М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов)




Опросник атмосферы в школе

(А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский,

М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов)

Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в опросе, посвященном проблеме конфликтного поведения в школе, и ответить на вопросы предложенной анкеты. Исследование поможет нам понять, насколько комфортно ученики ощущают себя в школе. Выберете ответ наиболее соответствующий вашему мнению и укажите его. Здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Просим Вас отвечать искренне и работать самостоятельно. Ответы будут использованы в обобщенном виде. Свою фамилию указывать не нужно, анонимность гарантируется. Спасибо, что принимаете участие в нашем исследовании!

Сообщите, пожалуйста, данные о себе:

Пол ____ Возраст ____ Класс _______ Дата ________

Отметьте, пожалуйста, для каждого пункта, согласны или не согласны вы с этими утверждениями.

 

УТВЕРЖДЕНИЯ ДА НЕТ
  В вашем классе принято…  
1.1 мешать друг другу, лезть, приставать  
1.2 вместе развлекаться после уроков  
1.3 шутить над кем-нибудь так, чтобы смеялся весь класс  
1.4 драться  
1.5 ходить друг к другу в гости  
1.6 заступаться за своих  
1.7 обзываться  
1.8 не мешать друг другу заниматься, чем захочется  
  В вашем классе есть кто-то…  
2.1 кого все уважают  
2.2 кого все боятся  
2.3 над кем все смеются  
2.4 кем часто недовольны учителя  
2.5 на кого хочется быть похожим  
2.6 с кем лучше не спорить  
2.7 кто никогда не прогуливает  
2.8 с кем даже учитель не может справиться  
  Как к вам в классе обращаются обычно учителя?  
3.1 по имени  
3.2 по имени и отчеству  
3.3 по фамилии  
3.4 по прозвищам  
  Когда в школе происходит драка, вы…  
4.1 удивляетесь  
4.2 не обращаете внимания, это обычное дело  
4.3 присоединяетесь, встав на чью-то сторону  
4.4 много это потом обсуждаете между собой в классе  
  Ценные вещи …  
5.1 стараюсь не носить в школу вообще  
5.2 спокойно оставляю в классе  
5.3 можно оставить в коридоре  
5.4 был случай, что украли  
5.5 оставляю в раздевалке  
  Вызов к директору – это…  
6.1 хотят за что-то похвалить  
  В вашей школе мат, ругательства…  
7.1 звучат на переменах в личных разговорах  
7.2 не приняты вообще  
8. В вашей школе…  
8.1 курят в туалетах, под лестницами  
  В вашей школе стены, мебель…  
9.1 исписанные, испачканные  
  Если кто-то начинает орать, драться, класс «встает на уши»; что нужно, чтобы это прекратилось:  
10.1 кто-то из учеников должен сказать «хватит»  
10.2 должен прийти директор  
10.3 это прекратится, когда все устанут  
  В школе вам…  
11.1 в целом нравится, приятно, интересно  
11.2 в целом не нравится, плохо, никто ни с кем не дружит  
  Перемену я провожу:  
12.1 захожу к друзьям в другие классы  
  Когда ваш класс едет куда-то с учителями:  
13.1 это обычная ситуация  
13.2 вам это нравится, это весело  
13.3 вы стараетесь не ездить  
13.4 учителям это сложно, они каждый говорят, что это «в последний раз»  
  Ваш класс имеет репутацию  
14.1 отличников  
14.2 хулиганов  
14.3 самого обычного, ничем не отличающегося от других классов в школе  
14.4 класса, в котором никто не хочет быть классным руководителем  
           

Ключи:

Шкала небезопасности: ДА – 1.1; 1.3; 1.7; 2.3; 2.4; 2.8; 3.4; 7.1; 8.1; 9.1; 10.2; 14.2; НЕТ – 1.8; 4.1; 7.2; 10.1;

Шкала благополучия: ДА – 2.7; 3.1; 5.2; 5.3; 13.1; 14.3; НЕТ – 3.3; 5.1; 5.4; 13.4; 14.4;

Шкала разобщенности: ДА –1.4; 4.2; 10.3; 11.2; 13.3; НЕТ – 1.2; 1.5; 1.6; 11.1; 13.2;

Шкала равноправия:

ДА –2.1; 2.2; 2.5; 2.6; 3.2; 4.3; 4.4; 5.5; 6.1; 12.1; 14.1.

Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл. Баллы суммируются, сумма баллов делится на количество участников опроса. Итоговый показатель сравнивается со средним значением по методике

 

Шкалы-предикторы

1. Шкала небезопасности измеряет степень распространенности в классе неуважения, небезопасности и пренебрежения правилами и границами. Высокие показатели по этой шкале говорят о высоком субъективном ощущении небезопасности у участников группы и повышенном риске различных дезадаптивных способов совладания с тревогой (в том числе травли, других форм агрессивного поведения). Шкала небезопасности отражает негативные характеристики психологической атмосферы, уровень фонового напряжения в группе, которое связано с низким качеством отношений и соблюдения правил общения. Это ведет к негативным установкам в общении: привлечении обид из прошлого; раздражении, негативизме и разобщенности в настоящем; подозрительности относительно перспектив общения.

2. Шкала разобщенности выявляет отсутствие сплоченности, величину дистанции между подростками, а также между ними и учителями, что связывается с отсутствием инструментов взаимодействия и взаимовлияния. Высокие показатели характеризуют неконтролируемость группы, отсутствие возможности диалога. Это не обусловливает буллинг напрямую, однако при развитии ситуации травли снижает вероятность его прекращения, поскольку в группе низка взаимовыручка и поддержка. Шкала разобщенности оценивает не фоновое, а актуальное и имеющее непосредственные ситуативные причины напряжение (вызываемое, например, драками), которое отражается и в негативных, агрессивных установках по отношению друг к другу, и одновременно в высокой степени тревоги в сочетании с переживанием одиночества.

Шкалы-антипредикторы

1. Шкала благополучия характеризует устойчивость границ, соблюдение правил и утверждение уважения как нормы в группе. Высокие показатели по этой шкале указывают на реализацию ценности уважения, которая представляет собой качественную альтернативу ценности власти и силы и служит фактором защиты от риска развития ситуаций буллинга. Шкала благополучия выявляет факторы, способствующие доверию и открытому диалогу в школе и, как следствие, снижению вероятности травли. Она оценивает устойчивость границ и правил коммуникаций в среде, что обеспечивает снижение уровня негативных установок по отношению к общению и взаимодействию.

2. Шкала равноправия оценивает способность группы к принятию различий участников, распределение ролей и возможность конструктивных, позитивных коммуникаций. Высокие показатели по этой шкале означают, что в группе распределены роли, есть отрефлексированная социальная определенность и есть диалогичные отношения. Это снижает тревогу и защищает группу от риска разворачивания травли на фоне выстраивания системы социальных статусов. Шкала равноправия также оценивает возможные пути стабилизации межличностных отношений в группе: несмотря на то, что эта шкала связана с физической и вербальной агрессией, она не коррелирует с другими показателями агрессивности или тревожности. Можно говорить о том, что в группе присутствуют проявления агрессивности, но они имеют такую форму, что не пугают членов группы и не способствуют их изоляции друг от друга, а, напротив, сочетаются с уважительными и принимающими разнообразие отношениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: