Материал для осмысления.




Тема:Ценностно-смысловая коммуникация и развитие речи учащихся в свете теории речевой деятельности.

Материал для осмысления.

Чтение – один из видов речевой деятельности – заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль.

На уроках русского языка следует целенаправленно развивать: глобальное, детальное, критическое восприятие текста. При всей условности выделения этих взаимосвязанных видов восприятия их знание позволит учителю обоснованно планировать и проводить необходимую в конкретных условиях работу по обучению умению слушать, читать, говорить, писать (виды речевой деятельности).

Глобальное восприятие предполагает восприятие текста в целом, когда слушающему при известных обстоятельствах достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Детальное восприятие предполагает осознание главных смысловых блоков текста – в зависимости от установки, которая дается говорящим или которую ставит перед собой слушающий. Если необходимо использовать пересказ текста, то необходимо осознать последовательность действий, лежащих в его основе, их временные, причинно-следственные связи, а если предстоит детальное восприятие текста типа рассуждения-объяснения или рассуждения-доказательства, то необходимо осмыслить то, что объясняется или доказывается (само объяснение-доказательство или несколько обоснований).

Критическое восприятие основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, но, кроме того, оно требует критического осмысления воспринятого на слух: выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте, мотивированного согласия или несогласия с основной мыслью автора, его аргументацией, с формой выражения мысли. Установка на критическое восприятие текста практикуется в том случае, когда проводится изложение с дополнительным заданием, выполняется поисковое задание, в котором используется текст.

Овладение чтением как видом речевой деятельности способствует развитию таких умений, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; определять ключевые места текста; вычленять основную мысль высказывания; отличать существенное от несущественного в воспринимаемой информации; ставить вопросы в процессе восприятия текста; определять логику, структуру высказывания; делать выводы и критически оценивать полученную информацию.

Как правило, выделяются: изучающее, ознакомительное, просмотровое чтение. Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Необходимо читать текст так, чтобы читающий мысленно задавал себе вопросы, отражающие познавательную сущность текста, и с их помощью осознавал его логическую структуру, выделяя в нем главное, основное. От глубины восприятия исходного текста, от степени осознания его структуры и особенностей языкового оформления зависит характер его воспроизведения учащимися.

Ознакомительное чтение – это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. При этом необходимо определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.

Речевая деятельность в психологическом аспекте - это внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь включает речь устную - диалогическую и монологическую; речи письменную.

Диалогическая речь - вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

Монологическая речь –вид речи, обращенном к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она характеризуется подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли. Пишущий, в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и организовывать языковые средства.

Письменная речь включает в себядва вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

Внутренняя речь – особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования, для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность, ситуативность.

Таким образом, следует учитывать, что работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности представляет собой систему, опирающуюся на достижения лингвистической науки в области синтаксиса текста, культуры речи, стилистики, современной риторики, а также на достижения психологии речи (общения), психолингвистики (в частности, на теорию речевой деятельности), социолингвистики, теории коммуникации.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Составить памятку «Виды чтения и интерпретация микротекста».

Виды чтения Особенности данного вида чтения Рекомендации (советы) ученику
Ознакомительное чтение     Представляет собой извлечение основной информации, для него характерны большие тексты. Характерными особенностями данного вида чтения являются быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. При обучении данному виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, развивать умение догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо помнить, что в данном случае нет необходимости фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное — умение обобщать содержание текста, то есть синтезировать основную коммуникативную задачу текста.
Изучающее чтение   Чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. Оно протекает в условиях концентрации внимания на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается его анализом, критической оценкой, обобщением, то есть извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения, рекомендации. Памятка 1. Прочитайте весь текст медленно, вдумчиво. 2. Определите его тему (то, о чём говорится в тексте). 3. Посмотрите абзацные и шрифтовые выделения в тексте. 4. Выделите непонятные слова, объясните их значение. 5. Прочитайте ещё раз весь текст или только трудные для вас части. 6. Уточните, что нового для себя вы узнали. 7. Проверьте, как вы усвоили прочитанное: приведите свои примеры и объясните их; перескажите текст.
Просмотровое чтение Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Данный вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения читать, проникая вглубь содержания текста, высокую скорость чтения, умение обходить трудности. 1.Прочтите заголовок статьи.2.Просмотрите титульные элементы: название издания, издательство, год издания, имя автора, его место работы, страна.3.Прочтите аннотацию — содержание статьи в сжатой форме, (если таковая имеется); введение (формулирование задач); подзаголовки или другие средства графического членения; начальные и конечные абзацы статьи, где обычно обобщается главное; графический и иллюстративный материал (схемы, чертежи, таблицы, графики, иллюстрации).
Поисковое чтение Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера и т. д. Текст может прочитываться полностью или частично, если обучающийся знает, где находится интересующая его информация. прочитайте текст и скажите, чему он посвящен;найдите известные вам географические названия;выберите вариант, уточняющий смысл понятия;расположите факты в той последовательности, в которой они изложены в тексте;определите основную идею текста;выберите из текста 3-4 предложения, передающие основные события.

 

2.Проанализировать текств соответствии с предложенным планом:

 

1. Прочитайте текст, озаглавьте его

Прекрасный цветок

2. Определите основную мысль, тему текста

Тема - красота природы.

Основная мысль – важно уметь замечать красоту в обыденных вещах, это даёт человеку возможность почувствовать единение с природой, познать всю её завораживающую красоту.

3. Найдите в тексте ключевые (важные) слова, раскрывающие суть высказывания.

«…я понял весь цветок как отображение солнца на небе».

4. Какие чувства, эмоции вызывает текст у вас?

Текст вызвал у меня тёплые, трепетные чувства, чувства спокойствия и гармонии.

5. Как вы думаете, что в этом тексте трудно понять иностранцу? Почему?

На мой взгляд, иностранцу будет трудно проникнуться настроением данного текста. М.М. Пришвин использует средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, сравнение). Из-за этого текст становится сложен для понимания иностранцев.Иностранцу будет трудно понять некоторые детали, например: что такое купава, «жёлтое внутри цветка вспыхнуло», «неровности бросили тени».

 

6. Составьте план текста

1. Вступление (Водяная лилия)

2. Основная часть (Цветок как отображение солнца)

3. Заключение (Прекрасный цветок)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: