Ради этой встречи стоило жить сто лет.




СТО ЛЕТ ЖИВУ

Родился я в Ярославле. С 1935 по 1940 год учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. В ноябре защитил диплом, а в январе уехал по распределению на Донбасс. Работал сначала на железнодорожной станции Рутченково инженером на вагоноремонтном пункте, потом старшим мастером вагонного депо в Волновахе. Под моим руководством производился отбор вагонов на ремонт, на комплектование железнодорожных составов. Нужно сказать, что в то время иметь высшее образование было очень престижно. Я был довольно крупным молодым начальником!

8 июля 1941 года в Волноваху прибыл военный представитель из Москвы для набора специалистов с целью их дальнейшего обучения по военно-учетным специальностям. Человек двенадцать нас отобрали, нефтяников и железнодорожников, — ​и отправили в Москву. Оттуда мы поехали в Военно-транспортную академию РККА в Ленинград, где должны были пройти курсы подготовки специалистов обеспечения военных перевозок путей военного сообщения……

— В том же месяце личный состав академии подняли по тревоге. Город бомбили. Переправились ночью на пароме через Ладогу и пешим порядком двинулись в сторону станции Тихвин. Так получилось, что первый наш привал был на кладбище. Курсанты и офицеры залегли между могил, чтобы не видно было. Только поднялись, чтобы идти дальше, — ​кладбище начали бомбить. Страшно даже представить себе, что происходило в те минуты: надгробия взмывали в воздух вместе с останками тех, кто был захоронен. А мы, живые, еле ноги тогда унесли!

На перегоне у станции Тихвин стояли вагоны-теплушки, в которых до этого эвакуировали скот. Были они, соответственно, ужасно грязными. Нам сказали немедленно занять места в вагонах «согласно купленным билетам». Забегая вперед, скажу, что после той поездки мы еле очистились… Тронулись в направлении Ярославля, где жила моя семья. Трудно передать те ощущения, которые я испытал по дороге на свою малую родину. Мы должны были проскочить железнодорожный мост, который, по некоторым данным, враг собирался бомбить. К счастью, успели…

— Стало известно, что наш окончательный пункт назначения — ​Кострома. Когда поезд прибыл в Ярославль, я выскочил из вагона, нашел телефон и позвонил отцу, который работал инженером на Ярославском паровозоремонтном заводе. Чудом было то, что он сразу снял трубку — ​ведь инженеры на месте не сидят, часто делают обходы, работают в цехах… Так отец получил весточку от сына — ​жив-здоров. Нужно сказать, что это был далеко не последний счастливый случай в моей жизни.

В Костроме курсантов разместили в заранее подготовленных палатках. Когда стало холодать, мы переместились в здание местной школы, которая, опять же, по счастливой случайности находилась рядом с домом, где жила моя крестная с семьей. Строем шли мы в баню, когда я услышал: «Женька! Женька!». С тех пор, когда все отправлялись в столовую, я убегал на обед к Захаровым.

В академии мы изучали военные дисциплины по специальности, в том числе железнодорожную связь. Также были у нас занятия по общевойсковой и инженерной подготовке.

До 16 ноября 1941 года я учился в Костроме. В этот день мне было присвоено звание лейтенант, и я отправился служить диспетчером — ​помощником военного коменданта железнодорожного участка и станции Куйбышев……

— Жил я в общежитии, которое находилось прямо на железнодорожной платформе, где мы принимали и отправляли поезда, по заявкам начальников поездов обеспечивали личный состав продовольствием. Заступал на дежурства: сутки работаешь, сутки отдыхаешь. Портянки не успевали высыхать. А было холодно — ​ноги мерзли. Кашель как напоминание о том непростом времени мучает меня до сих пор.

Помню, как на Москву шли поезда с личным составом, техникой. Ребята-сибиряки в полушубках — ​приземистые, крепкие. Обратно в тыл возвращались военно-санитарные поезда…

Я безмерно благодарен городу Куйбышеву за то, что встретил там свою будущую жену Ларису Павловну, с которой мы прожили 71 год душа в душу. Служба нас свела. Сведения о подходе поездов я брал в отделении железной дороги, где работали гражданские специалисты. Там же трудилась после окончания железнодорожного техникума и Лариса. В 1944-м поженились.

Свадьба в Куйбышеве была у нас по тем временам шикарной: принесли целое ведро пива, подарили солдатскую металлическую кровать, кастрюлю, подставку для вазонов, которую мы, кстати, потом всегда возили с собой…

— В августе 1944-го меня перевели в Барановичи на такую же должность. Был я на тот момент уже старшим лейтенантом. В то время началось освобождение Польши, и важную роль в переброске военной техники играли железнодорожные войска.

В Барановичах нам повезло с соседями. Мы жили в одном доме с Героем Советского Союза Владимиром Царюком, знаменитым руководителем партизанского движения на территории Беларуси. Неподалеку от нас жила и семья дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца.

Однажды в мое дежурство на железнодорожной станции Барановичи-Центральные при встрече военно-санитарного поезда из Бреста увидел свою родную сестру Елизавету.

Я проверил все необходимые документы и разговаривал с начальником поезда, вдруг вижу — ​Лиза стоит! Побежал к ней обниматься. «Я весь свет объехала этим поездом», — ​говорит она. Направлялись они в тыл, в сторону Москвы. Лиза служила медсестрой и пережила много страшных моментов: налеты, бомбежки… Участвовала в боевых действиях на Центральном, Северо-Западном и 1-м Белорусском фронтах — ​рискуя собственной жизнью, помогала раненым. Я познакомил Лизу с женой, увидела сестра и свою племянницу Людмилу. Встреча получилась скоротечной. Сестре, кстати, пришлось затем догонять свой поезд…

9 мая я дежурил на железнодорожной станции и первым на ней узнал о Победе. Такого ликования, взрыва чувств, как в тот памятный день, не было у меня никогда. Кричали, плакали, обнимались, палили в воздух из всех видов оружия!

— 29 декабря 1952 года я получил назначение в Минск — ​в строевой отдел управления начальника передвижения войск Белорусской железной дороги. Уже в январе наша семья была в столице. Потом служил в отделе воинских перевозок на должности диспетчера. Через пару лет получил звание капитан, а в 1957 году стал майором.

В Минске я встретил своего двоюродного брата Виктора Александровича Захарова, который в ту пору был начальником столичного Дома офицеров. Позвонил в приемную — ​тот ли Захаров у вас главный? А телефон был параллельный, и начальник все прекрасно слышал сам. И слышу из трубки: «Евгений, это я. Приходи!». Вышла еще одна замечательная встреча в моей судьбе.

2 сентября 1958 года меня направили на службу в Германскую Демократическую Республику заместителем военного коменданта железнодорожной станции Эрфурт.

Помню, как во время Карибского кризиса на улицах немецкого города стояли советские танки. Жены и дети наших военнослужащих уезжали в Союз, а моя Лариса, ​наоборот,  ​приехала ко мне из Минска. Ситуация была очень напряженная, работали много…

Одно из ярких воспоминаний тех лет — ​визит первого советского летчика-космонавта Юрия Гагарина в город Эрфурт 19 октября 1963 года. Мы с товарищем шли по улице и услышали крик: «Гагарин приехал!». Недалеко от нас было место, где он выступал, решили сходить посмотреть. На площади в тот день собралась целая толпа немцев. Я смог его сфотографировать — ​на всю жизнь память осталась.

А уже через год я снова вернулся в столицу Белорусской ССР, где занял должность заместителя военного коменданта железнодорожного участка и станции Минск. Получил звание подполковник. До 1969 года служил там, потом уволился в запас. Работал инженером по технике безопасности в Министерстве легкой промышленности, в 6-й городской клинической больнице... 

В июне прошлого года ездили с дочкой в Ярославль, на родину. Все мои родственники пережили голод в Поволжье и Великую Отечественную войну, но здоровье их было подорвано… Я побывал на могилах родителей, брата, сестры.

Навестил и старый дом из красного кирпича, где родился и жил — ​практически ничего в нем не изменилось! Смотрю в окна с улицы — ​вот тут была комната, там — ​кухня… Думаю, что это довольно символично: дом стоит — ​и я живу, сто лет живу!..» Записал интервью старший лейтенант Сергей Деминский, «Ваяр», deminski@mod.mil.by.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: