Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики.
Подготовительная группа.
«Социально-коммуникативное развитие»
В начале года диагностику проводит куратор, в конце психолог (СКР, ПР) (директор), логопед (РР).
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | |||||
Показатели, вопросы | Форма проведения | Откуда берется оценка | |||
Отношение к окружающим | Ребенок демонстрирует положительное отношение к другим детям. | Наблюдение | н1 | ||
Ребенок демонстрирует положительное отношение к членам семьи. | Наблюдение | Н2 | |||
Ребенок демонстрирует положительное отношение к сотрудникам Детского сада. | Наблюдение | Н3 | |||
Умеет объединяться со сверстниками для игры и труда, договариваться, дружить. | Наблюдение | Н4 | |||
Моральные нормы и правила | Сформирована «позиция ученика»: уважает авторитет взрослого, принимает и выполняет задачу. | Наблюдение | Н5 | ||
Проявляет отзывчивость, справедливость, скромность | Наблюдение | Н6 | |||
Следует положительному примеру, не следует отрицательному | Наблюдение | Н7 | |||
Осознанно выполняет правила и соблюдает нормы поведения (может объяснить, почему нужно так поступать: вопросы о драках, лени, помощи старшим и т.п.) Оценить сложноподчиненные предложения РР Грамматика | Наблюдение/ беседа | Н8, б5 | |||
Вежливость | Не перебивает без надобности. | Наблюдение | Н9 | ||
Умеет спокойно отстаивать свое мнение | Наблюдение | Н10 | |||
Внимательно слушает | Наблюдение | Н11 | |||
Уступает очередь в разговоре | Наблюдение | Н12 | |||
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. | |||||
Образ Я | ФИО | Занятие | З1 | ||
Возраст и дата рождения | Занятие | З2 | |||
Кем ты был раньше? Что умел? Кто ты сейчас? Что умеешь? Кем будешь потом? Что научишься делать? | Занятие | З3 | |||
Семья | Имена, отчества членов семьи | Занятие | З4 | ||
Родственные отношения (Кто ты для родителей? Кто ты для бабушки? Кто мама для папы? Кто твоя сестра для бабушки?) | Занятие | З5 | |||
Чем занимаются родители (важность труда для общества) | Занятие | З6 | |||
Адрес | Занятие | З7 | |||
Детский сад | Нравится ли тебе ходить в Детский сад? Почему? (Вопрос не оценивается, нужен для завязывания беседы) | Беседа | Б1 | ||
Зачем нужен Детский сад? | Беседа | Б2 | |||
Чем Детский сад отличается от школы? | Беседа | Б3 | |||
Чем Умейки (подготовительная группа) отличаются от всех детей детского сада? | Беседа | Б4 | |||
Город | Диагностируется в ОО «Познавательное развитие» | ||||
Страна | Диагностируется в ОО «Познавательное развитие» | ||||
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | |||||
КГН и самообслуживание | Опрятный внешний вид после переодевания | Наблюдение | Н13 | ||
Привычка мыть руки | Наблюдение | Н14 | |||
Привычка вытирать лицо и руки насухо | Наблюдение | Н15 | |||
Привычка причесывается | Наблюдение | Н16 | |||
Привычка сморкаться и вытирать нос | Наблюдение | Н17 | |||
Привычка есть аккуратно | Наблюдение | Н18 | |||
Порядок в своем шкафу | Наблюдение | Н19 | |||
Аккуратно и без напоминания заправлять постель | Наблюдение | Н20 | |||
Без напоминания убирает свое рабочее место. | Наблюдение | Н21 | |||
ОПТ | Поддерживает порядок и чистоту в группе и на участке. | Наблюдение | Н22 | ||
Добросовестно и самостоятельно выполняет обязанности дежурного | Наблюдение | Н23 | |||
Уважение труда | Как мы уважаем труд дворника, воспитателя, повара? | Беседа | Б7 | ||
Формирование основ безопасности. | |||||
Безопасность в природе | Чем природа может быть опасна человеку? Какие правила безопасности? | Беседа | Б8 | ||
Чем человек может быть опасен природе? Зачем нужно ее беречь и охранять? | Беседа | Б9 | |||
Что такое Красная книга? Какие там есть растения (1)? Какие там есть животные(1)? | Беседа | Б10 | |||
Правила дорожного движения | Зачем нужны Правила дорожного движения? | Беседа | Б11 | ||
Какие ты знаешь правила дорожного движения? | Беседа | Б12 | |||
Что такое ГИБДД? | Беседа | Б13 | |||
Безопасно выходит на прогулку, может объяснить, почему. | Наблюдение/беседа | Б14, н24 | |||
Назвать по картинкам знаки («Дети», «Искусственная неровность», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка») | Беседа | Б15 | |||
Ведет себя правильно в общественном транспорте. | Наблюдение | Н25 | |||
БЖ | Соблюдает правила безопасности в группе, на участке, учит младших. | Наблюдение | Б26 | ||
Какие ты знаешь правила безопасности? (4 -5) | Беседа | Б16 | |||
Какие службы могут помочь в случае опасности? (2 – 3) Как их вызвать? | Беседа | Б17 | |||
Как вести надо себя с незнакомыми людьми? (2) | Беседа | Б18 | |||
Как вести себя с посторонними предметами на улице? (2) | Беседа | Б19 | |||
Игровая деятельность | |||||
Сюжетно-ролевая игра | Активно участвует в сложных сюжетно-ролевых играх | Наблюдение | Н27 | ||
Является инициатором общей сюжетно-ролевой игры | Наблюдение | Н28 | |||
Подбирает и создает игровой материал для совместной сюжетно-ролевой игры | Наблюдение | Н29 | |||
Играет в игры на основе полученных знаний (книг, экскурсий, передач и т.д.) творчески их перерабатывая | Наблюдение | Н30 | |||
Эффективно общается в процессе игры | Наблюдение | Н31 | |||
Оценить диалогическую речь РР СР в процессе игры | Наблюдение | Н32 | |||
«Познавательное развитие»
Показатели, вопросы | Форма проведения | Откуда берется оценка | |
Первичные представления | Принимает задание или вопрос, правильно его понимает, при выполнении пользуется полученными знаниями (не импульсивный ответ). | Наблюдение | Н33 |
Сенсорное развитие | Что могут рассказать про предмет: глаза, уши, руки, нос, язык (по 1-2) | Беседа | Б20 |
Предметный мир | Называние, назначение (всех), признаки, материал, части (одного на выбор) (3 картинки) Оценить бытовой словарь РР Словарь Смартфон Бетономешалка Оценить понимание смысла слов РР Словарь Книжка | Беседа | Б21 |
Что было до того как появился смартфон? | Беседа | Б24 | |
Транспорт | Классификация транспорта по назначению и по способу передвижения | Беседа | Б25 |
Город | Как называется наш город? | Беседа | Б26 |
Достопримечательности города и региона (5) | Беседа | Б27 | |
Знаменитые люди города (3) | Беседа | Б28 | |
Страна | Как называется наша страна? Как называемся мы – граждане нашей страны? | Беседа | Б29 |
Как выглядит флаг нашей страны? | Беседа | Б30 | |
Как выглядит герб нашей страны? | Беседа | Б31 | |
Гимн (поведение при слушании) | Наблюдение | Н36 | |
Как называется столица нашей страны? | Беседа | Б32 | |
Кто управляет страной, как его зовут? Оценить обществоведческий словарь по разделам Город, Страна РР Словарь | Беседа | Б33 | |
Для чего нужна армия? | Беседа | Б35 | |
Планета | Как называется наша планета? | Беседа | Б36 |
Кто, кроме россиян, живет на планете? (граждане других стран) Чем они различаются? | Беседа | Б37 | |
Ты бы хотел дружить с… (японцем, африканцем и др.) | Беседа | Б38 | |
Профессии | Какие ты знаешь профессии?(3) Что они делают? | Беседа | Б39 |
Кем ты хочешь стать? Почему? (желание приносить пользу) | Беседа | Б40 | |
Количество и счет | Состав числа 6 (включая 0) можно с предметами | Занятие | З8 |
3 примера на сравнение | Занятие | З9 | |
Составь и реши задачу устно (условие, вопрос, решение, ответ) без наводящих вопросов. | Занятие | З10 | |
Величина | «Сравни по величине» (по двум признакам) | Беседа | Б41 |
Разделить на части квадрат (2 и 4) и назвать части | Беседа | Б42 | |
Форма | Знает и называет линии (напишите букву «Л» возле луча) | Занятие | З11 |
Разложи на группы (объемные и плоскостные), назови, какие знаешь | Беседа | Б43 | |
Преврати квадрат в два треугольника, преврати квадрат в два прямоугольника | Беседа | Б44 | |
Составь четырехугольник из двух треугольников, составь четырехугольник из одного большого и двух маленьких треугольников. | Беседа | Б45 | |
Ориентировка в пространстве | Графический диктант по клеточкам «собачка», затем рядом правильно повторить получившуюся фигуру. | Занятие | З12 |
