Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
План.
·Сущность понятия «малое предпринимательство».
·Субъекты малого предпринимательства.
·Средняя численность работников.
·Функции малого предпринимательства.
·Преимущества и недостатки малого предприятия:
·Меры государственной поддержки малого предпринимательства.
·Фермерское хозяйство (понятие, виды деятельности, источники финансирования).
·Дополнительная информация.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.
Малое предпринимательство – это предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Субъекты:
· Коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), в уставном капитале которых доля государственных и других предприятий не превышает 25 %.
Уставной- относящийся к уставу, установленному общественной организацией, предприятием, государством своду правил, регулирующих деятельность этих организаций и предприятий.
· Физические лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица.
· Фермерские (крестьянские) хозяйств а.
Средняя численность работников.
·В производстве – до 100 человек.
·В науке – до 60.
·В непроизводственной сфере – до 50.
·В торговле – до 15.
Функции малого предпринимательства.
·Формирование конкурентных рыночных отношений для более полного удовлетворения конкретных потребностей населения общества.
·Расширение ассортимента и повышение качества товаров и услуг, культуры обслуживания.
·Привлечение личных средств.
·Создание новых рабочих мест.
·Формирование нового социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей.
·Эффективное применение творческих способностей людей.
·Освоение и использование местных источников сырья и отходов производства крупных предприятий.
·Совместная деятельность с крупными предприятиями (поставка комплектующих деталей, создание вспомогательных и обслуживающих предприятий и др.)
·Освобождение государства от убыточных и неэффективных предприятий путём их выкупа или аренды.
Преимущества малого предприятия:
·не требует больших денежных вложений;
·быстро реагирует на изменения рыночного спроса (например, быстрее осваивает —выпуск новых видов продукции, внедряет технические новинки);
·имеет незначительные расходы на аппарат управления, возможность быстрой окупаемости расходов;
·обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью;
·самостоятельно определяет формы и размеры оплаты труда;
·вступает в объединения с другими предпринимателями;
·более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства с учётом потребностей рынка.
Недостатки малого предприятия:
·большая вероятность риска, неудач, банкротства;
·частое отсутствие квалифицированных управляющих;
·большая зависимость от колебаний рынка;
·ограниченность капитала и возможностей привлечения дополнительных средств;
·личная ответственность за долги и проблемы.
Меры государственной поддержки малого предпринимательства.
Цели:
·обеспечение рынка новыми товарами и услугами;
·формирование структуры малого предпринимательства;
·создание условий для устойчивого рота и их развития;
·социальная адаптация (приспособление) и эффективная занятость в малом предприятии;
·развитие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Конкретные меры государственной поддержки малого предпринимательства.
·обоснование роли малого бизнеса в экономике;
· разработка государственной политики поддержки и развития малого бизнеса;
·совершенствование нормативно-правового обеспечения поддержки и развития;
·совершенствование налогообложения, льготное налогообложение инвестиционной деятельности; упрощение процедур сбора налогов и др.;
·предоставление субсидий, то есть государственных финансовых пособий), целевых программ, материальных ресурсов (оборудование, недвижимость) и нематериальных (технологии, патенты, то есть право на использование чего-либо, например, технологии) для развития малого предпринимательства;
·создание льготных условий для использования ресурсов, технологий, разработок;
·поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий;
·организация подготовки и переподготовки кадров;
·государственная консультационная поддержка.
Фермерское хозяйство.
Фермерское хозяйство – вид предпринимательской деятельности, напрямую связанный с сельским хозяйством; это объединение людей, которые совместно владеют имуществом и осуществляют сельскохозяйственную деятельность.
Крестьянские (фермерские) хозяйства чаще создаются одним гражданином или же членами одной семьи, которые вносят имущественные вклады для осуществления деятельности по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции, основанной на их личном трудовом участии и использовании предоставленного на эти цели земельного участка.
Во главе фермерского хозяйство один из дееспособных его членов.
Он пользуется правами юридического лица и представляет интересы хозяйства перед государственными, кооперативными и иными предприятиями и организациями, отдельными гражданами; имеет печать и распоряжается расчетным счетом в банке. Он имеет право выдавать доверенности, заключать хозяйственные договоры, нанимать работников в случае производственной необходимости и в напряженные периоды, осуществлять другие действия в интересах хозяйства.
Виды деятельности фермерских хозяйств:
· производственно-сбытовая (выращивание товарной продукции растениеводства и животноводства, реализация ее по различным каналам сбыта);
· выполнение работ и оказание производственных услуг (конно-ручных и механизированных работ, транспортных услуг и т.п.);
· коммерческая (приобретение, складирование, доработка, частичная переработка и реализация сельскохозяйственной и иной продукции).
Источники финансирования фермерских хозяйств:
·денежные и материальные средства членов хозяйства;
·денежные доходы от реализации произведенной продукции, работ и услуг, от других видов трудовой деятельности;
·банковские кредиты;
·субсидии из республиканского и местного бюджетов;
·благотворительные и безвозмездные взносы и пособия.
Дополнительная информация.
Виды предпринимательства по признаку объектов:
· Малый бизнес (до 50 человек):
Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.
Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка.
· Средний бизнес (до 500 человек) — он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
· Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) — отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию.