Мисс Лала в цирке Фернандо




Абсент

"Гладильщицы"

«Голубые танцовщицы»

 

В живописи импрессионистов Дега занимал особое место— прежде всего из-за той роли, которую играл в его творчестве рисунок и благодаря характерному для него сочетанию импрессионистического растворения красок в потоке света и пластической определенности формы.

Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом.

В 1861 году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего.

Дега принимал участие почти во всех выставках импрессионистов, начиная с первой; наряду с Клодом Моне, Писсарро и Ренуаром он был активнейшим членом «Группы независимых художников». Однако он не разделял полностью взглядов импрессионистов и часто подвергался критике с их стороны.

С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.

Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.

Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание, и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии.

Новая волна художников в 1860-е годы ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции.

Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.

 

 

Жокеи

 

сценки в кафе и кабаре, модистки,

 

 

прачки, балерины и женщины «за туалетом».

 

Мытье

 

Во всех этих образах утверждалась новая, чисто современная красота, неотъемлемыми чертами которой были правдивость, непосредственность, демократизм и острота характерного.

Его работы отличаются острым и динамичным восприятием жизни, строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Собственно говоря, несмотря на титул, к импрессионизму Дега можно отнести только благодаря трепещущей, светящейся игре красок, — он вырос из традиционной живописи.

Новаторство Дега в передаче движения неразрывно связано с его композиционным мастерством: у него очень сильно ощущается непреднамеренность, случайность, выхватывающая отдельный эпизод из потока жизни.

Целью своего творчества французский художник видел в воплощении правды жизни, которая была для него слишком значительной, чтобы нуждаться в приукрашивании. Но пости­жение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. Дега подчеркивает эту условность живописного языка, контраст между «вульгарностью» натуры и утонченной гармонией и красотой колорита, рисунка, ритми­ческого узора

Сами образы были исполнены динамизма, воплощали убыстрившиеся ритмы современной художнику эпохи. Именно страсть к передаче движения определила сами сюжеты Дега: изображения пробега лошадей, репетиций и представлений балета, прачек, несущих белье, гладильщиц за работой, моющихся, одева­ющихся или причесывающихся женщин.

Абсент (1876. Холст, масло. 92х68)

Дега не случайно ухватился за тему, которая была у всех «на слуху» в Европе того времени. Перед нами картина-загадка, не вполне типичная для автора. Как будто это искажённая абсентом реальность.

Богемный напиток жил в мире искусства и служил серьезным источником вдохновения.

Отнюдь не банальный «зеленый змий»: опьянение от абсента приравнивалось к благородному помешательству, в результате которого художнику открывались иные горизонты…

Абсент пили и восхваляли, художники увековечивали его в картинах, критики относились с презрением, а зрители тайно мечтали постигнуть вдохновение «зеленой феи».

Ясно одно, что богемные отношения абсента и художественного мира навсегда остались завораживающей тайной.

Два главных героя, расположенные рядом, находятся в атмосфере изоляции и отчаяния.

Эту работу можно трактовать как изображение ошеломляющих проблем, связанных с абсентом, вредным напитком, который позже был запрещен.

Произведение является исследованием человеческой деградации, мужской и женской, представленное с необычайной проницательностью и изобразительным мастерством, а также внешних и видимых признаков разложения общества, которые характерны для современной живописи.

На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре за столиком в кафе «Новые Афины».

Вся композиция не выровнена и имеет диагональное строение. Фигуры не обращены лицом к зрителю, а расположены вдоль поднимающейся наклонной линии. При создании картины Дега отрезал трубку и руку мужчины, создавая впечатление снимка, сделанного наблюдателем за соседним столиком. Но это представление обманчиво, потому что картина была тщательно проработана в студии, а не в кафе. Палитра приглушенных серых и мягких землистых тонов наводит на мысль о затхлости воздуха и меланхолии. Всепроникающее цветовое настроение, в котором различные черные оттенки сочетаются с кремово-белыми, бледно-желтыми и полупрозрачными зелеными сильно подчеркивают название картины, создавая слегка бредовое цветовое усиление.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупнённые планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон, холст, масло).

 

«Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.

Даже по стандартам Дега эту композицию можно назвать смелой и необычной. На картине изображена акробатка, висящая под куполом цирка на зажатом у нее в зубах канате. Ракурс выбран так, что мы видим акробатку глазами сидящего внизу зрителя, ахающего и восторгающегося ее смелым трюком. Ракурс, в котором изображена акробатка, необычайно сложен, но Дега с присущим ему блеском справляется со стоящей перед ним задачей.

Дега искусно изобразил сценический костюм Лалы. Широкие мазки серебристо-голубой краски великолепно передают бахрому, а оранжево-желтые и белые тона — объемную золотистую вышивку наряда.

 

 

Одна из таких картин — «Прачки гладят», или как еще ее называют, «Гладильщицы» (1884).

 

 

 

На ней художник изобразил двух женщин-прачек, которые находятся в крошечной каморке. Видно, что на жизнь женщины зарабатывают тяжёлым ручным трудом — типичные труженицы начала 20 столетия.

Работа выполнена на холсте грубой и довольно небрежной грунтовки, что, однако придает картине особый эффект: масляная краска напоминает пастельную технику, так любимую художником. Мазки он наносит сухие, небрежные, несколько обрисовывая контуры фигур темным, не обозначая деталей, ставя акценты на фигурах.

Особая грубость грунтовки выбранного художником холста придаёт картине интересную особенность: масляная краска выглядит словно пастель. Детали художник почти упускает, уделяя больше внимания фигурам и их контурам.

Дега показывает нам другой, повседневный, непривычный Париж, с простыми рабочими людьми, изнуренными тяжким трудом. Париж, скрытый за роскошью площадей, шикарных дворцов, театров и уличных ресторанов. И это не единственное полотно, изображающее жизнь людей.

 

Пастели Дега

Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесённый на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют.

К 1882 году у художника начинает резко ухудшаться зрение, и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Фигуры, изображённые на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния.

Постепенно Дега почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение.

С годами Дега все чаще отдаёт предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью. Дега — тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах.

Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены.

Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски, и кистью наносил её на холст. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупнёнными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер.

Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Остальные выполнены пастелью.

Необычайная популярность балетных сценок, запечатлённых Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега. Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала.

Урок танцев

 

то в свете софитов на сцене,

 

 

Две отдыхающие танцовщицы

 

 

Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. В самом деле, изображение танцовщиц на картинах Дега лишено эротического чувства или ощущения какого-либо личного человеческого контакта

 

Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), где мастеру удалось добиться особой композиционной и цветовой выразительности.

 

 

«Голубые танцовщицы» рисовались в то время, когда страдавший от отслоения сетчатки и прятавший глаза от солнечного света художник уже видел очень слабо. Пройдет еще 6 лет – и он прекратит писать совсем, будет на ощупь лепить из воска, сминать и снова лепить все тех же танцовщиц в выдумано сложных позах и лошадей в движении.

Балерины и ученицы хореографических школ приходили к Эдгару Дега в мастерскую. Делая десятки этюдов, он собирает потом эти зарисовки в продуманную, математически точную и уравновешенную композицию. Любимый художником эффект случайного фотографического кадра на самом деле был результатом огромной предварительной работы и расчета.

Он никогда не писал прима-балерин и известных танцовщиц с громкими именами. Лица его балерин мало о чем говорили даже современникам художника – все они танцовщицы кордебалета или совсем еще юные ученицы, которым только предстоит выйти на сцену и которым совершенно не важно получить парадный портрет, водрузить его в гостиной и выслушивать нескончаемые комплименты.

Казалось бы, в картине нет ничего необычного. Но если присмотреться, то создается впечатление, что мы видим как бы остановившийся кадр немого кино. Словно девушки застыли на секунду, чтобы встрепенувшись вернуться к своему занятию. А этим занятием вполне может быть и танец, что исполняют танцовщицы. Ведь кто-то увидит и представит именно такой фрагмент творчества юных балерин.

Композиция и рисунок — элементы живописного языка, с помощью которых Дега пытался преодолеть статику станковой картины. Он искал неожиданные ракурсы, изображая фигуры балерин во всевозможных поворотах, сбоку, со спины, снизу.В колористических «симфониях» на темы танцов­щиц, созданных в конце столетия, Дега, оставаясь в целом в пределах импрессионистической фиксации отдельного мгнове­ния, уже делает решительный шаг в сторону более обобщенно­го видения XX века, кажется непосредственным предшествен­ником фовистов.

 

Практическая работа: сделать зарисовку картины Э.Дега "Урок танцев".

Самостоятельна работа: посмотреть в Интернете фильм "Импрессионисты с Тимом Марлоу. Эдгар Дега".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: