Интервью — вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.
Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.
В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.
Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.
Основные отличия интервью:
· прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер);
· устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).
Функции интервью:
а) получение информации;
б) воздействие на респондента.
Достоинства интервью:
· непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов;
· большая доверительность и серьезное отношение информанта к беседе;
· возможность коррекции плана беседы по ее ходу;
· позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;
· ситуация интервьюирования, близкая по форме к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;
· личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе;
· возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах;
|
· устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.
· личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника;
· повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников;
· возрастает содержательность и глубина собираемой информации;
· в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;
· более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы;
· при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.
Недостатки интервью:
· значительные временные затраты;
· малая оперативность;
· обстановка интервью может не располагать к откровенности;
· необходимость нанимать большое количество интервьюеров;
· трудность подготовки интервьюеров;
· требует специальной подготовки и солидного тренинга;
· разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений;
· невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых опросов;
· нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25;
· эмоциональное поведение респондентов, респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно;
· семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.
|
Виды интервью:
· качественные — количественные,
· жесткие — мягкие,
· стандартизированные — нестандартизированные,
· структурированные — неструктурированные,
· формализованные — неформализованные,
· направленные — ненаправленные,
· фокусированные — нефокусированные,
· директивные — недирективные,
· личные — групповые,
· открытые — закрытые и др.
По направленности интервью бывают - стандартизированные, полустандартизированные, свободные.
Стандартизированное интервью - интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.
Полустандартизированное интервью - вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком.
Свободное интервью - исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной форме высказаться по этому поводу.
Направленное интервью предполагает:
· четкий план интервью,
· использование только понятий, которые есть в формулировке вопроса,
· «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа.
Ненаправленная техника - способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы.
Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.
|
В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.
Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного.
По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:
· фокусированное или направленное;
· нефокусированное (ненаправленное).
Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Цель - сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.
Нефокусированное интервью – характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.
По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:
· индивидуальное, или личное;
· групповое.
По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие.
Жесткое интервью - интервьюер может грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление. Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии.
Мягкое интервью - предполагает вежливое обращение с опрашиваемым, употребление всевозможных этикетных правил и формул.
По целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим.
Диагностическое интервью - используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни.
Клиническое интервью -используется как метод терапевтической беседы с пациентом с целью оказать ему психологическую помощь, например, избавиться от навязчивой идеи.