УДК
доктор ист. наук, проф. В.Е.Колупаев
(Исследовательский центр «RussiaCristiana», Сериате, Италия)
Архитектор Джакомо Кваренги и алтарь приходской церкви в г. Сериате (Италия)
Знаменитый итальянский архитектор Джакомо Кваренги, творческое наследие которого в России достаточно хорошо изучено, выполнил также некоторые свои работы на родине в Италии. В данной статьевниманию российского читателя предлагаетсязнакомство с одной из таких работ – это главный алтарь приходской церкви в городе Сериате, провинция Бергамо, регион Ломбардия.
The famous Italian architect GiacomoQuarenghi, creative legacy in Russia well studied, also performed some of his work at home in Italy. In this article, attention is invited to the Russian reader acquainted with one of these works - it is the main altar of the parish church in the city Seriate, province of Bergamo, region Lombardia.
ДжакомоАнтониоДоменикоКваренги (GiacomoAntonioDomenicoQuarenghi, 1744 – 1817) родилсявпоселкеРотад‘Иманья (comuneRota d'Imagna) насевереИталии,гдеегоотецбылноратиусом. Ныне это это центр одноименной комуны с населением 871 человек. Поселок расположен расположенной в одной из Приальпийских долин (ValleImagna) и удален на 26 км от провинциального центра Бергамо (Bergamo).Помимо своей творческой работы в Санкт-Петербурге, Кваренги оставил некоторое документальное и материальное наследие на родине. Одной из немногих его работ, реализованных на землях Бергамо является главный алтарь приходской церкви в г. Сериате (Seriate).
Городок Сериате, фактически примыкающий к провинциальному центру Бергамо, исторически всегда занимал важное положение, как в системе госудаственного административного управления, так и в структуре церковного епархиального деления. Город возник у переправы и впоследствии построенного здесь моста через реку Сериа (Seria), чтобы контролировать дорогу, ведущую в центр соседней провинцииБреша (Brescia). Местныйприход, располагающийздесь древним храмом, исторически имел ряд преимуществ и имел под своим управлением соседние религиозные общины. Настоятель прихода имеет титул архипресвитера, также и церковь называется архипресвитериальной (Chiesaarcipresbiterialeplebana). В XVIII в. в связи с экономическим развитием региона и увеличением населения города в Сериате встал вопрос о строительстве нового адекватного храма, который мог бы соответствовать уровню и значению прихода в целом. К проектириованиюбыл приглашен местный архитектор, выходец из аристократической семьи граф Николино де Конти де Калепио (NicolinodeContidiCalepio,1724-1795). Дляосущетвлениястроительствабыла созданапроизводственная организация, т.н. FabbriceriadiSeriate, возникшая в 1756 г. Строительство основного здания продолжалось с 1769 г. по 1778 гг. В 1779 г. для внутренних росписей был приглашен художник венецианского происхождения Франческо Капелла, по прозвищу Даджжу (FrancescoCapella, dettoDaggiù, 1714 - 1784), затем велись отделочные работы, интерьеры, украшения и т.д., когданаконец в 1808г. епископ епархии Бергамо (DioecesisBergomensis) Преосвященный Джан Паоло Долфин (GianPaoloDolfin, 1736 – 1819) освятил новый храм, посвятив его Святейшему Искупителю (SS.Redentore).
|
Рисунок Кваренги, по которому выполнен главный алтарь храма, датируется 1775 г. т.е. зделан еще до отъезда архитектора в Санкт-Петербург в 1779 г. Эта работа относится к тем немногим произведениям, воплощенным на родине, которые возникали благодаря его известности, как мастера прекрасных рисунков, реализовывавшихся главным образов во внутренней отделке помещений. Рассматриваемый нами алтарь, как обычно это и характерно для работ Кваренги, отличает строгая простота и монументальность, пластичность и четкость форм. Просто и несложно решается весь замысел алтаря, элементы архитектурного оформления сведены до минимума. Проект задуманной работы был выполнен в виртуозной графике, эскиз написан пером. Заказ на эту работу Кваренги получил, будучи в Риме, где повышал свое профессиональное искусство. Он уехал в Римв 1763г., здесь учился и творил, однако мы знаем, что маэстро кратковременно приезжал на родину в1775г., когда связал себя узами брака с местной уроженкойМарией Фортуната Мадззолени (Maria Fortunata Mazzoleni). Архитектор увозил из Бергамо заказ на разработку проекта главного алтаря новой церкви в Сериате.
|
Выполнив рисунок будущего алтаря в 1775 г, автор отослал его заказчику в Бергамо, где в него внесли некоторые изменения.В частности тут на месте работал достаточно знаменитый на Севере Италии архитектор и скульптор Джованни Батиста Каниана (GiovanBattistaCaniana, 1671 -?), он адоптировал замысел Кваренги.
Проект был реализован в мастерской Бартоломео Манни (Bottega di BartolomeoManni) спустя двадцать лет, после того, как был нарисован Кваренги. Мастерская Манни – это было известное в Бергамо предприятие, выполнявшее работы в мраморе. В частности, над алтарем Кваренги для Сериате работал в 1794 г. один из внуков хозяина-основателя мастерской мастер Пьер ДжакомоМанни (PierGiacomoManni,? - 1828). Этому скульптору принадлежат также, например, работы: главный алтарь приходской церкви Успения Святой Марии (SantaMariaAssunta) в Ветрова (Vertova), городке в Приальпийской долине, на север от Бергамо. Алтарь выполнен в 1810 г., он также, как и алтарь в Сериате, несёт строгий отпечаток неоклассицизма, в отличие от обычного стиля работы семьи Манни, что безусловно отражает влияние на мастера идей Кваренги. Затем между 1797 и 1799 гг., опять же по рисунку Кваренги, Пьер Джакомо работет над постройкой главного алтаря приходской церкви Успения Святой Марии и Святого Иакова в городке Романо ди Ломбардия (RomanodiLombardia), что здесь же недалеко от Сериате, в долине Падана в южной равнинной части провинции Бергамо. Причем, в контракте отмечается, что алтарь может рассматриваться в качестве рекламы, как идей самого Кваренги, так и возможностей скульптора в работе, апеллировавшего к авторитету знаменитого придворного архитектора русского императорского двора.
|
Итак, перейдем к описанию главного алтаря в Сериате.В западной католической традиции, алтарем именуется место, на котором совершается Евхаристия, чему соответствует в русской традиции, слово престол. Напротив, то пространство, которое по-русски называется алтарь, у католиков обозначается, как пресвитерий. Пресвитерий в Сериате, возвышается над центральной частью храма, т.н. новатой, и отделяется от нее пятью белыми мраморными ступенями.
Итак алтарь представляет собой мраморное сооружение, состоящее из пьедестала, на который поставлена дарохранительница в виде храма с портиком из парных колонн коринфского ордера и несомого ими треугольного фронтона. В глубине портика –«сияние», исходящее из Святых Даров. Торцы сооружения полукруглые, сквозные, пары колонн с каждой стороны поддерживают антаблемент, завершённый аттиком. В пролётах колонн установлены статуи святых. Чётко проработана система пропорций, позволяющая лёгкому, торжественному низу со стройными колоннами находиться в гармонии с завершающим дарохранительницу куполом на гладком тамбуре, который увенчан фигурой воскресшего Искупитеря, Иисуса Христа восставшего из ада, держащего в руке стяг-стандарт – символ победы. Именно регион Ломбардии отличает эта традиция ставить статуи святых, ангелов, мадонны или Христа в зарешение архитектурных построек, что можно видеть на колокольнях, на куполах храмов и в данном случае в завершении алтаря. Все особенности индивидуальной манеры зодчего, как пишет отечественный исследователь творчества Кваренги профессор В.И. Пилявский,- которые прославили его в России, присутствуют уже в этом алтаре: чувство величия, представительность, торжественность ясных геометрических объёмов, благородство пропорций.
Изменения внесенный на месте, в процессе работы, отличные от рисунка Кваренги таковы: были добавлены пьедестал, дополнительная ступенька для канделябров, кустодия большего размера, несколько увеличина трибуна и добравлены две лесенки с тыльной стороны, чтобы подняться на трибуну.
В заключение укажем, что коллекция рисунков, писем, документов частного характера и др. артефактов, всего более 700 экземпляров хранения имеется в муниципальной библиотеке «AngeloMai» в Бергамо. Затем есть коллекция фонд произведений Кваренги в музее Кастелло Сфорцески в Милане, а также в Кабинете рисунков муниципального художественного собрания (GabinettodeiDisegnidelleCivicheRaccolted’Arte) г. Милана.
1. AngeliniSandro. Giacomo Quarenghi/ Sandro Angelini. - Bergamo: Edizione proposta dal Credito Bergamasco, 1984. - p. 24.
2. Guglielmo Clivati. La Chiesa Arcipresbiteraledell SS. Redentore: Parrocchia di Seriate. / ClivatiGuglielmo. - Bergamo. 1988. - p. 48.
3. Seriate sulla soglia del 2000: Cenni della sua storia e progetti per il futuro. - Seriate: Parrocchia S.S. Redentore, 1999. - p. 33.
4. Пилявский, В. И. Джакомо Кваренги: Архитектор / В. И. Пилявский. - Л.: Художник, 1981. - с. 30.