Вопрос № 5. Характеристика элементов педагогического исследования




Дисциплина «Методология и методы научного исследования»

Любое научное исследование, в том числе и педагогическое, осуществляется по определенным правилам, соблюдение которых способствует достижению положительных результатов исследования, его эффективности. В связи с этим целесообразно выделить основные элементы педагогического исследования, т.е. те аспекты, которым необходимо уделять пристальное внимание в процессе исследования. К таким элементам относятся следующие:

1) Проблема исследования;

2) Тема исследования;

3) Актуальность выбранной темы;

4) Объект и предмет исследования;

5) Цель исследования;

6) Задачи исследования;

7) Выдвигаемая гипотеза исследования;

8) Теоретическая и практическая значимость исследования.

Рассмотрим каждый из элементов подробнее.

Проблема исследования. В научном смысле, проблема - это "возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес". При обосновании актуальности (во введении работы) выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать.

Тема исследования. Любое научное исследование направлено на решение некоторых проблем в определенной области науки. Тема работы определяет ту часть области науки, в которой и существует решаемая автором проблема. Исходя из вышеизложенного, тема педагогического исследования определяет, озвучивает в официальной формулировке ту проблему в области педагогики, которая заинтересовала автора и представляет определенный практический интерес для развития науки.

Актуальность выбранной темы. Актуальность темы исследования является одним из основных требований, предъявляемых ко всем исследовательским работам, выполняемым в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.

Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам. К основным доводам, определяющим актуальность темы работы, можно отнести следующие:

1. важность решения поставленных задач для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности;

2. новые перспективы развития рассматриваемой отрасли науки;

3. потребность в разработке рекомендаций по применению известных теоретических подходов для нужд практики;

4. необходимость учета влияния изменений социально-экономических условий на поставленные задачи;

5. потребность в обобщении российского и мирового опыта решения поставленных задач.

При обосновании актуальности рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:

На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования. Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования, т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.

На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие - выявить несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным.

На третьем этапе на основании установленного противоречия необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике. В научном смысле, проблема- это "возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес". При обосновании актуальности (во введении письменной работы) выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать.

На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой работает исследователь.

Предмет исследования - целостная составляющая объекта исследования, определенный аспект его рассмотрения, одна или несколько сторон, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом наиболее существенные свойства, признаки, отношения, характеризующие объект исследования. Предмет исследования часто включается в формулировку темы работы.

Объект и предмет исследования как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Например, если объектом исследования является учебно-познавательная деятельность обучающихся, то предметом будут являться те педагогические приемы, технологии обучения, которые способствуют более эффективному процессу обучения.

Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы, от нее зависит весь ход дальнейшего исследования. Иначе говоря, цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть получено в конечном итоге работы.

Для определения цели в исследовательских работах, выполняемых на первой и второй ступенях высшего образования, могут быть использованы различные подходы. Это обусловлено научной направленностью работ, выполняемых в магистратуре, для которых, в первую очередь, важен научный результат.

Так, в магистерских диссертациях при формулировании цели рекомендуется сначала указать основной научный результат, который должен быть получен, а затем связать его с практической потребностью, для удовлетворения которой осуществляется решение поставленной задачи. Таким же образом желательно подходить к формулировке цели курсовых работ в магистратуре.

Формулировка цели обычно начинается словами: "Цель настоящей работы - …".

Под гипотезой исследования принято подразумевать "положение, выдвигаемое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления".

Гипотеза выдвигается с целью решения поставленной проблемы и определяет главное направление научного поиска, в результате которого должны быть получены выводы об истинности или ложности гипотезы.

В качестве научного предположения гипотеза должна отвечать определенным требованиям с точки зрения методологии науки, а именно, должна быть:

• логически непротиворечивой;

• принципиально проверяемой;

• не противоречащей ранее установленным фактам, не относящимся к предметной области;

• приложимой к возможно более широкому кругу явлений;

• эффективной в познавательном или практическом отношении (в частности, позволяющей разработать или конкретизировать программу дальнейших исследований).

Гипотеза выдвигается на основе результатов изучения относящихся к предметной области исследования фактов, результатов научно-практических достижений и других материалов. Её подтверждение направлено на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого положения.

В результате проведенного исследования гипотеза либо опровергается, либо подтверждается и становится положением теории.

Гипотеза в исследовательских работах, выполняемых в учебном процессе, может касаться существования объекта, его структуры, свойств, элементов и связей, образующих объект, механизма функционирования и развития.

При формулировке гипотезы рекомендуется использовать ключевые слова выбранной темы исследования.

Сформулированная цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, которые чаще всего являются частными подцелями в некоторых условиях. Задачи исследования обеспечивают достижение общей цели исследования. В работе обычно формулируется несколько задач, рекомендуемое количество 3-4. Задачи излагаются списком, в виде перечисления. Перечисление задач может определяться либо временной последовательностью проведения исследования, либо логикой процесса исследования. Поставленные задачи определяют структуру работы, описание их решения составляет содержание разделов и глав работы. Из формулировки задач вытекают названия глав (разделов) и параграфов (подразделов) работы.

Задачи часто формулируются с помощью глаголов: выявить, исследовать, обосновать, определить, проанализировать, разработать, установить или соответствующих существительных.

Теоретическая значимость исследования предполагает выработку автором в процессе исследования новых теоретических положений, которые могут улучшить, сделать более эффективным применение достижений педагогической науки в определенной области, тогда как практическая значимость:

• отражает вклад теоретических разработок в практику,

• показывает, что могут дать результаты для практики или что уже дали,

• характеризуется оценкой эффективности внедрения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: