Организационно-правовые формы социальной защиты




Нормативно-правовая база социальной защиты населения

 

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, и регламентировано законодательством. Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.37, 38 Конституции РФ). В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца (Конституции РФ, ст. 39).

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ [7] определяет создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 28.12.2004 № 185-ФЗ) [8] исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.11.2013 № 317-ФЗ) [11] устанавливает, что социальная помощь оказывается для поддержания уровня жизни малоимущих семей, и также малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997г. № 134-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 03.12.2012 № 233-ФЗ)[12]является базовым для Федерального закона «О государственной социальной помощи», так как вводит основные параметры нуждаемости – прожиточный минимум. Прожиточный минимум является главным показателем для оценки уровня жизни населения, обоснования минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии и оказания государственной социальной помощи. Закон определяет, что прожиточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000г. № 82-ФЗ (с изменениями и дополнениями)вводит предельный размер оплаты труда на предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственности, ниже которого заработная плата не может быть установлена. Он применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты населения является обеспечение социальными пособиями и льготами особо нуждающихся категорий граждан.

В современных условиях в стране число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 миллионов человек (инвалиды, ветераны, дети, безработные). С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство и безработица.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В нашей стране создана многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы.

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения нашей страны в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

 

Далее рассмотрим нормативные правовые акты, регулирующие введение отдельных программ социальной поддержки населения.

Одной из проблем органов социальной защиты населения в нашей стране является проблема незащищенности детей. Социальная защита детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Система пособий семьям с детьми установлена федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Она включает пять видов пособий:

1) пособие по беременности и родам – служит компенсацией утраченного заработка (дохода) женщины в период отпуска по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, – должно играть стимулирующую роль для раннего медицинского наблюдения, профилактики осложнений беременности и сохранения здоровья женщины и будущего ребенка;

3) единовременное пособие при рождении ребенка – выполняет функцию частичного и равного для всех получателей возмещения разовых расходов семьи при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должно частично компенсировать утраченный заработок или доход лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста;

5) ежемесячное пособие на ребенка, которое должно по замыслу частично компенсировать расходы семьи в связи с воспитанием ребенка.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.95г. № 81-ФЗ (с изменениями и дополнениями) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Закон вводит перечень видов пособий, порядок их предоставления, определяет источники финансирования.

Пособия на детей:

- Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

- Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей";

 

Материнский капитал:

- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 873 "О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал";

- Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещение ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями)]определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В развитие данного Закона Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996г. № 965 (в ред. от 01.02.2005 №49) утверждено Положение о признании лица инвалидом.

На территории Российской Федерации действует закон «О ветеранах» № 5 от 12.01.1995 года, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующие льготы

 

Пенсионное обеспечение – это государственная регулярная денежная выплата, пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям граждан из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пенсионные отношения в России до 1 января 2002 года регулировались законом № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года. Начиная с 1 января 2002 года пенсионная система реформирована в связи с принятием федеральных законов: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166 – ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании» от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ.

Основным законом, регулирующим пенсии по старости, является закон о трудовых пенсиях, внесший значительные изменения в условия их предоставления. Впервые в структуру трудовой пенсии вводится накопительный элемент и устанавливается новый порядок исчисления, основанные не на величине прошлого заработка, а на сумме уплаченных страховых взносов и средней продолжительности предстоящей жизни после выхода на пенсию. Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни.

Пенсионное обеспечение:

- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

- Постановление Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- Постановление Минтруда РФ от 07.05.2002 N 34 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Постановление Минтруда РФ от 25.03.2002 N 21 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

 

Таблица 1.

Федеральное законодательство в области социальной защиты населения

Год Федеральный закон
  О ветеранах; О социальной защите инвалидов в РФ; О государственных пособиях гражданам, имеющим детей; О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным Кавалерам ордена Трудовой Славы
  О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк»;
  О государственной социальной помощи; Об основах обязательного социаль­ного страхования
    О трудовых пенсиях в РФ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде­рации
  О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи
  О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

 

Следующая организационно-правовая форма социальной защиты населения – обязательное государственное социальное страхование. Это средство возмещения социального риска и средство социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Государственное социальное страхование – это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей, а также дотаций из федерального бюджета.

Федеральный закон № 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения.

Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций и жизненно необходимых товаров.

Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122 – ФЗ изменил более 150 действующих нормативных актов, в том числе по вопросам социальной защиты. Целью принятия рассматриваемого документа явилась необходимость защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов исполнительной власти. Основными положениями данного закона в области реформирования системы социальной защиты являются:

1) разделение льготников на «федеральных» и «региональных» в соответствии с полномочиями и расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов;

2) «монетизация льгот», т.е. замена льгот в натуральной форме «федеральным» льготникам на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ);

1) предоставление «федеральным» льготникам набора социальных услуг, в число которого входит:

- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение лекарственными средствами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний

- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения.

Сумма средств, предусмотренная на «социальный пакет», удерживается из состава начисления ежемесячной денежной выплаты.

Ежемесячная денежную выплата производится территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту жительства гражданина одновременно с выплатой пенсии. Размер денежной выплаты подлежит индексации, как и размер базовой части трудовой пенсии.

Таким образом, принципы социальной защиты реализуются посредством разработки и совершенствования законодательной базы как отраслевого, так и межотраслевого характера. В Российской Федерации по-прежнему сохраняется обширная и разветвленная система льгот. Только через органы социальной защиты населения осуществляется реализация льгот для 13 категорий населения в рамках рассмотренных нами федеральных законов. Государство проводит линию на необходимость учета социальных проблем в процессе разработки проектов федеральных законов в области структурной перестройки, финансирования и налогообложения, приватизации, постановлений правительства по вопросам развития отраслей и регионов Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает защиту общегражданских и специальных прав и интересов нуждающихся в помощи граждан. Законодательная база постоянно развивается за счет внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты и принятия новых актов законодательства, регулирующих правоотношения, затрагивающие интересы слабозащищенных категорий населения. Основная и самая важная задача органов социальной защиты состоит в том, чтобы обеспечить неукоснительное соблюдение уже имеющихся законодательных норм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: