке пропадет уже наутро.

Типы свечек

Один из важных моментов в свечке - это создание правильной атмосферы: спокойной, не агрессивной. Все претензии должны высказываться как пожелания, а не как упреки, этого можно достигнуть начальным вступлением вожатого.

Вожатый говорит "в кругу" вместе со всеми, и подводит итог в конце свечки подводя итог. Что бы снять негатив по отношению к кому либо, он может попросить слова в начале и высказать пожелание данному человеку - этим он снижает вероятность нападок на него в последствии. Конечно лучше, если это возможно, сделать это когда до него дойдет очередь в кругу.

Вожатый должен регулировать время свечки: если остается свободное - попеть или поговорить "за жизнь", если на свечку отведено мало времени - можно высказаться в начале, таким образом, что бы сказать по возможности все, что могут сказать ребята, и подвести итог дня - этим можно добиться, что выступления ребят будут короче. Также выступления ребят можно сделать короче несколько подняв эмоциональную атмосферу свечки, опять таки посредствам выступления.

Одна из самых распространенных форм ведения свечки - это маленький предмет-талисман, передающийся по кругу.

"Расскажи мне о себе" - традиционная свечка, проводится в начале смены, на ней ребята рассказывают друг другу о себе, то что считают нужным. Рассказывающему можно задать вопрос, но отвечать на него или нет - это его право.

"Расскажи мне обо мне" - традиционная свечка, проводится в конце смены, на ней каждый выбирает себе некоторое количество ребят (это зависит от времени, но обычно трех), которые говорят этому человеку свое мнение о нем, также могуг высказаться и все желающие.

Экстренная свечка - собирается по требованию любого человека из отряда в любое удобное время. Человек, потребовавший свечу, ставит перед отрядом какой либо вопрос, причем этот вопрос может касаться как всего отрял, так и его лично, и отряд решает поставленный вопрос. Не следует использовать эту свечку без веских причин, человек по инициативе которого созвали эту свечку, несет ответственность за ее важность, об всем этом следует рассказать ребятам в начале смены. Однако в случае необходимости вожатый может даже посоветовать ребенку созвать такую свечку. Эта свечка очень сложная и относиться к ней необходимо с особым вниманием.

Ежевечерняя свечка - Её по очереди могут проводить ребята. На ней проводится рефлексия и анализ дня. Акцент на свечке следует делать на анализ, а не на рефлексию - это более содержательно. В начале смены скажите, что на такой cвечке говорящий человек должен ответить ма следуюшие вопросы: Что было хорошо и почему?, Что стоит изменить и почему?. Обращайте внимание ребят на аргументацию - без нее анализа не будет.

Ежевечерняя свечка - действие у которого есть начало и конец, закаычивать ее можно отрядной песней и коллективным гашением свечи.

Я хочу сказать 5 спасибо - тем ребятам которые заслужили это сегодня больше всех. Как вы думаете кого я хочу поблагодарить и за что. Это будет маленький тренииг внимательного отношения к другим и стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить «спасибо» Операция "Ц-Ц-Ц" - Создание атмосферы при помощи песен. Обший принцип создания настроения песнями - начинать с тех песен, которые соответствуют настоящему настроению отряда, переходя к песням, соответствуюшим необходимому настроению отряда.

"сонной" речевкой -

День отшумел, и ночью обьятый, лагерь зовет нас уснуть Доброй вам ночи, наши ребята, Доброй вам ночи, наши девчата, Завтра нам снова в путь.

...или

Дремлют кусты, дремлют цветы. Лагерь встречает приход темноты. Ветер устал в наши окна стучать. Спать! Спать! Спать!.

...или просто словами типа: "Путь завтрашний день будет хорошим" и т.д.

Свечки знакомства

Приготовить необычный, своеобразный талисман. Талисман пускается по кругу, получивший его рассказывает о себе. Вожатый начинает, вожатый заканчивает. Настроитесь на то, что нужно выслушать каждого;

Заранее заготовить вопросы или незаконченные фразы, написать их на карточках, ребята вытягивают карточки, отвечая на них. Это сэкономит время, избавит от детских комплексов. Чтобы облегчить твою работу, мы предлагаем тебе примерные фразы:

· Моё самое лучшее качество...

· Одно из моих заветных желаний - это...

· От нашей встречи (от этого дня. от смены) я жду...

· Моё будущее нарисовано такими красками...

· Жизнь для меня - это...

· Самый счастливый день в моей жизни, был...

· Самым дорогим для меня подарком был...

· Если бы у меня был 1 миллион $, то...

· Я пришёл на этот огонёк, чтобы...

· Я не люблю когда...

· В будущем я себя вижу...

· Самый лучший человек - это...

Попросите ребят вспомнить яркий вспоминающийся день в их жизни и рассказать об этом. Каждый рассказчик имеет право на три «почему». Благодаря проведению такой свечки можно получить важную информацию о ценностях ребенка. Этот вид свечки актуален и на третий день смены.

Карта знакомства

Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.

Рассказ - эстафета

Этап развития коллектива.Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: все говорят, а чего бы и мне не сказать. Выговаривается вся группа. Уровень отряда - любой.

Пакет откровений

Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы. Уровень отряда - любой.

Музей любимых вещей

3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о предмете характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. Уровень отряда - высокий.

Гороскоп

2-3 день смены. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характепистика знака. Необычная характеристика детей. Форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д. Уровень отряда - низкий.

Фонарщик

3-5 день смены. Эмоциональное представление легенды о маленьком фонаршике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы. Уровень отряда - высокий. Вариант: Букет цветов. На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

Памятный день

2-З день. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это свечка-тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сама свечка проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета. Уровень отряда - любой.

Горящая спичка

Группа рассаживается в тесный круг. Руководитель зажигает спичку и передаёт её по кругу. Тому, у кого в руках спичка погаснет, члены группы задают любые три интересующие их вопроса, или он задаёт любым трём какой-либо вопрос, или ещё что-либо в этом роде: Ответивший снова зажигает спичку и передаёт её по кругу.

Вопросы, которые можно использовать в беседе «Свеча по кругу»

· Есть ли у тебя цель в жизни?

· Как бы ты провел свой последний день в жизни?

· Что такое жизнь?

· Каким ты хотел бы быть всегда?

· Что важнее всего уметь в жизни?

· Что для тебя радость?

И т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: