Опросник атмосферы в школе
(А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский,
М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов)
Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в опросе, посвященном проблеме конфликтного поведения в школе, и ответить на вопросы предложенной анкеты. Исследование поможет нам понять, насколько комфортно ученики ощущают себя в школе. Выберете ответ наиболее соответствующий вашему мнению и укажите его. Здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Просим Вас отвечать искренне и работать самостоятельно. Ответы будут использованы в обобщенном виде. Свою фамилию указывать не нужно, анонимность гарантируется. Спасибо, что принимаете участие в нашем исследовании!
Сообщите, пожалуйста, данные о себе:
Пол ____ Возраст ____ Класс _______ Дата ________
Отметьте, пожалуйста, для каждого пункта, согласны или не согласны вы с этими утверждениями.
УТВЕРЖДЕНИЯ | ДА | НЕТ | |||
В вашем классе принято… | |||||
1.1 | мешать друг другу, лезть, приставать | ||||
1.2 | вместе развлекаться после уроков | ||||
1.3 | шутить над кем-нибудь так, чтобы смеялся весь класс | ||||
1.4 | драться | ||||
1.5 | ходить друг к другу в гости | ||||
1.6 | заступаться за своих | ||||
1.7 | обзываться | ||||
1.8 | не мешать друг другу заниматься, чем захочется | ||||
В вашем классе есть кто-то… | |||||
2.1 | кого все уважают | ||||
2.2 | кого все боятся | ||||
2.3 | над кем все смеются | ||||
2.4 | кем часто недовольны учителя | ||||
2.5 | на кого хочется быть похожим | ||||
2.6 | с кем лучше не спорить | ||||
2.7 | кто никогда не прогуливает | ||||
2.8 | с кем даже учитель не может справиться | ||||
Как к вам в классе обращаются обычно учителя? | |||||
3.1 | по имени | ||||
3.2 | по имени и отчеству | ||||
3.3 | по фамилии | ||||
3.4 | по прозвищам | ||||
Когда в школе происходит драка, вы… | |||||
4.1 | удивляетесь | ||||
4.2 | не обращаете внимания, это обычное дело | ||||
4.3 | присоединяетесь, встав на чью-то сторону | ||||
4.4 | много это потом обсуждаете между собой в классе | ||||
Ценные вещи … | |||||
5.1 | стараюсь не носить в школу вообще | ||||
5.2 | спокойно оставляю в классе | ||||
5.3 | можно оставить в коридоре | ||||
5.4 | был случай, что украли | ||||
5.5 | оставляю в раздевалке | ||||
Вызов к директору – это… | |||||
6.1 | хотят за что-то похвалить | ||||
В вашей школе мат, ругательства… | |||||
7.1 | звучат на переменах в личных разговорах | ||||
7.2 | не приняты вообще | ||||
8. В вашей школе… | |||||
8.1 | курят в туалетах, под лестницами | ||||
В вашей школе стены, мебель… | |||||
9.1 | исписанные, испачканные | ||||
Если кто-то начинает орать, драться, класс «встает на уши»; что нужно, чтобы это прекратилось: | |||||
10.1 | кто-то из учеников должен сказать «хватит» | ||||
10.2 | должен прийти директор | ||||
10.3 | это прекратится, когда все устанут | ||||
В школе вам… | |||||
11.1 | в целом нравится, приятно, интересно | ||||
11.2 | в целом не нравится, плохо, никто ни с кем не дружит | ||||
Перемену я провожу: | |||||
12.1 | захожу к друзьям в другие классы | ||||
Когда ваш класс едет куда-то с учителями: | |||||
13.1 | это обычная ситуация | ||||
13.2 | вам это нравится, это весело | ||||
13.3 | вы стараетесь не ездить | ||||
13.4 | учителям это сложно, они каждый говорят, что это «в последний раз» | ||||
Ваш класс имеет репутацию | |||||
14.1 | отличников | ||||
14.2 | хулиганов | ||||
14.3 | самого обычного, ничем не отличающегося от других классов в школе | ||||
14.4 | класса, в котором никто не хочет быть классным руководителем | ||||
Ключи:
|
|
Шкала небезопасности: ДА – 1.1; 1.3; 1.7; 2.3; 2.4; 2.8; 3.4; 7.1; 8.1; 9.1; 10.2; 14.2; НЕТ – 1.8; 4.1; 7.2; 10.1;
Шкала благополучия: ДА – 2.7; 3.1; 5.2; 5.3; 13.1; 14.3; НЕТ – 3.3; 5.1; 5.4; 13.4; 14.4;
Шкала разобщенности: ДА –1.4; 4.2; 10.3; 11.2; 13.3; НЕТ – 1.2; 1.5; 1.6; 11.1; 13.2;
Шкала равноправия:
ДА –2.1; 2.2; 2.5; 2.6; 3.2; 4.3; 4.4; 5.5; 6.1; 12.1; 14.1.
Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл. Баллы суммируются, сумма баллов делится на количество участников опроса. Итоговый показатель сравнивается со средним значением по методике
Шкалы-предикторы
1. Шкала небезопасности измеряет степень распространенности в классе неуважения, небезопасности и пренебрежения правилами и границами. Высокие показатели по этой шкале говорят о высоком субъективном ощущении небезопасности у участников группы и повышенном риске различных дезадаптивных способов совладания с тревогой (в том числе травли, других форм агрессивного поведения). Шкала небезопасности отражает негативные характеристики психологической атмосферы, уровень фонового напряжения в группе, которое связано с низким качеством отношений и соблюдения правил общения. Это ведет к негативным установкам в общении: привлечении обид из прошлого; раздражении, негативизме и разобщенности в настоящем; подозрительности относительно перспектив общения.
2. Шкала разобщенности выявляет отсутствие сплоченности, величину дистанции между подростками, а также между ними и учителями, что связывается с отсутствием инструментов взаимодействия и взаимовлияния. Высокие показатели характеризуют неконтролируемость группы, отсутствие возможности диалога. Это не обусловливает буллинг напрямую, однако при развитии ситуации травли снижает вероятность его прекращения, поскольку в группе низка взаимовыручка и поддержка. Шкала разобщенности оценивает не фоновое, а актуальное и имеющее непосредственные ситуативные причины напряжение (вызываемое, например, драками), которое отражается и в негативных, агрессивных установках по отношению друг к другу, и одновременно в высокой степени тревоги в сочетании с переживанием одиночества.
|
Шкалы-антипредикторы
1. Шкала благополучия характеризует устойчивость границ, соблюдение правил и утверждение уважения как нормы в группе. Высокие показатели по этой шкале указывают на реализацию ценности уважения, которая представляет собой качественную альтернативу ценности власти и силы и служит фактором защиты от риска развития ситуаций буллинга. Шкала благополучия выявляет факторы, способствующие доверию и открытому диалогу в школе и, как следствие, снижению вероятности травли. Она оценивает устойчивость границ и правил коммуникаций в среде, что обеспечивает снижение уровня негативных установок по отношению к общению и взаимодействию.
2. Шкала равноправия оценивает способность группы к принятию различий участников, распределение ролей и возможность конструктивных, позитивных коммуникаций. Высокие показатели по этой шкале означают, что в группе распределены роли, есть отрефлексированная социальная определенность и есть диалогичные отношения. Это снижает тревогу и защищает группу от риска разворачивания травли на фоне выстраивания системы социальных статусов. Шкала равноправия также оценивает возможные пути стабилизации межличностных отношений в группе: несмотря на то, что эта шкала связана с физической и вербальной агрессией, она не коррелирует с другими показателями агрессивности или тревожности. Можно говорить о том, что в группе присутствуют проявления агрессивности, но они имеют такую форму, что не пугают членов группы и не способствуют их изоляции друг от друга, а, напротив, сочетаются с уважительными и принимающими разнообразие отношениями.