В заданиях 26-28 выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.




Пробный экзамен по биологии

2 вариант

Часть 1

Ответом к заданиям 1-25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. После выполнения работы перенесите в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

А1. Вы­ра­щи­ва­ние тка­ней вне ор­га­низ­ма — при­мер ме­то­да

 

1) куль­ту­ры кле­ток

2) мик­ро­ско­пи­ро­ва­ния

3) цен­три­фу­ги­ро­ва­ния

4) ген­ной ин­же­не­рии

А2. Ос­нов­ная функ­ция ми­то­хон­дрий —

 

1) ре­ду­пли­ка­ция ДНК

2) био­син­тез белка

3) син­тез АТФ

4) син­тез уг­ле­во­дов

А3. По­ступ­ле­ние пи­та­тель­ных ве­ществ путем фа­го­ци­то­за про­ис­хо­дит в клет­ках

 

1) про­ка­ри­от

2) жи­вот­ных

3) гри­бов

4) рас­те­ний

А4. Глав­ное от­ли­чие яй­це­клет­ки че­ло­ве­ка от спер­ма­то­зо­и­да со­сто­ит в том, что в ней со­дер­жит­ся

 

1) толь­ко Y-хро­мо­со­ма

2) толь­ко Х-хро­мо­со­ма и 22 ауто­со­мы

3) либо Х-, либо Y-хро­мо­со­ма

4) Y-хро­мо­со­ма и 22 ауто­со­мы

А5. Рас­смот­ри­те схему и опре­де­ли­те со­от­но­ше­ние рас­щеп­ле­ния по ге­но­ти­пу в F1

 

P Aa x Aa

F1 AA, Aa, Aa, aa

 

 

1) 1:1

2) 3:1

3) 9:3:3:1

4) 1:2:1

А6. Какая ста­дия раз­ви­тия за­ро­ды­ша по­ка­за­на на ри­сун­ке?

 

1) бла­сту­ла

2) ней­ру­ла

3) зи­го­та

4) га­стру­ла

А7. По­во­рот участ­ка хро­мо­со­мы на 180 гра­ду­сов от­но­сит­ся к му­та­ци­ям

 

1) ге­ном­ным

2) ген­ным

3) хро­мо­сом­ным

4) точ­ко­вым

А8. По­лу­че­ни­ем ан­ти­био­ти­ков путем пе­ре­сад­ки гена в геном бак­те­рий за­ни­ма­ет­ся

 

1) кле­точ­ная ин­же­не­рия

2) ген­ная ин­же­не­рия

3) мик­ро­био­ло­гия

4) рас­те­ние­вод­ство

А9. Какие био­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти ли­шай­ни­ков поз­во­ля­ют им пер­вым за­се­лять места, не­при­год­ные для жизни дру­гих ор­га­низ­мов?

 

1) раз­ви­тые корни, обес­пе­чи­ва­ю­щие их водой

2) легко пе­ре­но­сят за­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей среды

3) спо­соб­ны усва­и­вать ат­мо­сфер­ный кис­ло­род

4) не­тре­бо­ва­тель­ны к влаж­но­сти, теплу, пло­до­ро­дию почвы

А10. Клу­бень и лу­ко­ви­ца — это

 

1) ор­га­ны поч­вен­но­го пи­та­ния

2) ви­до­из­менённые по­бе­ги

3) ге­не­ра­тив­ные ор­га­ны

4) за­ча­точ­ные по­бе­ги

А11. Впер­вые в про­цес­се эво­лю­ции про­во­дя­щие ткани по­яви­лись у:

 

1) во­до­рос­лей

2) па­по­рот­ни­ков

3) пси­ло­фи­тов

4) хво­щей

А12. Толь­ко го­ло­се­мен­ные рас­те­ния имеют

 

1) хло­ро­пла­сты в клет­ках

2) стерж­не­вую кор­не­вую си­сте­му

3) муж­ские и жен­ские шишки

4) кле­точ­ную стен­ку из клет­чат­ки

А13. Кто из на­зван­ных жи­вот­ных имеет на­руж­ный ске­лет?

 

1) бычий це­пень

3) утка

2) гидра

4) паук

А14. Раз­ги­ба­ние ноги в ко­лен­ном су­ста­ве осу­ществ­ля­ет

1) двух­гла­вая мышца

2) трёхгла­вая мышца

3) четырёхгла­вая мышца

4) тра­пе­ци­е­вид­ная мышца

А15. Сущ­ность про­цес­са свёрты­ва­ния крови за­клю­ча­ет­ся в

 

1) скле­и­ва­нии эрит­ро­ци­тов

2) пе­ре­хо­де рас­тво­ри­мо­го белка фиб­ри­но­ге­на в не­рас­тво­ри­мый белок фиб­рин

3) уве­ли­че­нии числа фор­мен­ных эле­мен­тов в 1 см3 крови

4) скап­ли­ва­нии лей­ко­ци­тов во­круг чу­же­род­ных тел и мик­ро­ор­га­низ­мов

А16. Функ­цию пе­ре­но­са уг­ле­кис­ло­го газа в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка и мно­гих жи­вот­ных вы­пол­ня­ет

 

1) хло­ро­филл

2) ге­мо­гло­бин

3) фер­мент

4) гор­мон

А17. Ана­ло­гом объ­ек­ти­ва фо­то­ап­па­ра­та в ор­га­не зре­ния че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся

 

1) хру­ста­лик

2) ак­ко­мо­да­ци­он­ные мышцы

3) ро­го­ви­ца

4) сет­чат­ка

18. Ко вто­рой сиг­наль­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка от­но­сят

 

1) услов­ные ре­флек­сы

2) без­услов­ные ре­флек­сы

3) речь

4) ин­стинк­ты

19. Сход­ство есте­ствен­но­го и ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра за­клю­ча­ет­ся в том, что в обоих слу­ча­ях

 

1) от­би­ра­ют­ся толь­ко по­лез­ные для ор­га­низ­ма при­зна­ки

2) воз­ни­ка­ют при­спо­соб­ле­ния к усло­ви­ям среды

3) от­би­ра­ют­ся на­след­ствен­ные из­ме­не­ния

4) от­би­ра­ют­ся толь­ко при­об­ретённые за жизнь особи из­ме­не­ния

20. Какое из вы­ска­зы­ва­ний ил­лю­стри­ру­ет мор­фо­ло­ги­че­ский кри­те­рий вида?

 

1) эти два жи­вот­ных спо­соб­ны сво­бод­но скре­щи­вать­ся между со­обой

2) оба жи­вот­ных пи­та­ют­ся од­ни­ми и теми же рас­те­ни­я­ми

3) оба жи­вот­ных про­жи­ва­ют на одной тер­ри­то­рии

4) оба жи­вот­ных внеш­не по­хо­жи и имеют сход­ное стро­е­ние

21. Какая осо­бен­ность на­се­ко­мых поз­во­ля­ет им при­спо­саб­ли­вать­ся к из­ме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям среды

 

1) раз­ви­тие с не­пол­ным пре­вра­ще­ни­ем

2) спо­соб­ность хо­ро­шо мас­ки­ро­вать­ся

3) быст­рая смена по­ко­ле­ний

4) раз­ви­тие с пол­ным пре­вра­ще­ни­ем

22. Фак­то­ры, вы­хо­дя­щие за пре­де­лы нормы ре­ак­ции вида, на­зы­ва­ют

 

1) оп­ти­маль­ны­ми

2) ан­тро­по­ген­ны­ми

3) огра­ни­чи­ва­ю­щи­ми

4) абио­ти­че­ски­ми

23. Какая пи­ще­вая цепь со­став­ле­на пра­виль­но?

 

1) скво­рец →опав­шая листва→дож­де­вой червь→пу­стель­га

2) опав­шая листва→дож­де­вой червь→скво­рец →пу­стель­га

3) дож­де­вой червь→опав­шая листва→скво­рец →пу­стель­га

4) пу­стель­га→скво­рец →канюк обык­но­вен­ный →дож­де­вой червь

24. Цир­ку­ля­цию азота между не­жи­вы­ми те­ла­ми и жи­вы­ми ор­га­низ­ма­ми в со­об­ще­стве на­зы­ва­ют

 

1) пра­ви­лом эко­ло­ги­че­ской пи­ра­ми­ды

2) кру­го­во­ро­том ве­ществ

3) са­мо­ре­гу­ля­ци­ей

4) об­ме­ном ве­ществ и энер­гии

25. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния:

А. Га­ме­ты у всех ор­га­низ­мов об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за.

Б. В со­ма­ти­че­ских клет­ках че­ло­ве­ка все хро­мо­со­мы пар­ные, по­это­му каж­дый ген пред­став­лен двумя ал­ле­ля­ми.

 

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответом к заданиям 26-33 является последовательность цифр, которую следует записать в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке.

В заданиях 26-28 выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

26. Про­цесс опло­до­тво­ре­ния у цвет­ко­вых рас­те­ний ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

 

1) об­ра­зо­ва­ни­ем цвет­ка

2) сли­я­ни­ем спер­мия с цен­траль­ной клет­кой

3) фор­ми­ро­ва­ни­ем пыль­це­во­го зерна

4) сли­я­ни­ем спер­мия и яй­це­клет­ки

5) об­ра­зо­ва­ни­ем зи­го­ты в за­ро­ды­ше­вом мешке

6) де­ле­ни­ем зи­го­ты путём мей­о­за

27. Био­ло­ги­че­ская сущ­ность мей­о­за со­сто­ит в:

 

1) по­яв­ле­нии новой по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов;

2) об­ра­зо­ва­нии кле­ток с удво­ен­ным чис­лом хро­мо­сом;

3) об­ра­зо­ва­нии га­п­ло­ид­ных кле­ток;

4) ре­ком­би­на­ции участ­ков не­го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом;

5) новых ком­би­на­ци­ях генов;

6) по­яв­ле­нии боль­ше­го числа со­ма­ти­че­ских кле­ток.

28. Мле­ко­пи­та­ю­щие от­ли­ча­ют­ся от пре­смы­ка­ю­щих­ся на­ли­чи­ем сле­ду­ю­щих при­зна­ков:

 

1) во­ло­ся­ной по­кров

2) трёхка­мер­ное серд­це

3) по­то­вые же­ле­зы

4) раз­ви­тие пла­цен­ты

5) кожа сухая

6) не­по­сто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра тела

В заданиях 29-32 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

29. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком рас­те­ний и видом из­мен­чи­во­сти, к ко­то­ро­му его от­но­сят.

 

ПРИЗНАКИ ВИДЫИЗМЕНЧИВОСТИ
А) по­яв­ле­ние в от­дель­ных со­цве­ти­ях цвет­ков с пятью ле­пест­ка­ми вме­сто четырёх Б) уси­ле­ние роста по­бе­гов в бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях B) по­яв­ле­ние еди­нич­ных ли­стьев, лишённых хло­ро­фил­ла Г) угне­те­ние роста и раз­ви­тия по­бе­гов при силь­ном за­те­не­нии Д) по­яв­ле­ние мах­ро­вых цвет­ков среди рас­те­ний од­но­го сорта 1) му­та­ци­он­ная 2) мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е
           

30. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми ор­га­низ­ма, при­над­ле­жа­ще­го к опре­делённому цар­ству, и цар­ству, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рый об­ла­да­ют дан­ным при­зна­ком.

ПРИ­ЗНАК   ЦАР­СТВО
A) раз­мно­жа­ют­ся спо­ра­ми Б) рас­тут всю жизнь B) рост огра­ни­чен Г) форма тела из­мен­чи­ва Д) клет­ки не имеют кле­точ­ных сте­нок   1) Грибы 2) Жи­вот­ные

 

А Б В Г Д
         

31. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­ей и от­де­лом ве­ге­та­тив­ной нерв­ной си­сте­мы, ко­то­рый её вы­пол­ня­ет.

 

ФУНК­ЦИЯ   ОТДЕЛ ВЕ­ГЕ­ТА­ТИВ­НОЙ НЕРВ­НОЙ СИ­СТЕ­МЫ
А) по­вы­ша­ет ча­сто­ту сер­деч­ных со­кра­ще­ний Б) умень­ша­ет ча­сто­ту ды­ха­ния В) сти­му­ли­ру­ет сек­ре­цию пи­ще­ва­ри­тель­ных соков Г) сти­му­ли­ру­ет вы­брос ад­ре­на­ли­на в кровь Д) уси­ли­ва­ет вен­ти­ля­цию лёгких   1) сим­па­ти­че­ский 2) па­ра­сим­па­ти­че­ский

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е
           

32. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­прав­ле­ни­я­ми эво­лю­ции и при­ме­ра­ми эво­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний.

 

ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ   НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЕ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ
А) удли­не­ние ушей у зай­це­об­раз­ных Б) ре­дук­ция зре­ния у кро­тов В) по­яв­ле­ние тре­тье­го слоя кле­ток в за­ро­ды­ше чер­вей Г) раз­ви­тие мас­ки­ру­ю­щей окрас­ки у тиг­ров Д) фор­ми­ро­ва­ние хорды у хор­до­вых   1) аро­мор­фоз 2) идио­адап­та­ция 3) де­ге­не­ра­ция

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         

В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.

33. Уста­но­ви­те, в какой хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти по­яви­лись ос­нов­ные груп­пы рас­те­ний на Земле.

 

1) Мо­хо­вид­ные

2) Бурые во­до­рос­ли

3) По­кры­то­се­мен­ные

4) Се­мен­ные па­по­рот­ни­ки

5) Хво­ще­вид­ные

Ответ: 21543

Часть 2

Для записи ответов на задание 34-40 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (34, 35 и т.д), а затем полный развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

34. Чем ге­те­ро­зи­го­ты от­ли­ча­ют­ся от го­мо­зи­гот?

В гетерозиготах присутствует диплоидный набор хромосом

35. Рас­смот­ри­те схему сер­деч­но­го цикла на ри­сун­ках 1–3. На каком из ри­сун­ков изоб­ра­же­на фаза си­сто­лы же­лу­доч­ков? В каком со­сто­я­нии в этот мо­мент на­хо­дят­ся створ­ча­тые кла­па­ны серд­ца? В какие со­су­ды, в мо­мент си­сто­лы же­лу­доч­ков, по­сту­па­ет кровь?

2. Клапаны открыты. В артерии.

 

36. Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1. У рас­те­ний, как и у всех ор­га­низ­мов, про­ис­хо­дит обмен ве­ществ. 2. Они дышат, пи­та­ют­ся, рас­тут и раз­мно­жа­ют­ся. 3. При ды­ха­нии они по­гло­ща­ют уг­ле­кис­лый газ и вы­де­ля­ют кис­ло­род.(Поглощение СО2 происходит при фотосинтезе) 4. Рас­те­ния ин­тен­сив­но рас­тут толь­ко в пер­вые годы жизни. (растут в течение всей жизни) 5. В цикле раз­ви­тия рас­те­ния про­ис­хо­дит смена по­ло­во­го и бес­по­ло­го по­ко­ле­ний. 6. Раз­мно­же­ние и рас­про­стра­не­ние рас­те­ний осу­ществ­ля­ют­ся толь­ко с по­мо­щью семян.(не только при помощи семян, так же побегами, черешками и т.д.)

37. Какие струк­ту­ры по­кро­вов тела обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от воз­дей­ствия не­бла­го­при­ят­ных фак­то­ров среды? Объ­яс­ни­те роль этих струк­тур.

Эпидермис защищает от УФ излучения, механического воздействия. Подкожная жировая клетчатка спасает от переохлаждения и грубых ударов.

38. При­ве­ди­те не менее трех про­грес­сив­ных био­ло­ги­че­ских при­зна­ков че­ло­ве­ка, ко­то­рые он при­об­рел в про­цес­се дли­тель­ной эво­лю­ции.

Бинокулярное зрение. Прямохождение. Высшая мозговая деятельность. Большой палец на руках противопоставлен остальным.

39. Опре­де­ли­те: по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов на и-РНК, ан­ти­ко­до­ны со­от­вет­ству­ю­щих т-РНК и ами­но­кис­лот­ную по­сле­до­ва­тель­ность со­от­вет­ству­ю­ще­го фраг­мен­та мо­ле­ку­лы белка (ис­поль­зуя таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода),

если фраг­мент цепи ДНК имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов: ГТГ­ТАТГ­

ГА­АГТ.

 

и-РНК: ЦАЦ АУА ЦЦУ УЦА

т-РНК:ГУГ УАУ ГГА АГУ

Аминокислота: гис- иле- про - сер

Ге­не­ти­че­ский код (иРНК)

 

Пер­вое ос­но­ва­ние Вто­рое ос­но­ва­ние Тре­тье ос­но­ва­ние
  У Ц А Г  
У Фен Фен Лей Лей Сер Сер Сер Сер Тир Тир — — Цис Цис — Три У Ц А Г
Ц Лей Лей Лей Лей Про Про Про Про Гис Гис Глн Глн Арг Арг Арг Арг У Ц А Г
А Иле Иле Иле Мет Тре Тре Тре Тре Асн Асн Лиз Лиз Сер Сер Арг Арг У Ц А Г
Г Вал Вал Вал Вал Ала Ала Ала Ала Асп Асп Глу Глу Гли Гли Гли Гли У Ц А Г

40. У че­ло­ве­ка ген карих глаз до­ми­ни­ру­ет над го­лу­бым цве­том глаз (А), а ген цве­то­вой сле­по­ты ре­цес­сив­ный (даль­то­низм – d) и сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой. Ка­ре­гла­зая жен­щи­на с нор­маль­ным зре­ни­ем, отец ко­то­рой имел го­лу­бые глаза и стра­дал цве­то­вой сле­по­той, вы­хо­дит замуж за го­лу­бо­гла­зо­го муж­чи­ну с нор­маль­ным зре­ни­ем. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния в этой семье детей — даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми и их пол.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: