ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА




 

Несоблюдение требований валютного законодательства влечет административную и уголовную ответственность, в частности:

- административная ответственность в соответствии со ст.16.4 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации и подлежащей обязательному письменному декларированию) предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей. Что касается остальных случаев нарушения установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, то к ним применим п.7 ст.15.25 КоАП РФ, в соответствии с которым устанавливается административный штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

- уголовная ответственность по ст.188 УК РФ (контрабанда, то есть, перемещение в крупном размере (крупным размером признается сумма, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей) через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием) влечет штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общий принцип, заложенный в Закон - "запрещено все, что не разрешено". Это значит, что резиденты могут производить только те валютные операции, которые предусмотрены федеральным законом или нормативными актами ЦБР, либо на которые у них имеется особое разрешение ЦБР.

Согласно Закону, российскими резидентами без ограничений проводятся все текущие валютные операции. Кроме того, непосредственно в Законе разрешены и некоторые виды капитальных операций, включая ряд случаев допустимой отсрочки платежа свыше 90 дней, а также валютные платежи физических лиц за границу за приобретаемые ими ценные бумаги (но не более 75 тыс. долл. в год).

Все прочие капитальные операции проводятся в порядке, определяемом ЦБР. Это значит, что какие-то их виды могут быть разрешены нормативным актом ЦБР (где обычно устанавливается и порядок их проведения). Все же остальные капитальные операции требуют особого разрешения ЦБР (отдельное разрешение на каждую операцию!). По важнейшим видам таких операций (например, зарубежные инвестиции) также принимаются нормативные акты ЦБР, определяющие порядок получения самих разрешений.

Что касается регулирования внутреннего валютного рынка России, Закон устанавливает, что резиденты имеют право покупать валюту в порядке и на цели, определяемые ЦБР. Покупка и продажа валюты допускается только через уполномоченные банки. При этом, согласно Закону, ЦБР имеет право определять предел отклонения курсов покупки и продажи валюты, а также самостоятельно проводить операции по покупке и продаже валюты - в том числе с целью поддержания ее курса (валютные интервенции).

Резиденты могут открывать валютные счета в уполномоченных (российских) банках. Именно на эти счета в обязательном порядке зачисляются любые валютные поступления в адрес резидентов (обязательная репатриация валютной выручки), если только иное не установлено ЦБР. Благодаря этому и появляется возможность возложить ответственность за контроль над валютными операциями резидентов на банки. Счета же в зарубежных банках резиденты могут открывать лишь на условиях, определяемых ЦБР - то есть, за некоторыми исключениями, по особому его разрешению. Законом, впрочем, предусмотрен уведомительный порядок для открытия зарубежных счетов резидентов в неконвертируемых валютах для расчетов по договорам международного строительного подряда.

Порядок открытия в России валютных и рублевых счетов нерезидентов также определяется ЦБР.

Закон вводит для резидентов понятие обязательной продажи валютной выручки, объем которой определяется ЦБР, но не может быть более 30% всей выручки (в настоящее время он установлен ЦБР на уровне 25%).

Довольно много места в Законе уделено порядку ввоза и вывоза наличной валюты и валютных ценностей, но мы не будем на этом подробно останавливаться. Отметим лишь, что физические лица - резиденты могут вывозить из России не более 10 тыс. долл. (подтверждающих документов при этом не требуется), причем до 3 тыс. - без обязательного таможенного декларирования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации")

2. Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009)

3. Финансовое право: Уч./Отв.ред. Н.И. Химичёва. - М: Юрист, 2007

4. Краткий экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна – 4-е изд. доп.- М.: Институт новой экономики 2007 – 1088 с.

5. www.tks.ru – все о таможне

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: