https://youtu.be/lkj9S-IOWgk
Побуждение к тому, чтобы проявлять усердие и стремиться к большему поклонению в последние 10 дней месяца Рамазан.
Слова Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует сильнее завязывал свой изар» – возможно она имела в виду под этим, что он отходил от своих жен, а возможно имеется ввиду, то, что он как бы засучивал рукава устремляясь к поклонению, а возможно имеется виду и это и это. И ее слова – «он оживлял свою ночь» – то есть не спал в эту ночь, и оживлял эту ночь поклонением, и оживлял самого себя тем, что не спал в эту ночь и совершал в ней поклонение.
Сказал ибн Хаджар, что в этом хадисе указание на стремление человека и на побуждение человека к тому, чтобы он постоянствовать в выстаивании последних 10 ночей месяца Рамазан, и это указание на то, чтобы человек завершил свой месяц Рамадан должным образом, то есть хорошей печатью.
В этом хадисе явный довод на то, что последние 10 ночей месяца Рамазан являются более предпочтительными нежели остальные ночи, и в этом хадисе побуждение и почет тех людей, кто оживляет эти ночи поклонением, а как же говорит нет вместе с тем что Всевышний Аллах Субханаху ва Таала,указал что в эти 10 ночей есть ночь Предопределения, и сказал, что «ночь Предопределения лучше» чем 1000 месяцев.
[Примечание редактора стенограммы]:
В двух хадисах, первый из которых рассказал Абу Хурейра, сообщается, что он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал (их) совершать ночной намаз в месяце рамадан, не делая это обязательным. Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Если кто совершит ночной намаз в месяце рамадан с твёрдой верой и, надеясь быть вознаграждённым, его прошлые (маленькие) грехи будут прощены” ». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался и дело осталось в таком положении. [Т.е. молитву таравих не совершали в джамаате]. Такое положение продолжалось в период правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и часть периода правления Умара (да будет доволен им Аллах). Этот хадис привёл Муслим и другие, а также Аль-Бухари в форме марфу от Пророка. Этот хадис со всеми сообщениями приведён в «Ирва-уль-Галил» (4/14/906) и в «Сахих Абу Давуд» (1241).
|
Имам аль-Баджи говорил: “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” См. “аль-Мунтакъа” 251.
Второй хадис рассказал ‘Амр бин Мурра аль-Джухани, который сказал: «К Посланнику Аллаха пришёл человек из Гуда’а и спросил его: “О Посланник Аллаха, что ты скажешь, если я засвидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и ты – Посланник Аллаха, буду совершать пять ежедневных намазов и ночной намаз в месяце рамадан и давать закят?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если кто-либо умрёт в таком положении, то он будет из числа сиддикин [Прим. перев.: Сиддиками называют тех, которые первыми уверовали в пророков и засвидетельствовали правду в трудные времена] и шахидов”». Этот хадис привели Ибн Хузейма и Ибн Хиббан в своих «Сахихах», а также другие с достоверным иснадом. См. мой комментарий к Ибн Хузейме (3/340/2262) и «Сахих ат-Таргиб» (1/419/993).
|
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 171.
Ан-Науауи сказал: “Умма единогласна в том, что совершение молитвы тарауих не является обязательным, однако это является желательным!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/379.
[Конец примечания].
Хадис 682. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана до тех пор, пока великий и могучий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти также стали поступать и его жены. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Хадис 683. Передается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, если хотел совершать иътикаф в этом году, то совершал намаз фаджр (21 числа), и после этого заходил в свое место, где он делал иътикаф. Хадис приходит у Бухари и Муслима и является достоверным
Хадис 684. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просовывал ко мне голову, оставаясь в мечети, а я причесывала его. Когда он уединялся в мечети, то приходил домой только при необходимости». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.
|
Хадис 685. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала: «В соответствии с Сунной во время уединения не полагается навещать больных, присутствовать на похоронах, прикасаться к женщине или же ласкать ее и выходить из мечети без особой необходимости. Уединяться может только постящийся, и уединяться можно только в кафедральной мечети». Этот хадис передал Абу Давуд с неплохой цепочкой рассказчиков, и мусульманские богословы назвали хадис прерванным.