Ориентировка во времени | Месяцы, сколько всего, 3-ый лишний, какой сейчас, какой был, какой будет. Сколько дней в неделе, какой сейчас. | Беседа | Б46 |
Сколько времени изображено на часах (поставить половину десятого), назначение стрелок, поставь время (ровно семь часов). | Беседа | Б47 | |
Экология | Назови признаки, чем живое отличается от неживого? | Беседа | Б48 |
Зачем нужны насекомые? Оценить использование сложноподчиненных предложений РР Грамматика | Беседа | Б49 | |
Животные | Продолжи ряд: зимующие птицы, хищные млекопитающие, жалящие насекомые. | Беседа | Б51 |
Что нужно животным, чтобы жить в воздухе? (достаточно одного ответа) | Беседа | Б52 | |
Что нужно животным, чтобы жить в воде? (достаточно одного ответа) | Беседа | Б53 | |
Растения и плоды | Пронумеруй в правильной последовательности жизненный цикл растения (горох). | Занятие | З13 |
Чем различаются между собой деревья, кустарники и травы? | Беседа | Б54 | |
Какую пользу приносят растения? | Беседа | Б55 | |
Неживая природа | Что относится к неживой природе? | Беседа | Б56 |
Что такое полезные ископаемые, какие ты знаешь (1)? (попросить объяснить слово «ископаемые» для оценки понимания смысла слова РР словарь) | Беседа | Б57 | |
Что может быть твердым, жидким, газообразным? Оценить природоведческий словарь | Беседа | Б59 | |
Сезоны | Какое сейчас время года? Докажи (существенные признаки: календарь, живая, неживая природа, жизнь и деятельность человека) Оценить сложноподчиненные предложения РР Грамматика | Беседа | Б61 |
Дидактические игры | Играет в игры со словами и числами | Наблюдение | Н37 |
Собирает по схеме | Наблюдение | Н38 | |
Соблюдает правила в групповых дидактических играх. | Наблюдение | Н39 |
«Речевое развитие»
Словарь | Бытовой словарь – ПР сенсорное развитие, предметный мир, | Беседа | Б22 |
Природоведческий словарь - ПР ознакомление с миром природы | Беседа | Б60 | |
Обществоведческий словарь – ПР – город, страна, профессии | Беседа | Б34 | |
Понимание смысла слов – ПР Предметный мир, Неживая природа | Беседа | Б23, б58 | |
Точность использования частей речи – по наблюдению во время беседы по ПР | Наблюдение | Н34 | |
Звуковая культура речи | Звукопроизношение | Беседа | Логопед |
Называть слово с определенным звуком | Беседа | Логопед | |
Определять место звука в слове | Беседа | Логопед | |
Грамматика | Согласование слов в предложении – по наблюдению во время беседы по ПР | Наблюдение | Н35 |
Однокоренные слова. Игра «Слова – родственники»: лес, снег. | Беседа | Б63 | |
Глаголы с приставками. Игра «Скажи наоборот» забежал- выбежал, пришел- ушел, подъехала- отъехал а | Беседа | Б64 | |
Суффиксы «Скажи ласково» - лиса - …, окно - …, машина - …, чистый - … | Беседа | Б65 | |
Сравнительные прилагательные. Громко- громче, ярко- ярче | Беседа | Б66 | |
Использование сложноподчиненных предложений – по наблюдению во время беседы по ПР Сезоны, Экология, СКР МНП | Беседа | Б6, б50, б62 | |
Связная речь | Умеет вести диалог с взрослым | Беседа | Психолог |
Диалог с детьми (3 передачи) – по наблюдению СКР Игровая деятельность | Наблюдение | Н32 | |
Рассказывает историю из личного опыта – логичная последовательность, развернутость, эмоциональность | Занятие | З14 | |
Повторяет за взрослым короткий рассказ «Лев и мышь». Оценивается точность (повторил 80 % текста), использование авторских слов и обороты, использует прямую речь. | Занятие | З15 | |
Драматизируя, с соответствующими интонациями Оценить умение различать жанры РР ХЛ | Занятие | З16 | |
Составляет рассказ по серии картинок (Сутеев) | Беседа | Б67 | |
Грамота | Умеет составить предложение, назвать последовательность слов в предложении | Беседа | Логопед |
Делит двух и трехсложные слова на слоги | Беседа | Логопед | |
Составляет слова из слогов | Беседа | Логопед | |
Определяет последовательность звуков в простых словах | Беседа | Логопед | |
Художественная литература | Различает жанры сказки и рассказа оценивается В РР СР | Занятие | З17 |
Может рассказать, скороговорку, считалку, стих | Занятие | З18, з19, з20 | |
Может назвать любимую сказку (рассказ, книгу) | Занятие | З21 | |
Внимательно слушает чтение | Наблюдение | Н40 | |
Сопереживает героям | Наблюдение | Н41 |
«Художественно-эстетическое развитие»
Художественное восприятие | Показать картины Саврасова «Грачи прилетели», Васнецова «Богатыри», Левитан «Март», попросить назвать картину и художника. | Преподаватель изо |
Чем картина отличается от скульптуры? | Преподаватель изо | |
Как называют того, кто рисует картинки в книжках? Каких художников – иллюстраторов ты знаешь? | Преподаватель изо | |
Показать изображения разных зданий (храм, жилой дом, магазин, школа, беседка) спросить, как все это назвать одним названием? Как называется эта архитектурная постройка? | Преподаватель изо | |
Кто придумывает, какой построить дом (делает проект)? | Преподаватель изо | |
Кто пишет картины? | Преподаватель изо | |
Кто пишет книжки? | Преподаватель изо | |
Фольклор | Показать картину Шишкина «Утро…», Васнецов «Богатыри» и Гжель, Городец. Спросить, что из этого народное искусство. Как они называются и как ты это понял? (материал, назначение, цвет) | Преподаватель изо |
Творческое самовыражение | Нарисуй летний и зимний замок (оценивается беглость, оригинальность и разработанность, теплые, холодные тона Рисование) | Преподаватель изо |
Изо (общие способности) | Сохраняет правильную позу при изодеятельности, подготавливает и убирает рабочее место. | Преподаватель изо |
Создает законченные работы. | Преподаватель изо | |
Передает основные свойства предметов (форма, цвет, величина), детализирует. (ДДЧ) | Психолог | |
Предметное рисование | Правильно держит карандаш, соблюдает правильный нажим. Правильное пользование кисточкой и красками. | Преподаватель изо |
Попросить положить лист вертикально или горизонтально. Нарисовать простым карандашом. Человек стоит – человек лежит, кошка стоит – лежит. | Преподаватель изо | |
Нарисовать с натуры яблоко, попросить по памяти дорисовать любой фрукт. | Преподаватель изо | |
Нарисовать карандашом завитки –улитки от центра и к центру, длинные линии - земля, короткие штрихи – травка. Улитки ближе или дальше. Раскрасить улиток, сделать их разными по светлоте. | Преподаватель изо | |
Раскрасить цветовой круг. Называют получившиеся цвета. | Преподаватель изо | |
Теплые и холодные цвета Оценить по Творческое самовыражение | Преподаватель изо | |
Сюжетное рисование | Нарисовать отрывок литературного произведения, Оцениваем расположение по всему листу, соотношение по величине, загораживают ли друг друга. | Преподаватель изо |
Декоративное рисование | Показать дымку, городец, гжель Попросить нарисовать то, что понравилось. | Преподаватель изо |
Лепка | Попросить самостоятельно слепить гнездо и птичку, которая приготовилась лететь. | Преподаватель изо |
Аппликация | Сделать работу по образцу и с шаблонами. | Преподаватель изо |
Прикладное творчество | Сделать самолетик | Преподаватель изо |
Дать набор материала, пластилин и попросить сделать животное. | Преподаватель изо |
ПТ работа с тканью | Пришить пуговицу | З22 |
Конструктивно-модельная деятельность | Несколько построек, объединенных общей темой | Н43 |
Называет строительные детали (объемные геометрические фигуры) | Б43 | |
Строит по схеме | Психолог | |
Создает модель из Лего по заданию (дом, двухэтажный дом, самолет, корабль, мост, автомобиль) | З23 | |
Учреждения культуры | Может назвать театры и музеи (3 – 4), которые посещал, высказывает свое мнение. | Музыкальный руководитель |
Как нужно вести себя в театре или в музее? (3-4 важных правила с пояснением) | Музыкальный руководитель | |
Музыкальная деятельность | ||
Музыкальные способности | С интересом слушает музыку. | Музыкальный руководитель |
Повторяет ритм в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмический рисунок мелодии. | Музыкальный руководитель | |
Какие музыкальные профессии ты знаешь? (не меньше трех) | Музыкальный руководитель | |
Художник пишет картины красками, в композитор пишет музыку… (нотами) | Музыкальный руководитель | |
Классификация музыкальных инструментов | Музыкальный руководитель | |
Слушание | Различает звуки в пределах терции | Музыкальный руководитель |
Называет жанры (песня, разновидности танцев, разновидности марша) | Музыкальный руководитель | |
Определяет, закончилось ли произведение | Музыкальный руководитель | |
Узнает творчество композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Сен-Санса. | Музыкальный руководитель | |
Пение | Выразительно поет | Музыкальный руководитель |
Правильно берет дыхание | Музыкальный руководитель | |
Смягчает концы фраз | Музыкальный руководитель | |
Поет в диапазоне от до первой октавы до р е второй октавы | Музыкальный руководитель | |
Артикуляция (дикция) при пении | Музыкальный руководитель | |
Сольное пение | Музыкальный руководитель | |
Песенное творчество | Импровизирует мелодии в разных жанрах (марша, вальса) на знакомые тексты (стихи, скороговорки, алфавит, счет). | Музыкальный руководитель |
Музыкально-ритмические движения | Подскоки (легкие) | Музыкальный руководитель |
Галоп (боковой) | Музыкальный руководитель | |
Переменный шаг | Музыкальный руководитель | |
«Ковырялочка» | Музыкальный руководитель | |
«Гармошка» | Музыкальный руководитель | |
«Присядка» (для мальчиков) | Музыкальный руководитель | |
Плавные руки | Музыкальный руководитель | |
Умение держать руки в заданном положении | Музыкальный руководитель | |
Выполнение упражнений в танце | Музыкальный руководитель | |
Качественное выполнение движений в хороводе | Музыкальный руководитель | |
Умение держать расстояние между парами | Музыкальный руководитель | |
Перестроения деление круга на две части, и еще на две части, закрутка, «змейка» | Музыкальный руководитель | |
Танцевальное творчество | Придумывает движения отражающие содержание песни (кто в круге, тот придумывает) | Музыкальный руководитель |
Инструменты | Исполняет индивидуально знакомую мелодию, используя правильные приемы игры на инструментах. | Музыкальный руководитель |
Умеет играть на инструментах в подгруппе | Музыкальный руководитель | |
Театр-е игры | Какие театральные профессии ты знаешь? (не меньше трех) | Музыкальный руководитель |
Использует в игре разные виды театра. | Н 42 |
«Физическое развитие»
Правильное питание | Как правильно питаться (три любых правильных ответа)? | Беседа | Инструктор ФК |
Движение | Зачем люди занимаются спортом? (три правильных ответа) (психолог) | Беседа | Психолог |
Закаливание и гигиена | Как можно закаляться? (2 способа) Зачем? | Беседа | Инструктор ФК |
Здоровье | Что нужно, чтобы человек был здоровым? | Беседа | Инструктор ФК |
Осанка | Сохраняет правильную осанку: сидя, стоя, в движении | Наблюдение | Ст. медсестра |
Ходьба и бег | Оценка за качественные показатели ходьбы и бега | Занятие | Инструктор ФК |
Прыжки | Оценка за качественные показатели прыжка, скакалку | Занятие | Инструктор ФК |
Метание | Оценка за качественные показатели метания | Занятие | Инструктор ФК |
С мячом | Бросать-ловить одной рукой, отбивать правой и левой рукой, вести мяч правой и левой рукой на месте и в движении | Занятие | Инструктор ФК |
Совместные действия | Перестроения, умение равняться в колоне, шеренге, кругу. Ритмичные упражнения под счет | Занятие | Инструктор ФК |
Лазание | Перелезает с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали | Занятие | Инструктор ФК |
Лыжи, санки, велосипед | Ходит на лыжах скользящим шагом Поднимается на склон Спускается с горы | Занятие | Инструктор ФК |
Психофизические качества | Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие статическое, равновесие динамическое равновесие | Занятие | Инструктор ФК |
Подвижные игры | Самостоятельно организует знакомые подвижные игры Играет в спортивные игры: футбол, бадминтон | Наблюдение | Инструктор ФК |