Группа 197-ОП, 192-О, 196-ОП.
Нормативно-правовые акты и учебная литература:
1. Русский язык и литература. Литература. Практикум. Под редакцией И.Н. Сухих, Москва, 2014.
2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
3. Воителева Т. М. Русский язык и литература: Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. - 2 - е изд. М.: Академия, 2015.
4. Воителева Т. М. Русский язык и литература: Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. - М.: Академия, 2016.
5. Гордович К. История отечественной литературы ХIХ века. СПб.:1997.
6. История русской литературы XIX века (20-90-е годы). Основные имена. (Под редакцией С.И. Кормилова). М., 2003.
7. Лейдерман Н., Барковская Н., Липовецкий М. Русская литература ХIХ века. Екатеринбург, 1995.
8. Очерки истории русской литературы ХIХ века. Вып.1. М.: 1995.
10.Русская литература ХIХ века: В 2 т.: учебное пособие / А. П. Кременцов и др. — М.: Academia, 2005.
Студенты должны иметь представление:
- о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского;
знать:
- особенности романа «Подросток»
уметь:
-анализировать историко-философский подход в творчестве писателя;
- выявлять авторскую позицию.
Словарь урока: жанр, композиция, ротшильдовская идея, роман, проблема.
Средства обучения: роман Ф.М. Достоевского «Подросток», учебник литературы, фрагменты фильма «Подросток», ноутбук.
Проблемный вопрос: Стремится ли современная молодежь к «Ротшильдовской идее»? Нашел ли роман Ф.М. Достоевского «Подросток» отражение в современной жизни? (К уроку учащиеся по желанию должны были посмотреть или прочитать роман Ф.М. Достоевского «Подросток»)
Роман «Подросток» – одно из лирических произведений Ф.М. Достоевского. Выразительно, до боли, звучит в романе тема одиночества Аркадия Долгорукого.
Актуальность нашего урока определяется тем, что сама тема молодежи, нового поколения всегда являлась очень важной в мире литературы.
Сегодня на уроке мы вспомним роман «Подросток», поговорим о «ротшильдовской идее» Аркадия Долгорукого, подумаем, преследует ли такие же цели современная молодежь.
Для начала нужно разобраться, что такое «Ротшильдовская идея». Те, кто не прочитал произведение Достоевского и не смог посмотреть экранизацию романа, всё же сможет принять участие в беседе на уроке.
Мы должны познакомиться с главными понятиями нашего урока такими как «идея», «Ротшильды», «ротшильдовская идея» в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
Идея – форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.
Дина́стия Ро́тшильдов (или просто Ротшильды) – европейская династия банкиров и общественных деятелей еврейского происхождения, чья история восходит к концу XVIII века. В 1816 году император Австрийской империи Франц II пожаловал Ротшильдам баронский титул. Ротшильды стали принадлежать высшему свету австрийского дворянства. Британская ветвь династии была принята при дворе королевы Виктории. Считается, что с XIX века Ротшильды имеют самое крупное состояние в мире.
Возникновение понятия «ротшильдовская идея» связано с социальными установками XIX века. Идея быстрого приобретения денежного капитала являлась одной из доминирующих, она непосредственно связана с идеей неограниченной власти.
Идея быстрого обогащения нашла свое отражение в художественных произведениях. В русской и европейской литературе сложилась традиция изображения героя-скупца. Авторами, чьи произведения содержали такую идею стали: Ж-Б. Мольер, О. Бальзак, А.С. Пушкин и, конечно же, Ф.М. Достоевский.
«Ротшильдовская идея» в произведениях Ф.М. Достоевского постепенно изменяется, от произведения к произведению она проходит своеобразную эволюцию, наполнение идеи определяется, прежде всего, социальным статусом героя и психологическим обликом.
Какие еще произведения русской литературы показывают «идею Ротшильда», или только Ф.М. Достоевский сумел нам это показать?
Можно делиться воспоминаниями о прочтенном в учебной группе WhatsApp, каждый должен высказать свое мнение и не бояться, что ответ будет неверным.
«Ротшильдовскую идею показывают произведения Достоевского, такие как: «Господин Прохарчин», «Идиот»; классиков зарубежной литературы: Мольера с его комедией «Скупой»; Оноре де Бальзака с повестью «Гобсек»; произведение Ф.С Пушкина «Скупой рыцарь».
«Ротшильдовская идея» в произведениях Ф.М. Достоевского постепенно изменяется, от произведения к произведению она проходит своеобразную эволюцию, наполнение идеи определяется, прежде всего, социальным статусом героя и его психологическим обликом.
Посмотрите отрывки экранизации романа «Подросток» с определенным содержанием, такие, где Аркадий Долгорукий рассказывает о своей идее, как он это говорит, какие эмоции испытывает, что готов ради своей «идеи» сделать.
После просмотра выскажите свое мнение по поводу того, как вы это поняли, согласны ли вы с этой идеей.
Подумайте, есть ли в современном мире отражение «ротшильдовской идеи», а именно преследует ли подобные цели современная молодежь. Ответы по желанию присылаем в учебную группу WhatsApp.
Доктор психологических наук, профессор В. В. Семёнов в одном из своих выступлений изложил концепцию человека, которую он реконструировал, анализируя произведения Ф. Достоевского. Ознакомьтесь с концепцией. Согласитесь или поспорьте с известным психологом, рассматривая отдельно каждый тезис исследователя. Аргументируйте своё мнение, опираясь на текст романа «Подросток» и рассматривая всех героев романа.
Анализ произведений Ф. Достоевского... позволяет реконструировать социально-психологическую концепцию человека, которой он руководствовался и сознательно, и интуитивно в своём творчестве. Можно выделить следующие аспекты понимания человека Достоевским:
• человек чрезвычайно сложен, сложнее привычных стереотипов Добра и Зла. Он воистину единство и борьба противоположностей, он диалектичен;
• человек не только «человек разумный», но и «человек страстный» (эмоциональный). Причём разум — это не только благо, но нередко и зло.... Идеалом для Достоевского является, прежде всего, сердечный, любящий, добрый, по сути глубоко православный человек;
• человек — вполне общественное, коллективное существо, а «одиночество порождает чудовищ».... положительные герои всегда среди людей, почти по-детски открыты, общительны...;
• человек обладает свободной волей. Он отвечает за свои поступки, не следует абсолютизировать влияние среды;
• счастье человека «не в комфорте», а в христианской любви к другим людям, которая, так или иначе, возвращается к нему.... Люди, не способные на это, — гибнут, так как не выносят даже самих себя.
2. Отвечая на вопрос: что может дать этот роман современному юноше, Ю. Ф. Карякин, наряду с другими тезисами, озвучил и такой:
Но что ещё? Судьба подростка как раз из «случайного семейства», подростка, вступающего в жизнь, стремящегося быть независимым и попадающего в зависимость на каждом шагу, мечтающего помочь людям, а вместо этого приносящего им (вольно и невольно) беду, мечтающего о подвиге и становящегося соучастником преступления, одержимого тоской по идеалу и падающего в грязь, переполненного предчувствиями чистой красивой любви и встречающегося с любовью безобразной, продажной? Конечно, конечно! И можно быть уверенным: если этот роман будет читать современный подросток, наделённый воображением, он поразится: это же всё и про меня! Пусть у меня другое имя, другие встречи, друзья, поступки, пусть живу я совершенно в другое время, но этот странный Аркадий — брат мой, да это ведь почти я! И если читатель поймёт роман так, это уже будет великим делом, это и станет слиянием труда гения с трудом его, читателя.
• Про вас ли этот роман? Согласитесь или поспорьте с литературоведом.
Прочитайте ещё один фрагмент из выступления В. В. Семёнова. Вошло ли творчество Достоевского в вашу душу?
Ещё в старших классах школы творчество Достоевского вошло в мою душу и, как оказалось, навсегда. В 17 лет я написал стихотворение, состоящее из одних названий его произведений, которое отражало тогдашнее моё настроение:
О, Бедные люди!
О, Белые ночи!
А я здесь Подросток
и Идиот.
Гнетут меня Бесы —
моё Наказанье!
Но в чём Преступленье —
не знаю — моё!
• Спросите у родителей, друзей семьи, как они относятся к творчеству Ф. Достоевского, какие произведения писателя читали, какие фильмы, снятые по его произведениям, смотрели? Можете, по желанию, разработать небольшую анкету из 5—6 вопросов, провести анкетирование знакомых вам взрослых, проанализировать анкеты и с результатами анализа выступить в классе.
• Напишите эссе на одну из тем: «Подросток — это я», «Я и Достоевский» или ответьте на вопрос своего современника: «“Подросток” Достоевского — норм?» (Информацию об изданиях книги см. в электронной хрестоматии.)
В заключение необходимо отметить, что можно провести параллель между современной молодежью и ее «центральной идеей», связать ее с романом «Подросток» и «идеей» Аркадия Долгорукого.
Роман актуализирует для современной молодежи проблему, позволив каждому сделать собственные выводы, рассказать, что думает каждый.
Итак, сегодня на занятии мы с вами:
- вспомнили роман Ф.М. Достоевского «Подросток», историю его создания;
- выяснили, что такое «ротшильдовская идея», как она показана в романе;
- провели беседу о том, насколько данная проблема («идея обогащения») актуальна для современной молодежи.
Самостоятельная работа (факультативно):
Посмотрите фрагменты фильма «Подросток», это позволит вам во всех красках увидеть сложившуюся проблему, понять, кто такой Аркадий Долгорукий и как «ротшильдовская идея» повлияла на его жизнь.
Самостоятельная работа (обязательно для всех): читать роман Ф.М.Достоевского «Идиот».