Эвристические беседы с детьми 6—7 лет




Эвристические беседы с детьми 5—6 лет

Тема «Эти удивительные одуванчики»

Цель: обучение анализу взаимосвязи некоторых природных явлений, умению выдвигать и обосновывать свои гипотезы; формирование у детей самостоятельности в формулировании выводов и точности высказываний.

Материал: одуванчики, растущие на участке учреждения дошкольного образования.

Ход беседы

Педагог обращает внимание детей на то, что на участке учреждения дошкольного образования растут красивые цветы — одуванчики. Предлагает побеседовать по следующим вопросам:

— Как выглядят одуванчики? (Цветущие, с зонтиком семян и нераспустившимися бутонами.)

— Почему на открытом месте у этих цветов образуются семена, а в тени, за верандой, — ещё только бутоны? (На открытом месте больше света и теплее, поэтому они раньше появлялись весной напроталинках. За верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтомуодуванчики появились позднее, и только теперь образовались бутоны. А у забора одуванчики цветут, там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет, и отэтого становится немножко теплее.)

— Где раньше пробуждаются и распускаются весной другие растения? (На деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо освещаемых и прогреваемых местах, листья и цветы распускаются раньше. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, они появляютсяраньше, чем в тени, и растут быстрее.)

Педагог предлагает детям нарисовать любое из состояний одуванчика и потом рассказать о нём родителям.

Тема «Мир вещей вокруг нас»

Цель: обучение умению выдвигать свои предположения, обосновывая их, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы об окружающих предметах; совершенствование процессов их исследования в зависимости от специфики; закрепление представлений о свойствах предметов, изготовленных из различных материалов.

Материал: образцы дерева, металла, камня, стекла, пластмассы, резины, бумаги; небольшие вещи из этих материалов.

Ход беседы

Вопросы:

— Нас окружает множество предметов, из чего они изготовлены? (Есть предметы, изготовленныеруками человека, есть предметы, сотворённые природой.)

— Из каких материалов изготавливает предметы человек? (Из дерева, пластмассы, стекла, металла, резины, бумаги и т.д.)

— Какими свойствами обладают различные материалы?

— Твёрдые или мягкие?

— Гладкие или шершавые?

— Тяжёлые или лёгкие?

— Прозрачные или нет?

— Притягиваются ли магнитом?

— Нагреваются ли в руках?

— Промокают ли в воде?

Педагог раздаёт образцы материалов. Дети обследуют их, рассказывают о свойствах и о том, что они могли бы изготовить из данного материала, будучи мастерами. Предлагается пофантазировать, придумать и рассказать о предмете, который можно применить в исследовании окружающего мира.

Тема «Особенности произрастания растений»

Цель: обучение поиску ответов на вопросы, упражнение в умении высказывать предположения, доказывать их, закрепление представления об особенностях произрастания растений.

Материал: картинки с изображениями растений.

Ход беседы

Вопросы:

— Какую пользу приносят растения? (Выделяют кислород, который нужен для дыхания людям иживотным; поглощают углекислый газ, который выдыхают люди и животные.)

— Как живут растения? (Зелёные растения сами себе производят питание. Они всасывают воду иминеральные соли из почвы, которые по стеблю поднимаются к листьям. В листьях под влияниемсолнечного света вода и углекислый газ из воздуха образуют сахар, который и служит пищей длярастений.)

— Из чего вырастают растения? (Большинство растений вырастают из семян. Семя лежит на земле, пока не разбухнет от дождя. Из него корень прорастает в почву, а росток пробивается наверх, к свету. Сначала растение получает всё питание из семени, но как только появляются собственные листочки, уже они кормят растение. Затем появляется бутон. Раскрывается цветок и вскоре опыляется. Вырастают новые семена, они созревают и падают на землю. Из тех, которые выживут, на следующийгод появятся новые цветы.)

— Как семена покидают растения? (Многие семена уносит ветром или водой. Некоторые прилипают кшкуре или лапам птиц и животных. Потом они отваливаются и падают на землю. Другие семенарастут внутри стручков, которые, созревая на солнце, лопаются и разбрасывают их вокруг.)

Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями растений, затем предлагает нарисовать ответ на один из вопросов, по которым велась беседа.

Эвристические беседы с детьми 6—7 лет

Тема «Мир звука»

Цель: развитие умения рассуждать; обучение детей выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать представления о таком физическом явлении, как «звук».

Материал: линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, спички, расчёска, рупор, слуховая труба, часы механические, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч.

Ход беседы

Вопросы:

— Что такое музыка? (Мелодия, напев, мотив, песня.)

— Что такое мелодия? Из чего она состоит? (Из звуков, нот.)

— Что такое звуки? О чём они нам сообщают? (Звуки сообщают о том, что происходит вокруг нас, даже если мы не видим источник звука. Например, разговор по телефону, шум дождя, гулавтомобиля.)

— Какие бывают звуки? (Музыкальные, бытовые и природные; высокие и низкие, громкие и тихие, короткие и длинные; звуки, издаваемые птицами и животными и т.д.)

— С помощью чего можно передавать звук? (Звук может «бежать» по воде, по металлу, по проводу.)

— С помощью чего мы слышим звук? (С помощью уха.)

— При помощи чего можно усилить звук? (Динамика, микрофона.)

— А если у нас нет таких предметов? (Рупора.)

Педагог предлагает воспитанникам извлечь звуки из имеющихся предметов. Дети проводят опыты с линейкой, проволокой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: