Непосредственная подготовка к экзаменам




УМЕНИЕ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

 

Для учащихся разных учебных заведений и тех, кто туда еще толь­ко собирается, наступает пора активной подготовки к предстоящим экзаменационным испытаниям. Любой опытный человек, выдержав за свою жизнь немало экзаменов, отлично знает, какое огромное значение имеет умение хорошо их сдавать.

Среди большого разнообразия студентов, школьников и аби­туриентов всегда можно выде­лить две крайности. Одни мо­лодые люди демонстрируют отличное знание и понимание учебных предметов в ходе ре­гулярных занятий, но фактически про­валиваются на экзаменах, показывая результаты значительно ниже собс­твенных возможностей. Другие сла­вятся своим разгильдяйством в про­цессе обучения, но неизменно ока­зываются в числе лучших при сдаче экзаменов.

Можно долго дискутировать о том, что по своей сути важнее для практи­ческой жизни после получения дипло­ма – умение учиться или сдавать эк­замены. Но мало кто будет отрицать тот факт, что иногда от результатов сдачи экзаменов зависит очень многое, на­пример в случае со вступительными эк­заменами в учебное заведение. Поэто­му примем важность умения успешно их сдавать как несомненную и погово­рим о путях и способах его формиро­вания.

 

Учеба

Представить себе студента или школьника, который вообще не учит­ся, но хорошо сдает экзамены, очень трудно. Обычно мастера экзамена­ционных испытаний все-таки учат­ся, хотя делают это не столь регуляр­но и прилежно, как примерные уче­ники. Да и форма учебы у них может быть не вполне обычной, так что у ок­ружающих нередко создается пре­вратное впечатление. То есть человек может упорно заниматься, но так, что другие люди будут считать его закон­ченным лентяем.

Учебный процесс слишком емок и разнообразен, чтобы его можно было обстоятельно разобрать в небольшой статье. Поэтому затронем лишь некото­рые его элементы. Возьмем такую фор­му занятий, как лекции. Классическим поведением студента на лекции считается прилежное конспектирование все­го, что говорит преподаватель. При этом многие попадают в серьезную ловушку. Большинство лекторов обычно просто дословно пересказывают содержание уже написанных учебников или курсов лекций. Поэтому создание руко­писного варианта материала, уже на­печатанного в заведомо лучшем виде, просто лишено смысла. Также процесс конспектирования препятствует испол­нению другой очень важной функции лекционного занятия – достижению понимания излагаемого преподавате­лем материала. Поэтому значительно более полезным оказывается не конс­пектирование, а вникание в содержа­ние лекции.

Еще один элемент учебного процес­са, значимый для последующей сдачи экзамена, – участие в семинарах. В от­личие от лекций, где учащийся воспри­нимает материал, на семинарах появля­ется возможность изложить свое пони­мание этого материала, то есть можно просто отрепетировать предстоящий процесс сдачи экзамена. Но для это­го надо проявлять максимальную активность в дискуссиях. Причем делать это следует даже в том случае, если нет полной уверенности в своих знаниях, лучше пороть чушь, чем умно молчать сидя в уголке. Хотя средний студент или школьник предпочитает именно так и поступать: дисциплинированно ходить на занятия, но отмалчиваться во вре­мя дискуссий. Записные мастера сда­вать экзамены, и одновременно нося­щие ярлык разгильдяев, обычно либо изначально имеют хорошо подвешен­ный язык, либо активно его развивают на тех редких семинарах, которые все-таки посещают, а также во время внеучебных споров со своими однокаш­никами.

 

Непосредственная подготовка к экзаменам

На этой стадии необходимо отрабо­тать два главных момента: способность быстро вспомнить требуемый материал и развитие у себя стрессоустойчивости. Большинство студентов перед экза­менами пытаются зазубрить максимум информации, совершая при этом очень большую ошибку. Дело в том, что при зубрежке происходит механическое запоминание материала, которое в экс­тремальной ситуации обычно оказыва­ется крайне неэффективным. Намного лучше для сдачи экзамена использо­вать логическую память. Поэтому пе­ред экзаменом следует не столько за­гружать себе в голову новую информацию, сколько наводить в ней порядок, систематизируя и объединяя элементы знания логическими связями.

Формирование у себя стрессоустойчивости в основном сводится к повы­шению скорости выполнения экзаме­национных заданий. Нервное напряже­ние, сильное волнение в экстремальной обстановке обычно снижает скорость и продуктивность умственной работы большинства людей. Поэтому в пери­од экзаменов надо приучить себя мыс­лить крайне интенсивно, чтобы компен­сировать этот отрицательный фактор. Наиболее показательно это проявляет­ся при подготовке к письменному экзамену перед поступлением в какое-либо учебное заведение. Абитуриенту обычно не составляет труда достать варианты заданий за прошлые годы. Если при подготовке ему удается уверенно решать задачи каждого варианта начерно за час против 3-4 экзаменационных часов, то абитуриент может быть спокоен: ему хватит времени и на самом экзамене. Это по­нимание придает человеку дополнитель­ную уверенность в своих силах и форми­рует способность противостоять стрессу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: