Позиции на виолончели, приемы (способы)




Автор преподаватель по классу виолончели Шишко С.А.

 

Смены позиций.

Позицией называется определенное расположение пальцев на грифе, позволяющее, не сдвигая руки с места, исполнить заданную последовательность звуков. Различают два вида позиций:

1. Основные позиции, в которых нижнюю границу определяет первый палец. В игре участвуют четыре или три пальца, а большой палец находится на шейке инструмента.

2. Позиции ставки, в которых нижнюю границу определяет большой палец. В игре участвуют четыре или пять пальцев.

Позиции ставки делятся на нижнее (их расположение соответствует основным позициям) и верхнее, расположенные выше октавного флажолета. На месте октавного флажолета находится центральная позиция ставки. С нее и начинают изучение позиций ставки.

Нумерация основных позиций и нижних позиций ставки ведется по восходящим ступеням мажорной гаммы, начинающиеся с данной открытой струны.

Верхние позиции ставки определяются также, но октавой выше (вместо открытой струны – октавный флажолет).

1. (по Григоряну)

2. Сапожников. Основы методики обучения игре на виолончели.

Возможности музыкального исполнения на одной позиции при игре на виолончели крайне ограничены. Подлинная свобода музыкального исполнения появляется с момента перехода из позиции в позицию.

Для учащихся важно усвоить способы смены позиций. Переход из позиции в позицию может быть двоякого рода с точки зрения музыкально-эстетических требований. Переход в позицию может быть малозаметным и явно слышимым (portamento) не смешивать с portato в правой руке. Оба способа широко используются в практике и служат своеобразным средством музыкальной выразительности.

Рассмотрим только прием незаметной смены позиций.

Развитие навыков смены позиции рекомендуется начинать только после того, как ученик достаточно закрепил приемы игры в первой позиции при узком расположении пальцев. Важно, чтобы ученик понимал необходимость этого приема и контролировал свою интонацию, ясно представлял себе интервал, на который осуществляется переход.

Для усвоения приемов смены позиций учащийся должен помнить следующее:

1. Смена позиций осуществляется, главным образом, движением предплечья и некоторыми вспомогательными движениями в плечевом суставе.

2. Большой палец, лежащий на шейке, движется совместно с другими и не должен отставать от них (против 1 и 2 пальца) по Дюпору.

3. В момент перехода необходимо несколько ослабить нажим струны, сохраняя в тоже время контакт со струной вплоть до достижения новой позиции.

4. Смена позиций при игре detashe осуществляется быстро и точно в момент перемены направления смычка, добиваться беззвучного перехода. Смена позиции осуществляется уверенно, плавным, энергичным движением.

Добиваться точной координации движений рук.

При игре legato нужно смягчать, сглаживать для слуха промежуточные звуки. Это также выполняется уверенным и плавным переходом левой руки в позицию.

При игре упражнений рекомендуется выполнять переходы в несколько замедленном движении руки. Это вызывает слышимое глиссандо, которое при быстром движении руки не должно быть явным.

Рассмотрим различные типы смены позиций.

1-й тип: переход на одном и том же пальце (Школа Сапожникова задание 17). Художественный материал – Калинников «Журавель», «Коляда».

2-й тип: переход во время звучания открытой струны. В момент перехода рука перемещается над струной быстро, но в тоже время плавно. Давыдов Этюд.

3-й тип: переход путем вытеснения (замены) пальца, нажимающего струну. Задание 19 (Школа Сапожникова).

Гаммы F-dur и G-dur на одной струне. Избегать некрасивого глиссандо, выполнять быстро, точно и уверенно.

При смене позиций на двух струнах скольжение руки происходит на первой струне и, приближаясь к исходной позиции, вытеснивший палец устанавливается на другую струну.

4-й тип: флажолетный (Задание 21 Школа Сапожникова). Упражнения. Этюд. Бетховен «Экосез». Свойство флажолета используется – звучать некоторое время после поднятия пальца над струной.

5-й тип: переход тем пальцем, которым берется нота в исходной позиции. (Задание 25 Школа Сапожникова). Упражнения, И.С. Бах «Ария», Мясковский «Полевая песня». Если данный прием происходит при переходе на другую струну, то рука скользит на данном пальце вплоть до достижения новой позиции.

Портаменто – плавные слышимые переходы от одного звука к другому. Является ярким средством выразительности для достижения особой певучести исполнения. При его исполнении следует избегать грубых, антимузыкальных «подъездов».

Учащиеся должны особенно внимательно относиться ко всем типам смены позиций, следить за тем, чтобы не возникало напряжение в руке, и не нарушалась правильная постановка.

Преподаватель контролирует, показывает и следит за точностью исполнения данного приема игры на виолончели, добиваясь выразительного пения, чистого интонирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: