Эволюция науки об управлении




Возникновение науки управления. Школа научного управления. Общие принципы концепции Ф. Тейлора. Административная школа управления. А. Файоль. 14 принципов управления. М. Вебер и теория бюрократии.

Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты Э. Мэйо.

 

1. Возникновение системного управления. Общие принципы концепции Ф.У. Тейлора

Возникновение науки управления относится к рубежу XIX – XX вв. В это время в условиях бурного роста производства и его концентрации необходимо было коренное изменение модели управления производством, внедрение новых организационных структур. В конце XIX века в США на базе крупнейших университетов стали создаваться школы бизнеса, которые пытались проводить эксперименты в области управления.

Основоположником научного менеджмента стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор. Свои взгляды он изложил в книге «Принципы научного управления», опубликованной в 1911 г.

Ф.У. Тейлор одним из первых предложил рассматривать менеджмент как науку, которая базируется на фундаменте точных законов и правил[1].

Главное внимание Тейлора, как и многие другие ученых того времени, было сосредоточено на поисках способов повышения производительности труда. Именно поэтому одним из главных направлений в его системе стала разработка методов рационализации труда рабочих и управленцев.

Тейлор считал, что рабочий от природы ленив и не может сам рационально организовать свой труд[2]. Функцию организации производства должно выполнять руководство, которое может осуществить стандартизацию всех видов деятельности рабочего на предприятии[3].

Тейлор расчленил отдельные производственные операции на составные части, чтобы устранить таким образом бесполезные движения. Он разработал карты-инструкции для рабочих на основе исследования отдельных трудовых операций и хронометража, а также ряд мероприятий, направленных на рациональное использование средств производства, например, введение регламента на применение материалов и инструментов[4].

Большое внимание Тейлор уделял подбору и подготовке рабочих. При этом учитывались в основном их физические особенности. По его мнению, менеджеру следовало обучать их «до первоклассных рабочих»[5], в первую очередь это касалось навыков и сноровки.

Для более жесткой организации труда Тейлор в результате ряда экспериментов попытался установить научно обоснованные нормы выработки.

Подобный подход к организации труда рабочих повышал значение и роль менеджера в организации и потребовал рационализации управленческого труда, так как именно на руководителей возлагалась ответственность по внедрению научно обоснованной системы. Тейлор предложил функциональное управление, при котором каждый рабочий будет подчиняться не одному, а нескольким узкоспециализированным руководителям. Таким образом, он ввел разделение труда в сфере управления и планирование[6].

Тейлор обращал внимание на совершенствование системы оплаты труда и поощрения. По его мнению, оплата труда отдельного рабочего должна соответствовать его индивидуальной выработке.

Таким образом, вся система Тейлора была направлена на рационализацию труда. В ней можно выделить 4 основные направления:

1) разработка научного фундамента управления, т.е. научно обоснованных законов и принципов нормирования труда;

2) тщательный отбор и обучение рабочих;

3) роль менеджеров в организации, развитие функционального управления;

4) вознаграждение и стимулирование, введение дифференцированной заработной платы.

Главной заслугой Тейлора явилась разработка научной системы управления, что послужило фундаментом для дальнейшего развития менеджмента как науки со своими законами и принципами.

Со школой научного менеджмента связаны имена таких исследователей, как Фрэнк и Лилиан Гилберты, Генри Гант, Гаррингтон Эмерсон, генри Форд. Всех их объединяют попытки повысить эффективность труда рабочих путем рационализации выполняемых ими операций и сокращения затрат времени на бесполезные движения.

Например, Гилберты использовали в своих наблюдениях кинокамеры и микрохронометраж. Г. Форд применил систему Тейлора в массовом поточном производстве.

2. Школа административного управления: Анри Файоль

Возникновение административной школы управления связано с именем французского исследователя Анри Файоля (1841 – 1925). В течение 30 лет он был во главе крупной металлургической компании «Комамбо», где начал свой путь инженером. Созданная им «теория администрации», явилась результатом обобщения его многолетних управленческих наблюдений[7]. Взгляды Файоля были изложены в его книге «Общее и промышленное управление», которая была опубликована в 1923 г.

Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций[8]. В административной функции Файоль выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организация, координация и контроль. Он впервые указал, что административная функция существует на любом уровне организации[9].

Файоль разработал 14 универсальных принципов управления, которыми должна руководствоваться администрация.

1. Разделение труда. Цель разделения труда - выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.

2. Власть и ответственность. Власть есть право отдавать приказы, а ответственность - ее противоположность. Где дается власть - там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, а также справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Рабочий должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство руководства. Каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако степень централизации варьирует в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией, которая обеспечит лучшие результаты.

9. Иерархия. Это ряд руководящих лиц, начиная с низших и заканчивая высшими.

10. Порядок. Место для каждого и каждому свое место.

11. Справедливость. Преданность персонала обусловливается справедливым отношением к нему администрации.

12. Стабильность рабочего места для персонала. При высокой текучести кадров снижается эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Это разработка плана и обеспечение его успешной реализации.

14. Корпоративный дух. Единение ~ это сила, которая является результатом гармонии персонала.

Другим направлением классической школы менеджмента стала концепция бюрократии немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920).

В понимании М. Вебера бюрократия – «идеальный тип» организации, обеспечивающий наибольшую эффективность и предсказуемость поведения членов организации[10]. В связи с этим он разработал основные принципы ее построения:

1) разделение труда и специализация;

2) четко определенная иерархия власти;

3) высокая формализация;

4) кадровые решения, основанные на достоинствах;

5) планирование карьеры;

6) дисциплина[11].

М. Вебер изучал проблемы лидерства и структуру власти в организации. В зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, он выделил три основных типа организации: харизматический, традиционный, идеальный (или бюрократический)[12].

Харизматический тип организации появляется тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами.

Традиционный тип возникает из харизматического в тех случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшему на смену прежнему.

Идеальный (бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера[13].

 

3. Школа человеческих отношений. Э. Мэйо

Главным недостатком классических теорий было слабое внимание к человеческому фактору в организации. Именно этот пробел восполнила появившаяся в 30-е годы ХХ века школа человеческих отношений.

Возникновение школы человеческих отношений связывают с именем Э. Мэйо. Однако во многом его идеи о социальных факторах и средствах повышения производительности труда были обоснованы ранее в работах М. Фоллет. Особое внимание Фоллетт уделяет проблеме власти и авторитета. Она выдвинула идею «совместной власти» вместо «доминирующей власти», характерной для сторонников единоначалия, подчеркивая, что не разделение власти и ее делегирование, а интегрирование деятельности всех звеньев организации обеспечивает максимальную эффективность.

Одной из первых Фоллет выдвинула идею «участия рабочих в управлении», считая, что, подобно тому, как не существует разделительной линии между планированием и сиполнением, так и «различие между теми, кто управляет, и теми, кем управляют, является в какой

–то мере смутным». Фоллет была убеждена, что рабочие принимают участие в управлении, когда они по собственному разумению решают, как выполнить приказы руководителей.

Значительное место в работах Фоллет занимает проблема конфликтов в организации. Они выдвинула идею «конструктивного конфликта», признавая тем самым, что конфликты следует рассматривать как нормальный процесс в деятельности организации.

Основателем этой школы считается Элтон Мэйо (1880 – 1949). В течение 5 лет группа специалистов во главе с Э. Мэйо исследовала на заводе «Вестерн электрик» в г. Хоторне (США) факторы, влияющие на производительность труда рабочих.

Суть идей Э. Мэйо состоит в том, что сама работа, производственный процесс и различные физические факторы имеют относительно меньшее значение, чем положение рабочих в процессе производства. Исходя из этого, все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов[14].

В теории человеческих отношений социально-психологическое положение рабочего рассматривается как главный фактор в деле повышения производительности труда. Крайне важно обеспечить полное взаимодействие и взаимопонимание людей в каждой отдельной группе[15].

Впоследствии идеи Э. Мэйо развивали Д. МакГрегор, Р. Лайкерт, А. Маслоу, уделявшие пристальное внимание проблеме мотивации труда персонала.

 

4. Развитие менеджмента в России

Отечественные ученые внесли значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления в нашей стране. В 20-е годы ХХ века большую известность получили труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов и др.

Богданов Александр Александрович (1873 – 1928) разработал концепцию организационного управления, основной задачей которой он считал систематизацию организационного опыта и вооружение руководителей знанием соответствующих законов, создав особую науку – организационную, или тектологию[16]. В основу ее построения он положил универсальные организационные принципы, которые были одинаково пригодны для всех сфер человеческой деятельности. Недостатком данной теории являлось то, что, используемые Богдановым в качестве универсальных, принципы организации точных наук в других сферах либо совсем не действуют, либо действуют ограниченно.

Вопросами совершенствования теории и практики организации труда занимался другой известный советский ученый Алексей Капитонович Гастев (1882 – 1941). Им была сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Составными элементами этой концепции были теория трудовых достижений в производственном процессе, организация рабочего места, методика рационального производственного обучения и др.

Практические положения этой концепции позволили задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать личную инициативу[17].

Еще одним направлением работы Гастева была разработка концепции узкой базы. Ее суть можно выразить словами: «рабочий, который управляет своим станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка». Гастев считал возможным распространить не только на предприятие, но и на государство в целом[18].

Идеи Гастева составили основу предложенной им науки о труде и управлении – «социальной инженерии», в которой широко применялись математический аппарат, формулы и чертежи.

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту Осипу Аркадьевичу Ерманскому (1866 – 1941). Одним из основных законов организации Ерманский считал «закон организационной суммы», которая превышает «арифметическую составляющую ее сил», если все вещественные и личные составляющие гармонично сочетаются и усиливают друг друга[19].

Закон организационной суммы был необходим Ерманскому для формулировки главной своей идеи – принципа физиологического оптимума, дававшего критерии рациональности выполнения любой работы. В его основе лежало соотношение расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выраженное «коэффициентом рациональности».

Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах Платона Михайловича Керженцева (1881 – 1940). Под научной организацией труда он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий: формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор кадров, поддержание дисциплины[20].

Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности. По его мнению, НОТ включает в себя три составные части:

- человек и его деятельность;

- материальные средства;

- использование рациональных организационных методов[21].

На основе этого подхода Керженцев разработал принципы организации. Особое внимание он отводил анализу целей и задач, типов и форм организации, проблеме организационных связей и методов. Он считал, что главным элементов организации является человеческий фактор. Его разработки были положены в основу теории организации[22].

В 30-е годы ХХ века была проделана значительная научная и практическая работа по созданию науки об организации труда и управления. В годы Великой Отечественной войны была повышена централизация руководства, однако в целом сохранилась сложившаяся в довоенные годы система управления промышленностью.

 

5. Современные направления в менеджменте: системный и ситуационный подходы

На рубеже 70-х гг. ХХ века была выдвинута новая четко сформулированная идея о том, что организация — это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее[23].

Основоположником системной теории в науке в целом считается Л. Фон Берталанфи. Исходным для нее является понятие «система», которое Л. Фон Берталанфи определяет как «совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом».

Системный подход как научная методология — это особое понятие, заключающее в себе рассмотрение объектов анализа не изолированно, а в связи со многими другими объектами и явлениями.

В реальной жизни системы (человек, машина, коллектив и т. д.) не могут существовать вне связи с окружающим миром. Но этих связей столь много и они столь разнообразны, что изучить их для решения какой-то конкретной проблемы не представляется возможным. Поэтому системный подход предполагает выделение наиболее существенных связей, которые оказывают непосредственное и значительное влияние на свойства системы и решение поставленных задач в исследуемом объекте.

Понятие «система» используется в особом значении. Это совокупность конкретных элементов, существование и функционирование которых взаимосвязаны или взаимообусловлены в силу конкретных обстоятельств. Важнейшим признаком системы в этом случае и выступает ее целостность — появление у данной совокупности элементов таких свойств, которых нет у каждого из них в отдельности[24].

Социальные системы, которыми также являются организации, представляют собой особый класс. Их возникновение и целостность определяются взаимодействием людей.

Социальные системы отличаются условиями их объединения, т. е. системообразующими факторами. К ним относятся:

· конкретная общая цель всей совокупности элементов;

· подчинение задач каждого элемента общей цели системы;

· осознанность каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

· выполнение каждым элементом функций, вытекающих из поставленной задачи;

· конкретные отношения между элементами системы;

· наличие органа управления; обязательная обратная связь[25].

Взаимосвязь элементов в материальных системах основана на действии законов существования и движения материи. В социальных системах взаимосвязь элементов характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов. Именно это является решающим фактором для совместной деятельности людей.

Люди объединяются в коллектив, организацию, потому что каждый сам по себе не может удовлетворить какую-либо потребность, решить определенную задачу. Но задачи системы в целом отличаются от задач отдельных объектов (элементов), составляющих эту систему. Имея намерение решить свою определенную проблему, люди уже для этого должны решать задачи всей системы, т. е. нечто такое, что в их личные интересы могло и не входить.

В этом-то и заключается особенность социальной системы: создавая ее с одной целью, люди должны достигать и многих других целей. Задачи элементов системы вызывают к жизни целый ряд задач системы. Для того чтобы удовлетворять потребности элементов, необходимо функционирование системы в целом.

Другим очень важным свойством социальной системы является то, что ее возможности и цели шире, чем простая сумма возможностей и целей составляющих ее элементов. Это свойство носит название эффекта целостности.

В 60-80-е гг. велись интенсивные поиски взаимосвязей между типами среды и различными формами управления. Эти поиски к ситуационному подходу в управлении.

Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию влияет множество внутренних факторов и факторов внешней среды, то не может быть единого «лучшего» способа ею управлять. Наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным для данной ситуации[26].

Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т. е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данное конкретное время самое сильное. Ситуация находится в центре внимания руководителя, что вынуждает его мыслить ситуационно. Именно это помогает руководителю выбрать тот метод управленческого воздействия, который в данной ситуации будет в наибольшей мере способствовать достижению цели организации.

Таким образом, ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации. В данном подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предшествующих школ управления путем сочетания отдельных приемов[27].

 

Вопросы к семинарскому занятию

1. Предпосылки возникновения научного управления. Общие принципы теории Ф. Тейлора.

2. Школа административного управления. А. Файоль, М. Вебер.

3. Школа человеческих отношений. Э. Мэйо, Д. МакГрегор, А. Маслоу.

4. Особенности становления и развития менеджмента в России.

5. Системный и ситуационный подход в менеджменте.

 

Доклады

1. Фордизм как модель механистической модели организации.

2. Современные концепции управления.

 

Литература

Основная

1. Макашева З.М. Основы менеджмента: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 64 – 90.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2009. - С. 37 -65.

Дополнительная

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М., 2003. – 283 с.

2. Занковский А.Н. Организационная психология: учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.

3. История менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академ. проект, 2003. – 560 с.

4. Менеджмент: учебник / под ред. М.Л. Разу. – М.:КНОРУС, 2009. – 472 с.

Персоналии

Тейлор Фредерик Уинслоу (1856 – 1915) – основоположник концепции научного управления, автор книги «Принципы научного управления», главная идея которой, что менеджмент – это наука, базирующаяся на фундаменте точных законов.

Эммерсон Гарингтон (1853 – 1931) – американский исследователь, сторонник теории Тейлора, автор книги «Двенадцать принципов производительности», в которой излагается идея комплексного подхода к решению задач управления и производства путем выделения общих принципов производительности.

Форд Генри (1863 - 1947) – американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей, носящих его имя, сторонник теории Тейлора, создатель первого коммерчески успешного конвейера, ставшего отражением его идей по поводу рационализации труда.

Файоль Анри (1841 – 1925) – французский исследователь, автор концепции административного управления, или классической школы управления. Главная работа – «Общее и промышленное управление», в которой рассматривает управление как универсальный процесс и выделяет 14 основных его принципов.

Вебер Макс (1864 – 1920) – немецкий социолог, историк и экономист, автор теорий идеальных типов, рациональной бюрократии, а также концепции лидерства, выделяющей три типа господства: традиционное, харизматическое и рациональное. Основная работа в области управления – «Теория общества и экономическая организация».

Мэйо Элтон (1880 – 1949) – американский социолог, автор основатель школы человеческих отношений. Основные идеи данной теории были выдвинуты в результате проводимых им экспериментов, получивших название Хоторнских.

Богданов Александр Александрович (1873 – 1928) – советский естествоиспытатель, экономист, философ, автор всеобщей организационной науки – тектологии.

Гастев Алексей Капитонович (1882 – 1941) – советский ученый, автор концепции «трудовых установок», в 20-е годы ХХ в. возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ).

Ерманский Осип Аркадьевич (1866 – 1941) – советский экономист, изучавший вопросы рационализации труда и управления.

Керженцев Платон Михайлович (1881 – 1940) – советский ученый, изучавший и развивавший идею научной организации труда (НОТ).

Глоссарий

Хоторнские эксперименты – исследования, проводимые Э. Мэйо на заводе «Вестерн электрик» в городе Хоторн (США), в ходе которых автор приходит к выводу о значительно большем влиянии социальных и психологических факторов на производительность труда по сравнению с физическими условиями работы. Результаты этих экспериментов послужили основой для формирования школы человеческих отношений.

 

Тестовые вопросы

1. Родоначальником научного менеджмента считается:

1.1. Генри Форд

1.2. Анри Файоль

1.3. Макс Вебер

1.4. Фредерик Тейлор

1.5. Питирим Сорокин

2. Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он:

2.1. заложил максимальное разделение и специализацию труда

2.2. считал управление универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций

2.3. считал человека не просто элементом технико–экономической системы, а социальным существом, имеющим свои интересы

2.4. считал менеджмент наукой, базирующейся на фундаменте точных законов и правил

3. Основным принципом системы управления по Г. Форду является:

3.1. тесное сотрудничество администрации и рабочих

3.2. признание значения «человеческого фактора»

3.3. точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней, связей

4. Одной из основных черт организации труда по Ф. Тейлору не является:

4.1. администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих

4.2. администрация уделяет огромное внимание взаимоотношениям в коллективе

4.3. администрация устанавливает доверительное сотрудничество с рабочими

5. Какие типы организации, из приведенных ниже, выделял Макс Вебер в своих исследованиях структуры власти в организации:

5.1. авторитарный

5.2. демократический

5.3. харизматический

5.4. аффективный

5.5. традиционный

5.6. бюрократический

5.7. инновационный

6. Представители какого из направлений в менеджменте рассматривают организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов:

6.1. новой школы

6.2. ситуационного подхода

6.3. школы административного управления

6.4. системного подхода

6.5. школы научного менеджмента

7. Вклад А.А. Богданова в развитие научного менеджмента в России заключался в том, что он:

7.1. проводил исследования в области нормирования и рационализации труда

7.2. разработал организационную науку «тектологию»

7.3. разработал закон организационной суммы

7.4. считал, что главным элементом организации является человеческий фактор

8. Концепцию «узкой базы предложил»:

8.1. Гастев А.К.

8.2. Ерманский О.А.

8.3. Богданов А.А.

8.4. Керженцев П.М.

8.5. Витке Н.А.

9. Аббревиатура НОТ означает:

9.1. новые особенности труда

9.2. научная организация труда

9.3. научные особенности труда

9.4. научные основы труда

10. Сопоставьте имена отечественных исследователей в области менеджмента с разработанными ими концепциями:

1. Богданов А.А. А) социально-трудовая концепция
2. Керженцев П.М. Б) концепция физиологического оптимума
3. Гастев А.К. В) организационная наука тектология
4. Ерманский О.А. Г) производственная трактовка
  Д) концепция организационной деятельности
  Е) концепция узкой базы

 

 


[1] Макашева З.М. Основы менеджмента. М.: Кнорус, 2004. С. 80.

[2] Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2002. С. 281.

[3] Там же. С. 281.

[4] Там же С. 283.

[5] Веснин В.Р. Менеджмент. М.: Проспект, 2009. С. 43.

[6] Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2002. С. 284.

[7] Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М: ИНФРА – М, 2003. С. 73.

[8] Макашева З.М. Основы менеджмента. М.: Кнорус, 2004. С. 83.

[9] Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М: ИНФРА – М, 2003. С. 73.

[10] Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2002. С. 293.

[11] Там же. С. 295.

[12] Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М: ИНФРА – М, 2003. С. 75.

[13] Там же.

[14] Макашева З.М. Основы менеджмента. М.: Кнорус, 2004. С. 85.

[15] Менеджмент: учебник / под ред. М.Л. Разу. М.:Кнорус, 2009. С.52.

[16] Веснин В.Р. Менеджмент. М.: Проспект, 2009. С. 60.

[17] Веснин В.Р. Менеджмент. М.: Проспект, 2009. С. 62.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Там же С. 62.

[21] Менеджмент: учебник / под ред. М.Л. Разу. М.:Кнорус, 2009. С.57.

[22] Веснин В.Р. Менеджмент. М.: Проспект, 2009. С. 63.

[23] Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М: ИНФРА – М, 2003. С. 84.

[24] Там же.

[25] Там же.

[26] Там же. С.87.

[27] Там же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: