Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики.
Подготовительная группа.
«Социально-коммуникативное развитие»
В начале года диагностику проводит куратор, в конце психолог (СКР, ПР) (директор), логопед (РР).
| Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | |||||
| Показатели, вопросы | Форма проведения | Откуда берется оценка | |||
| Отношение к окружающим | Ребенок демонстрирует положительное отношение к другим детям. | Наблюдение | н1 | ||
| Ребенок демонстрирует положительное отношение к членам семьи. | Наблюдение | Н2 | |||
| Ребенок демонстрирует положительное отношение к сотрудникам Детского сада. | Наблюдение | Н3 | |||
| Умеет объединяться со сверстниками для игры и труда, договариваться, дружить. | Наблюдение | Н4 | |||
| Моральные нормы и правила | Сформирована «позиция ученика»: уважает авторитет взрослого, принимает и выполняет задачу. | Наблюдение | Н5 | ||
| Проявляет отзывчивость, справедливость, скромность | Наблюдение | Н6 | |||
| Следует положительному примеру, не следует отрицательному | Наблюдение | Н7 | |||
| Осознанно выполняет правила и соблюдает нормы поведения (может объяснить, почему нужно так поступать: вопросы о драках, лени, помощи старшим и т.п.) Оценить сложноподчиненные предложения РР Грамматика | Наблюдение/ беседа | Н8, б5 | |||
| Вежливость | Не перебивает без надобности. | Наблюдение | Н9 | ||
| Умеет спокойно отстаивать свое мнение | Наблюдение | Н10 | |||
| Внимательно слушает | Наблюдение | Н11 | |||
| Уступает очередь в разговоре | Наблюдение | Н12 | |||
| Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. | |||||
| Образ Я | ФИО | Занятие | З1 | ||
| Возраст и дата рождения | Занятие | З2 | |||
| Кем ты был раньше? Что умел? Кто ты сейчас? Что умеешь? Кем будешь потом? Что научишься делать? | Занятие | З3 | |||
| Семья | Имена, отчества членов семьи | Занятие | З4 | ||
| Родственные отношения (Кто ты для родителей? Кто ты для бабушки? Кто мама для папы? Кто твоя сестра для бабушки?) | Занятие | З5 | |||
| Чем занимаются родители (важность труда для общества) | Занятие | З6 | |||
| Адрес | Занятие | З7 | |||
| Детский сад | Нравится ли тебе ходить в Детский сад? Почему? (Вопрос не оценивается, нужен для завязывания беседы) | Беседа | Б1 | ||
| Зачем нужен Детский сад? | Беседа | Б2 | |||
| Чем Детский сад отличается от школы? | Беседа | Б3 | |||
| Чем Умейки (подготовительная группа) отличаются от всех детей детского сада? | Беседа | Б4 | |||
| Город | Диагностируется в ОО «Познавательное развитие» | ||||
| Страна | Диагностируется в ОО «Познавательное развитие» | ||||
| Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | |||||
| КГН и самообслуживание | Опрятный внешний вид после переодевания | Наблюдение | Н13 | ||
| Привычка мыть руки | Наблюдение | Н14 | |||
| Привычка вытирать лицо и руки насухо | Наблюдение | Н15 | |||
| Привычка причесывается | Наблюдение | Н16 | |||
| Привычка сморкаться и вытирать нос | Наблюдение | Н17 | |||
| Привычка есть аккуратно | Наблюдение | Н18 | |||
| Порядок в своем шкафу | Наблюдение | Н19 | |||
| Аккуратно и без напоминания заправлять постель | Наблюдение | Н20 | |||
| Без напоминания убирает свое рабочее место. | Наблюдение | Н21 | |||
| ОПТ | Поддерживает порядок и чистоту в группе и на участке. | Наблюдение | Н22 | ||
| Добросовестно и самостоятельно выполняет обязанности дежурного | Наблюдение | Н23 | |||
| Уважение труда | Как мы уважаем труд дворника, воспитателя, повара? | Беседа | Б7 | ||
| Формирование основ безопасности. | |||||
| Безопасность в природе | Чем природа может быть опасна человеку? Какие правила безопасности? | Беседа | Б8 | ||
| Чем человек может быть опасен природе? Зачем нужно ее беречь и охранять? | Беседа | Б9 | |||
| Что такое Красная книга? Какие там есть растения (1)? Какие там есть животные(1)? | Беседа | Б10 | |||
| Правила дорожного движения | Зачем нужны Правила дорожного движения? | Беседа | Б11 | ||
| Какие ты знаешь правила дорожного движения? | Беседа | Б12 | |||
| Что такое ГИБДД? | Беседа | Б13 | |||
| Безопасно выходит на прогулку, может объяснить, почему. | Наблюдение/беседа | Б14, н24 | |||
| Назвать по картинкам знаки («Дети», «Искусственная неровность», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка») | Беседа | Б15 | |||
| Ведет себя правильно в общественном транспорте. | Наблюдение | Н25 | |||
| БЖ | Соблюдает правила безопасности в группе, на участке, учит младших. | Наблюдение | Б26 | ||
| Какие ты знаешь правила безопасности? (4 -5) | Беседа | Б16 | |||
| Какие службы могут помочь в случае опасности? (2 – 3) Как их вызвать? | Беседа | Б17 | |||
| Как вести надо себя с незнакомыми людьми? (2) | Беседа | Б18 | |||
| Как вести себя с посторонними предметами на улице? (2) | Беседа | Б19 | |||
| Игровая деятельность | |||||
| Сюжетно-ролевая игра | Активно участвует в сложных сюжетно-ролевых играх | Наблюдение | Н27 | ||
| Является инициатором общей сюжетно-ролевой игры | Наблюдение | Н28 | |||
| Подбирает и создает игровой материал для совместной сюжетно-ролевой игры | Наблюдение | Н29 | |||
| Играет в игры на основе полученных знаний (книг, экскурсий, передач и т.д.) творчески их перерабатывая | Наблюдение | Н30 | |||
| Эффективно общается в процессе игры | Наблюдение | Н31 | |||
| Оценить диалогическую речь РР СР в процессе игры | Наблюдение | Н32 | |||
«Познавательное развитие»
| Показатели, вопросы | Форма проведения | Откуда берется оценка | |
| Первичные представления | Принимает задание или вопрос, правильно его понимает, при выполнении пользуется полученными знаниями (не импульсивный ответ). | Наблюдение | Н33 |
| Сенсорное развитие | Что могут рассказать про предмет: глаза, уши, руки, нос, язык (по 1-2) | Беседа | Б20 |
| Предметный мир | Называние, назначение (всех), признаки, материал, части (одного на выбор) (3 картинки) Оценить бытовой словарь РР Словарь Смартфон Бетономешалка Оценить понимание смысла слов РР Словарь Книжка | Беседа | Б21 |
| Что было до того как появился смартфон? | Беседа | Б24 | |
| Транспорт | Классификация транспорта по назначению и по способу передвижения | Беседа | Б25 |
| Город | Как называется наш город? | Беседа | Б26 |
| Достопримечательности города и региона (5) | Беседа | Б27 | |
| Знаменитые люди города (3) | Беседа | Б28 | |
| Страна | Как называется наша страна? Как называемся мы – граждане нашей страны? | Беседа | Б29 |
| Как выглядит флаг нашей страны? | Беседа | Б30 | |
| Как выглядит герб нашей страны? | Беседа | Б31 | |
| Гимн (поведение при слушании) | Наблюдение | Н36 | |
| Как называется столица нашей страны? | Беседа | Б32 | |
| Кто управляет страной, как его зовут? Оценить обществоведческий словарь по разделам Город, Страна РР Словарь | Беседа | Б33 | |
| Для чего нужна армия? | Беседа | Б35 | |
| Планета | Как называется наша планета? | Беседа | Б36 |
| Кто, кроме россиян, живет на планете? (граждане других стран) Чем они различаются? | Беседа | Б37 | |
| Ты бы хотел дружить с… (японцем, африканцем и др.) | Беседа | Б38 | |
| Профессии | Какие ты знаешь профессии?(3) Что они делают? | Беседа | Б39 |
| Кем ты хочешь стать? Почему? (желание приносить пользу) | Беседа | Б40 | |
| Количество и счет | Состав числа 6 (включая 0) можно с предметами | Занятие | З8 |
| 3 примера на сравнение | Занятие | З9 | |
| Составь и реши задачу устно (условие, вопрос, решение, ответ) без наводящих вопросов. | Занятие | З10 | |
| Величина | «Сравни по величине» (по двум признакам) | Беседа | Б41 |
| Разделить на части квадрат (2 и 4) и назвать части | Беседа | Б42 | |
| Форма | Знает и называет линии (напишите букву «Л» возле луча) | Занятие | З11 |
| Разложи на группы (объемные и плоскостные), назови, какие знаешь | Беседа | Б43 | |
| Преврати квадрат в два треугольника, преврати квадрат в два прямоугольника | Беседа | Б44 | |
| Составь четырехугольник из двух треугольников, составь четырехугольник из одного большого и двух маленьких треугольников. | Беседа | Б45 | |
| Ориентировка в пространстве | Графический диктант по клеточкам «собачка», затем рядом правильно повторить получившуюся фигуру. | Занятие | З12 |
| Ориентировка во времени | Месяцы, сколько всего, 3-ый лишний, какой сейчас, какой был, какой будет. Сколько дней в неделе, какой сейчас. | Беседа | Б46 |
| Сколько времени изображено на часах (поставить половину десятого), назначение стрелок, поставь время (ровно семь часов). | Беседа | Б47 | |
| Экология | Назови признаки, чем живое отличается от неживого? | Беседа | Б48 |
| Зачем нужны насекомые? Оценить использование сложноподчиненных предложений РР Грамматика | Беседа | Б49 | |
| Животные | Продолжи ряд: зимующие птицы, хищные млекопитающие, жалящие насекомые. | Беседа | Б51 |
| Что нужно животным, чтобы жить в воздухе? (достаточно одного ответа) | Беседа | Б52 | |
| Что нужно животным, чтобы жить в воде? (достаточно одного ответа) | Беседа | Б53 | |
| Растения и плоды | Пронумеруй в правильной последовательности жизненный цикл растения (горох). | Занятие | З13 |
| Чем различаются между собой деревья, кустарники и травы? | Беседа | Б54 | |
| Какую пользу приносят растения? | Беседа | Б55 | |
| Неживая природа | Что относится к неживой природе? | Беседа | Б56 |
| Что такое полезные ископаемые, какие ты знаешь (1)? (попросить объяснить слово «ископаемые» для оценки понимания смысла слова РР словарь) | Беседа | Б57 | |
| Что может быть твердым, жидким, газообразным? Оценить природоведческий словарь | Беседа | Б59 | |
| Сезоны | Какое сейчас время года? Докажи (существенные признаки: календарь, живая, неживая природа, жизнь и деятельность человека) Оценить сложноподчиненные предложения РР Грамматика | Беседа | Б61 |
| Дидактические игры | Играет в игры со словами и числами | Наблюдение | Н37 |
| Собирает по схеме | Наблюдение | Н38 | |
| Соблюдает правила в групповых дидактических играх. | Наблюдение | Н39 |
«Речевое развитие»
| Словарь | Бытовой словарь – ПР сенсорное развитие, предметный мир, | Беседа | Б22 |
| Природоведческий словарь - ПР ознакомление с миром природы | Беседа | Б60 | |
| Обществоведческий словарь – ПР – город, страна, профессии | Беседа | Б34 | |
| Понимание смысла слов – ПР Предметный мир, Неживая природа | Беседа | Б23, б58 | |
| Точность использования частей речи – по наблюдению во время беседы по ПР | Наблюдение | Н34 | |
| Звуковая культура речи | Звукопроизношение | Беседа | Логопед |
| Называть слово с определенным звуком | Беседа | Логопед | |
| Определять место звука в слове | Беседа | Логопед | |
| Грамматика | Согласование слов в предложении – по наблюдению во время беседы по ПР | Наблюдение | Н35 |
| Однокоренные слова. Игра «Слова – родственники»: лес, снег. | Беседа | Б63 | |
| Глаголы с приставками. Игра «Скажи наоборот» забежал- выбежал, пришел- ушел, подъехала- отъехал а | Беседа | Б64 | |
| Суффиксы «Скажи ласково» - лиса - …, окно - …, машина - …, чистый - … | Беседа | Б65 | |
| Сравнительные прилагательные. Громко- громче, ярко- ярче | Беседа | Б66 | |
| Использование сложноподчиненных предложений – по наблюдению во время беседы по ПР Сезоны, Экология, СКР МНП | Беседа | Б6, б50, б62 | |
| Связная речь | Умеет вести диалог с взрослым | Беседа | Психолог |
| Диалог с детьми (3 передачи) – по наблюдению СКР Игровая деятельность | Наблюдение | Н32 | |
| Рассказывает историю из личного опыта – логичная последовательность, развернутость, эмоциональность | Занятие | З14 | |
| Повторяет за взрослым короткий рассказ «Лев и мышь». Оценивается точность (повторил 80 % текста), использование авторских слов и обороты, использует прямую речь. | Занятие | З15 | |
| Драматизируя, с соответствующими интонациями Оценить умение различать жанры РР ХЛ | Занятие | З16 | |
| Составляет рассказ по серии картинок (Сутеев) | Беседа | Б67 | |
| Грамота | Умеет составить предложение, назвать последовательность слов в предложении | Беседа | Логопед |
| Делит двух и трехсложные слова на слоги | Беседа | Логопед | |
| Составляет слова из слогов | Беседа | Логопед | |
| Определяет последовательность звуков в простых словах | Беседа | Логопед | |
| Художественная литература | Различает жанры сказки и рассказа оценивается В РР СР | Занятие | З17 |
| Может рассказать, скороговорку, считалку, стих | Занятие | З18, з19, з20 | |
| Может назвать любимую сказку (рассказ, книгу) | Занятие | З21 | |
| Внимательно слушает чтение | Наблюдение | Н40 | |
| Сопереживает героям | Наблюдение | Н41 |
«Художественно-эстетическое развитие»
| Художественное восприятие | Показать картины Саврасова «Грачи прилетели», Васнецова «Богатыри», Левитан «Март», попросить назвать картину и художника. | Преподаватель изо |
| Чем картина отличается от скульптуры? | Преподаватель изо | |
| Как называют того, кто рисует картинки в книжках? Каких художников – иллюстраторов ты знаешь? | Преподаватель изо | |
| Показать изображения разных зданий (храм, жилой дом, магазин, школа, беседка) спросить, как все это назвать одним названием? Как называется эта архитектурная постройка? | Преподаватель изо | |
| Кто придумывает, какой построить дом (делает проект)? | Преподаватель изо | |
| Кто пишет картины? | Преподаватель изо | |
| Кто пишет книжки? | Преподаватель изо | |
| Фольклор | Показать картину Шишкина «Утро…», Васнецов «Богатыри» и Гжель, Городец. Спросить, что из этого народное искусство. Как они называются и как ты это понял? (материал, назначение, цвет) | Преподаватель изо |
| Творческое самовыражение | Нарисуй летний и зимний замок (оценивается беглость, оригинальность и разработанность, теплые, холодные тона Рисование) | Преподаватель изо |
| Изо (общие способности) | Сохраняет правильную позу при изодеятельности, подготавливает и убирает рабочее место. | Преподаватель изо |
| Создает законченные работы. | Преподаватель изо | |
| Передает основные свойства предметов (форма, цвет, величина), детализирует. (ДДЧ) | Психолог | |
| Предметное рисование | Правильно держит карандаш, соблюдает правильный нажим. Правильное пользование кисточкой и красками. | Преподаватель изо |
| Попросить положить лист вертикально или горизонтально. Нарисовать простым карандашом. Человек стоит – человек лежит, кошка стоит – лежит. | Преподаватель изо | |
| Нарисовать с натуры яблоко, попросить по памяти дорисовать любой фрукт. | Преподаватель изо | |
| Нарисовать карандашом завитки –улитки от центра и к центру, длинные линии - земля, короткие штрихи – травка. Улитки ближе или дальше. Раскрасить улиток, сделать их разными по светлоте. | Преподаватель изо | |
| Раскрасить цветовой круг. Называют получившиеся цвета. | Преподаватель изо | |
| Теплые и холодные цвета Оценить по Творческое самовыражение | Преподаватель изо | |
| Сюжетное рисование | Нарисовать отрывок литературного произведения, Оцениваем расположение по всему листу, соотношение по величине, загораживают ли друг друга. | Преподаватель изо |
| Декоративное рисование | Показать дымку, городец, гжель Попросить нарисовать то, что понравилось. | Преподаватель изо |
| Лепка | Попросить самостоятельно слепить гнездо и птичку, которая приготовилась лететь. | Преподаватель изо |
| Аппликация | Сделать работу по образцу и с шаблонами. | Преподаватель изо |
| Прикладное творчество | Сделать самолетик | Преподаватель изо |
| Дать набор материала, пластилин и попросить сделать животное. | Преподаватель изо |
| ПТ работа с тканью | Пришить пуговицу | З22 |
| Конструктивно-модельная деятельность | Несколько построек, объединенных общей темой | Н43 |
| Называет строительные детали (объемные геометрические фигуры) | Б43 | |
| Строит по схеме | Психолог | |
| Создает модель из Лего по заданию (дом, двухэтажный дом, самолет, корабль, мост, автомобиль) | З23 | |
| Учреждения культуры | Может назвать театры и музеи (3 – 4), которые посещал, высказывает свое мнение. | Музыкальный руководитель |
| Как нужно вести себя в театре или в музее? (3-4 важных правила с пояснением) | Музыкальный руководитель | |
| Музыкальная деятельность | ||
| Музыкальные способности | С интересом слушает музыку. | Музыкальный руководитель |
| Повторяет ритм в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмический рисунок мелодии. | Музыкальный руководитель | |
| Какие музыкальные профессии ты знаешь? (не меньше трех) | Музыкальный руководитель | |
| Художник пишет картины красками, в композитор пишет музыку… (нотами) | Музыкальный руководитель | |
| Классификация музыкальных инструментов | Музыкальный руководитель | |
| Слушание | Различает звуки в пределах терции | Музыкальный руководитель |
| Называет жанры (песня, разновидности танцев, разновидности марша) | Музыкальный руководитель | |
| Определяет, закончилось ли произведение | Музыкальный руководитель | |
| Узнает творчество композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Сен-Санса. | Музыкальный руководитель | |
| Пение | Выразительно поет | Музыкальный руководитель |
| Правильно берет дыхание | Музыкальный руководитель | |
| Смягчает концы фраз | Музыкальный руководитель | |
| Поет в диапазоне от до первой октавы до р е второй октавы | Музыкальный руководитель | |
| Артикуляция (дикция) при пении | Музыкальный руководитель | |
| Сольное пение | Музыкальный руководитель | |
| Песенное творчество | Импровизирует мелодии в разных жанрах (марша, вальса) на знакомые тексты (стихи, скороговорки, алфавит, счет). | Музыкальный руководитель |
| Музыкально-ритмические движения | Подскоки (легкие) | Музыкальный руководитель |
| Галоп (боковой) | Музыкальный руководитель | |
| Переменный шаг | Музыкальный руководитель | |
| «Ковырялочка» | Музыкальный руководитель | |
| «Гармошка» | Музыкальный руководитель | |
| «Присядка» (для мальчиков) | Музыкальный руководитель | |
| Плавные руки | Музыкальный руководитель | |
| Умение держать руки в заданном положении | Музыкальный руководитель | |
| Выполнение упражнений в танце | Музыкальный руководитель | |
| Качественное выполнение движений в хороводе | Музыкальный руководитель | |
| Умение держать расстояние между парами | Музыкальный руководитель | |
| Перестроения деление круга на две части, и еще на две части, закрутка, «змейка» | Музыкальный руководитель | |
| Танцевальное творчество | Придумывает движения отражающие содержание песни (кто в круге, тот придумывает) | Музыкальный руководитель |
| Инструменты | Исполняет индивидуально знакомую мелодию, используя правильные приемы игры на инструментах. | Музыкальный руководитель |
| Умеет играть на инструментах в подгруппе | Музыкальный руководитель | |
| Театр-е игры | Какие театральные профессии ты знаешь? (не меньше трех) | Музыкальный руководитель |
| Использует в игре разные виды театра. | Н 42 |
«Физическое развитие»
| Правильное питание | Как правильно питаться (три любых правильных ответа)? | Беседа | Инструктор ФК |
| Движение | Зачем люди занимаются спортом? (три правильных ответа) (психолог) | Беседа | Психолог |
| Закаливание и гигиена | Как можно закаляться? (2 способа) Зачем? | Беседа | Инструктор ФК |
| Здоровье | Что нужно, чтобы человек был здоровым? | Беседа | Инструктор ФК |
| Осанка | Сохраняет правильную осанку: сидя, стоя, в движении | Наблюдение | Ст. медсестра |
| Ходьба и бег | Оценка за качественные показатели ходьбы и бега | Занятие | Инструктор ФК |
| Прыжки | Оценка за качественные показатели прыжка, скакалку | Занятие | Инструктор ФК |
| Метание | Оценка за качественные показатели метания | Занятие | Инструктор ФК |
| С мячом | Бросать-ловить одной рукой, отбивать правой и левой рукой, вести мяч правой и левой рукой на месте и в движении | Занятие | Инструктор ФК |
| Совместные действия | Перестроения, умение равняться в колоне, шеренге, кругу. Ритмичные упражнения под счет | Занятие | Инструктор ФК |
| Лазание | Перелезает с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали | Занятие | Инструктор ФК |
| Лыжи, санки, велосипед | Ходит на лыжах скользящим шагом Поднимается на склон Спускается с горы | Занятие | Инструктор ФК |
| Психофизические качества | Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие статическое, равновесие динамическое равновесие | Занятие | Инструктор ФК |
| Подвижные игры | Самостоятельно организует знакомые подвижные игры Играет в спортивные игры: футбол, бадминтон | Наблюдение | Инструктор ФК |