Это сообщение передает абу Дауд, и все его передатчики – нет в них ничего страшного, хадис из категории хороших хадисов, но более правильно то, что его окончание, то есть последние фразы не являются словами Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: в разъяснении этого хадиса, что этот хадис больной, потому что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а слова Аиши либо того, кто до Аиши в иснаде. Приводит его Абу Дауд, по дороге от АбдуРрахмана абу Исхака, от аз-Зухри, от Уввы, от Аиши, да будет доволен ею Аллах, и этот хадис, относительно него было указано о том что, в нем есть болезнь. Эта болезнь заключается в том, что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а слова Аиши, да будет доволен ею Аллах или даже слова того кто до нее в иснаде. Сказал Абу Дауд, после того как привел этот хадис, никто кроме АбдуРрахмана ибн Исхака не говорит при передаче этого сообщения о том, что Аиша да будет доволен ею Аллах сказала что сунной является то-то или то-то. Именно он - АбдуРрахман ибн Исхак привел этот хадис так, что эти слова Аиши да будет доволен ею Аллах, то есть остальные не передают это даже как слова Аиши, а предают как слова кого либо другого в иснаде. Поэтому сказал Ад-Даракутни: правильно сказать, то что слова в этом хадисе: «что сунной для того, кто делает иътикаф является то-то и то-то» и до конца хадиса не являются словами Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Более того это даже не со слов Аиши, а со слов Зухри, а кто ввел слова Зухри эти в хадис Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, тот допустил оплошность, а Аллаху известно лучше.
И один из передатчиков этого хадиса Хишам ибн Сулейман не упоминает о том, что этот хадис передается со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
И сказал аль-Байхакъи: некоторые из мухаддисов указали на то, что это слова Аиши, а некоторые сказали что это даже не слова Аиши, а слова Зухри, и более правильно что это слова одного из передатчиков хадиса который ниже Аиши по иснаду, потому что Суфьян ас Саури передает это хадис от Хишама ибн Урвы от Урвы, о том что он сказал: «тот который делает иътикаф в мечети не должен идти за джаназой, и не должен посещать больного и не должен отвечать на призыв, если тебя позвали на свадебное угощение то ты не должен отвечать на это приглашение, и то, что иътикаф не бывает кроме как с уразой. И то, что не нужно делать иътикаф кроме как в общей - соборной мечети».
Значит более правильно относительно этого сообщения то, что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и даже не Аиши да будет доволен ею Аллах, но либо слова Зухри либо Урвы, поэтому из него напрямую постановлений шариатских не берется.
[Примечание редактора стенограммы]:
А данное сообщение Аиши: «Сунна для совершающего и’тикаф не посещать больного… не выходить по нужде и то, что нет и’тикафа кроме как в общественной мечети».
Дело в том, что многие имамы говорили, что эти слова не ‘Аиши, а добавка кого-то из передатчиков до нее. Кто-то говорил, что это слова аз-Зухри, а кто-то говорил, что это слова ‘Урвы. И по этой причине это сообщение приводит аль-Бухари в своем Сахихе без данной добавки, а просто слова ‘Аиши: “В последние десять дней Рамадана пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда делал и’тикаф в мечети, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах не упокоил его. А после него так же стали поступать и его жены”. аль-Бухари 2029.
Также и Муслим привел это же сообщение без данной добавки в своем Сахихе 2/831, а также и Ибн Хиббан 5/269.
Также это сообщение от ‘Аиши передает имам Малик 1/312, и он не упоминает такие ее слова, как «Сунна».
Шейх Ибн аль-Къайим в «Тахзиб ас-Сунан» сказал относительно этого сообщения: “По этой причине автор Сахих (аль-Бухари) привел первую часть хадиса и отказался от второй”.
Хафиз аль-Мунзири в «Мухтасар Сунан Аби Дауд» сказал: “Этот хадис приводит ан-Насаи через Йунуса ибн Зайда и в нем не сказано, что ‘Аиша сказала: «Сунной является…»”.
аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 4/426 сказал: “Многие хафизы сказали, что эти слова (Сунной для совершающего и’тикаф является…) являются словами того, кто был до ‘Аиши”.
Имам Ибн Къудама сказал: “Было сказано, что эти слова принадлежат аз-Зухри”. См. “аль-Мугъни” 3/213.
Имамы Абу Хатим, ад-Даракъутни, Абу Дауд, Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн ‘Абдуль-Хади, Ибн Касир и многие другие говорили, что это слова аз-Зухри, а не ‘Аиши. Более того, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “ Никто не говорил в этом хадисе Аиши слова «Сунна », кроме Абдур-Рахмана ибн Исхакъа, и эти слова все не достоверны для ученых, кроме как от аз-Зухри!” См. “ат-Тамхид” 8/330.
Также и шейх Закария аль-Бакистани привел этот хадис в главе о затворничестве, в книге своей о слабых хадисах в вопросах фикъха, и назвал его слабым. См. “Танкых аль-калям филь-ахадис ад-да’ифа фи масаиль аль-ахкам” 634.
[Конец примечания].
Хадис 686. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершающий уединение не обязан поститься, если только он не возьмет на себя такое обязательство». Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким, однако, согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: этот хадис является слабым, со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и более правильно, что это слова ибн Аббаса, а не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Этот хадис передает Ад -Даракутни, Аль Хаким и по их дороге аль-Байхакъи, то есть по дороге аль Хакима. Дорога эта следующая: АбдуЛлах ибн Мухаммад ар-Рамли передает от Мухаммада ибн Яхьи ибн Умара аль Адани, говорит рассказал нам Абдуль Азиз ибн Мухаммад от Абу Сухейла, от Малика ибн Анаса, от Тавуса, от ибн Аббаса, от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Сказал ад-Даракутни, что один из передатчиков этого хадиса передал этот хадис со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а все остальные передатчики не передают его со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, но передают его со слов ибн Аббаса.
Сказал маджд ибн –Теймия –дед шейхуль ислама ибн –Таймии, абу Бакр ас-Суси (шейх Даракутни) поднял этот хадис до Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, а другие передатчики не поднимают этот хадис до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. А некоторые сказали что, ошибка не от абу Бакра ас-Суси, а от другого передатчика, которого звали Мухаммад ибн Исхак ас-Суси, и ибн аль Джаузи придерживался этого мнения, что ошибка от Мухаммада ибн Исхака ас-Суси, а также этого мнения придерживался аз-Захаби как об этом сказано в книге «Ат-Тахкъикъу ат-Танкъих».
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: но более правильно то, что ошибка даже не от Мухаммада ибн Исхака, потому что его поддержал в передаче этого хадиса, таким образом Ахмад ибн Махбуб ар-Рамли, и этот хадис приходит у Хакима и Байхакъи. Поэтому более правильное мнение то, которое выставил ибн Абдуль Хади в своей книге «Ат-Тахкъикъу ат-Танкъих», сказал тот кто ошибся в этом хадисе это АбдуЛлах ибн Махаммад ар-Рамли, сказал относительно него Къаттан, и АбдуЛлах ибн Мухаммад ар-Рамли - я не знаю этого передатчика, и сказал аль-Байхакъи- единственный кто передал этот хадис – это АбдуЛлах ибн Мухаммад ар-Рамли, то есть передал его тем, что поднимает его до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, затем сказал, что это правильно относительно этого хадиса, что это слова ибн Аббаса, а что касается того что это слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то это оплошность. И хадис этот со слов ибн Аббаса является достоверным, и этот хадис приводит аль Байхакъи и приходит в книге «аль Мушкиль аль Асар», и более правильное мнение в отношении этого сообщения о том, что человек который делает иътикаф в мечети не обязан держать уразу кроме как если сам себя этим обяжет, возьмет, например обет.
Это сообщение не является словами Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, но является словом ибн –Аббаса.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисами 682-686.