ДЕТСТВО
Родился Герхард Герхардс(настоящее имя мыслителя) 28 октября 1469 года в Гауде, которая в то время была пригородом Роттердама. Наверное, поэтому он и подписывался фамилией Роттердамский, которая указывала на место его рождения.
Мальчик был плодом любви служанки и сына богатых бюргеров, который должен был стать священнослужителем. Родители парня были категорически против брака их сына с простой девушкой, поэтому малыш родился вне брака. Мальчика назвали Герхардом, что в переводе означало «желанный». В те годы в моде была грецизация и латинизация, поэтому его имя в переводе с этих языков звучало как Дезидерий Эразм. Мама растила его одна.
Эразм Роттердамский
Эразм постоянно стремился к знаниям. Вначале его определили в обычную школу в родной Гауде, потом он посещал уроки в школе Герта Грота, находившейся в Девентере, где особое внимание уделялось изучению древней литературы. В 13 лет мальчик полностью осиротел, все его близкие умерли во время эпидемии чумы. Так Эразм оказался в монастыре. Родственники по отцовской линии навсегда вычеркнули мальчика из своей жизни, поэтому ни о какой помощи с их стороны речи не шло.
В 1486-1492-м годах парень жил вместе с монахами-августинцами, там же он и принял духовный сан.
ОН УЧИЛСЯ ПОСТОЯННО, ПРОВОДЯ ВРЕМЯ ЗА ЧТЕНИЕМ КНИГ, УГЛУБЛЕННО ИЗУЧАЯ ЛАТЫНЬ И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК, ОТТАЧИВАЯ СВОЕ ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ СПОСОБСТВОВАЛИ ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПРОДВИЖЕНИЮ В ЖИЗНИ, И ВСКОРЕ ЭРАЗМ СТАЛ СЕКРЕТАРЕМ ЕПИСКОПА В ГОРОДЕ КАМБРЕ, РАСПОЛОЖЕННОМ ВО ФРАНЦИИ.
С 1493-го и на протяжении следующих шести лет молодой человек проживал в Париже. Именно тогда среди его знакомых появился лорд Маунтджой. Они предприняли совместное путешествие в Лондон, и высокопоставленный лорд познакомил Эразма с Джоном Фишером, Томасом Мором, Джоном Колетом. Потом это знакомство переросло в продолжительную дружбу известных философов. Тогда же состоялось и знакомство Роттердамского и короля Генриха VIII, которое положительным образом отразилось на его биографии.
|
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Эразм практически всегда находился в пути. Его дорога пролегала из Нидерландов в Британию, Италию, Францию. В Турине философ стал доктором богословия, его с надлежащими почестями принял Папа Римский. В 1506-м, во время пребывания в Оксфорде, ему предложили заняться преподавательской деятельностью, но он отозвался на аналогичное предложение Кембриджского университета. Причиной такого предпочтения оказалось то, что в Кембридже трудился его друг – Джон Фишер.
Роттердамский преподавал в университете древнегреческий язык и богословие. Чтобы дать студентам как можно больше познаний в богословии, Эразм занялся переводом Нового Завета. Это был абсолютно новаторский подход к религиозным текстам, который полностью отличался от используемого ранее. В 1511-м Эразм занял место профессора университета, и трудился в этом качестве на протяжении двух лет. После этого Роттердамский отправился в Германию. Пробыв там немного времени, философ и богослов побывал с визитом в Великобритании и Швейцарии. Именно в Швейцарии он нашел себе нового покровителя в лице императора Карла V, который и предложил ему место советника при дворе. Эразм продолжает неустанно трудиться и периодически отправляется в путешествия.
|
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ ВНЕС ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ ГУМАНИЗМА. У НЕГО БЫЛА БЕЗУПРЕЧНАЯ РЕПУТАЦИЯ И НЕПРЕРЕКАЕМЫЙ АВТОРИТЕТ В ОБЩЕСТВЕ.
Единственный, кто затмил его в этом – Вольтер, прославившийся своими произведениями во второй половине XVIII века. Имя Эразма Роттердамского гремело по всей Европе.
Эразм вел переписку с самыми высокопоставленными мужами всех стран и народов. Ему писали кардиналы, папы, государственные мужи. Роттердамский пользовался расположением и благосклонностью самых важных исторических персон того времени. Он мог получить звание кардинала и довольствоваться пенсией, назначенной баварским правительством. Это в том случае, если бы он согласился переехать в Нюрнберг на постоянное место жительства.
Эразм пользовался непререкаемым авторитетом. Посоветоваться с мудрецом считали за честь высокопоставленные управленцы и чиновники. Он знал ответы на все вопросы, которые имели политический, научный и философский характер. Проявляя истинный гуманизм, философ ратовал за идею научного духа, который заключался в исследованиях и истинном знании.
ИДЕИ И ТВОРЧЕСТВО
Первые сочинения Эразма вышли в Париже. Самая первая книга автора получила название «Adagia», и в ней были собраны поучительные истории и афоризмы, основанные на трудах древних писателей-философов. В 1501-м Роттердамский стал автором религиозно-этического трактата «Оружие христианского воина», которое вышло из печати в 1504 году. Больше всего автора интересовала философия духовного самоусовершенствования человека, он отдавал ей больше предпочтений, чем традиционным обрядам.
|
Эразм Роттердамский в творческом процессе
Во время поездки по Великобритании Эразм написал новое произведение – «Похвалу глупости», в котором критически оценивал схоластическое богословие средневековой эпохи. В этой книге нашли отражение мысли философа об ошибках человечества и его достижениях, которые повторяются через определенные циклы. Он отметил пороки и предрассудки, которым человечество подвержено постоянно. Эта книга еще при жизни Роттердамского издавалась сорок раз, и была переведена на все основные мировые языки.
Эразму было присуще отменное чувство юмора, оптимизм и эрудиция, поэтому во всех его трудах красной нитью проходит вера в человека, в то, что он может побороть собственное несовершенство. Творчество Эразма объединяет в себе его философские принципы, талант писателя и упорство ученого. Не зря современники прозвали его «европейским оракулом», потому что его взгляды и деятельность оказывали сильное влияние на мировосприятие людей в XVI веке.
В 1515-м вышла еще одна книга писателя – «Наставление христианского государя», спустя год он написал труд «Жалоба мира». Эти труды содержали его позицию в отношении войн и движений пацифистов. Книга «О свободе воли» выдает в нем противника Реформации. Роттердамский был глашатаем гуманизма, причем во всех его направлениях. Прославился он и как филолог, ему принадлежат переводы и толкования произведений Лукиана, Еврипида и многих других авторов Древней Греции.
ЭРАЗМА ВСЕГДА ИНТЕРЕСОВАЛА ФОНЕТИКА ЯЗЫКА, НА ОСНОВАНИИ КОТОРОЙ БЫЛА СОЗДАНА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ НАУКА О ЛИНГВИСТИКЕ. ОН УДЕЛЯЛ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ИЗУЧЕНИЮ ЕВАНГЕЛИЯ, КОТОРОЕ ТОЛКОВАЛ В ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНОМ РАКУРСЕ.
Роттердамский выступал с критическими предположениями, даже не подозревая, что они когда-то дадут начало протестантскому движению христианства. Философ всерьез интересовался педагогикой. В 1518-1533 годах он работал над произведением «Разговоры запросто», которое стало одним из самых востребованных именно в этом направлении.
Эразм верил, что гармоничное развитие человеческой личности должно состоять из интеллектуального уровня, нравственности и сформированных религиозных взглядов.
Роттердамский также считал важным физиологическое развитие. Он был уверен, что очень важно добиться развития потенциала, его полного совершенствования, при этом не забывая, что каждый человек должен отвечать за совершенные им поступки. Эразм призывал уважать и заботься о детях, он категорически возражал против насилия и телесных наказаний в отношении них. Ученый считал, что каждый человек обязательно должен получить образование.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Роттердамский жил подобно священнослужителям, которые находят утешение в вере, а не в любовных связях и интригах. У него была безупречная репутация, которую он сохранил на протяжении всей своей жизни. Эразм не был женат, и наследников не оставил, его личная жизнь заключалась в путешествиях и создании научных трудов. Историки, которые пристально изучали биографию философа и ученого, не смогли уличить его ни в одном отступлении от правил.
На одном из портретов кисти художника Ганса Гольбейна Эразм изображен так, как будто он разглядывает девушку. Он был слегка смущен, и явно ощущал себя не в своей тарелке из-за этой близости к представительнице противоположного пола. Ни один из тех, кто близко знал Эразма, не мог вспомнить хоть одну интрижку из его жизни – этого просто не было.
СМЕРТЬ
Великого мыслителя не стало 12 июля 1536 года. Он умер от дизентерии. Похоронили Эразма Роттердамского в кафедральном соборе Базеля, который расположен в самом центре этого города. В 1538-м на его могиле появился памятник, изготовленный из красного известняка.
Памятники Эразму Роттердамский
В памяти потомков Эразм остался как глава гуманизма. После него осталась прекрасная библиотека и дорогое имущество. В городе Базель есть университет, в котором студенты уже много лет получают Эразмовскую стипендию.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
· «Пословицы»
· «Похвала глупости»
· «Разговоры запросто»
· «Воспитание христианского государя»
· «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»
· «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли»
· «О приличии детских нравов»