Вопрос 19. Интервьюирование как метод психолого-педагогических исследований




Интервью — вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.

В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.

 

Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.

Основные отличия интервью:

· прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер);

· устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).

Функции интервью:

а) получение информации;

б) воздействие на респондента.

 

Достоинства интервью:

· непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов;

· большая доверительность и серьезное отношение информанта к беседе;

· возможность коррекции плана беседы по ее ходу;

· позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;

· ситуация интервьюирования, близкая по форме к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;

· личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе;

· возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах;

· устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.

· личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника;

· повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников;

· возрастает содержательность и глубина собираемой информации;

· в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;

· более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы;

· при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.

Недостатки интервью:

· значительные временные затраты;

· малая оперативность;

· обстановка интервью может не располагать к откровенности;

· необходимость нанимать большое количество интервьюеров;

· трудность подготовки интервьюеров;

· требует специальной подготовки и солидного тренинга;

· разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений;

· невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых опросов;

· нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25;

· эмоциональное поведение респондентов, респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно;

· семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.

Виды интервью:

· качественные — количественные,

· жесткие — мягкие,

· стандартизированные — нестандартизированные,

· структурированные — неструктурированные,

· формализованные — неформализованные,

· направленные — ненаправленные,

· фокусированные — нефокусированные,

· директивные — недирективные,

· личные — групповые,

· открытые — закрытые и др.

По направленности интервью бывают - стандартизированные, полустандартизированные, свободные.

Стандартизированное интервью - интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.

 

Полустандартизированное интервью - вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком.

 

Свободное интервью - исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной форме высказаться по этому поводу.

 

Направленное интервью предполагает:

· четкий план интервью,

· использование только понятий, которые есть в формулировке вопроса,

· «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа.

 

Ненаправленная техника - способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы.

 

Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.

В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.

Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного.

По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:

· фокусированное или направленное;

· нефокусированное (ненаправленное).

 

Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Цель - сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.

Нефокусированное интервью – характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.

 

По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:

· индивидуальное, или личное;

· групповое.

По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие.

 

Жесткое интервью - интервьюер может грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление. Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии.

Мягкое интервью - предполагает вежливое обращение с опрашиваемым, употребление всевозможных этикетных правил и формул.

 

По целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим.

Диагностическое интервью - используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни.

Клиническое интервью -используется как метод терапевтической беседы с пациентом с целью оказать ему психологическую помощь, например, избавиться от навязчивой идеи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: