Следующая часть называется «Шествие на казнь». Тут уже бедолагу совсем накрыло. Вместо сельского пейзажа, плавных, неторопливых пасторальных тем – жёсткий марш, то грозный, то блестящий, в оглушительном звучании оркестра с усиленной группой медных и ударных инструментов (+тарелки, б барабан, тяжёлая медь). Ему мерещится, будто он убил свою возлюбленную.
Свободная форма
Раздел | Особенности | |
1 тема g-moll | 0:25 | Виол и контр в унисон. Прямолинейная тема = ужас
|
2 тема B-dur | 1:35 | Медно-дух. «Ощущение скачки» = массовость.
|
Кульминация | 5:15 | Тутти, ударные!!! тема <3 у кларнета (6:20) Резкий удар (6:27)… |
V часть «Сон в ночь шабаша»
И вот, наконец, финал. Называется «Сон в ночь шабаша». Здесь весь этот бред достигает своего апогея. Наш герой, естественно, попадает в ад, он же убийца! И оказывается на устрашающем сборище жуткой нечисти, которая празднует его смерть, предаваясь самым безобразным утехам. И вот, среди этой вакханалии, он вдруг понимает, что главная ведьма на этом шабаше – его возлюбленная. Даже после смерти она преследует его! И тему, когда-то звучавшую, как тема любви, теперь не узнать. Она звучит с насмешкой, кривляясь, в ведьминском стиле.
Свободная форма
Раздел | Особенности |
Вступление C-dur Lagretto | Имитация завывания – низкие струнные движутся по гамме Р-К (тон-полутон), у высоких струнных тремоло |
I раздел Allegro 1:27 | Тема <3 у кларнета с форшлагами– «пьяная возлюбленная». Allegro assai – tutti. Далее второе проведение темы у кларнета и флейты пикало. Конец раздела – хроматическая гамма через весь оркестр
|
II раздел 2:50 | Отдаленное звучание колоколов возвещает появление ещё одной издевательски трактуемой темы: у фаготов и туб звучит средневековый напев Dies irae – День гнева (Страшный Суд), открывая «черную мессу». 3 проведения. |
III раздел 5:20 | Хоровод шабаша |
IV раздел 7:00 | Dies irae + Хоровод шабаша. Дерево и медь – хорал. В конце тутти. |
Премьера симфонии состоялась 5 декабря 1830 года. Гарриет Смитсон присутствовала на премьере. И, несмотря на то, что Берлиоз в последней части изобразил её ведьмой, она вскоре ответила взаимностью композитору. Через несколько лет они поженились, у них даже родился ребенок. Но долго они вместе не прожили, много скандалили и развелись. По той причине, что в реальной жизни Гарриет оказалась далеко не Джульеттой и Офелией.
Ну а самого Гектора Берлиоза после этого стали именовать основоположником демонизма в европейской музыке.
Новаторства Берлиоза:
- Количество частей
- Традиционные для классической симфонии менуэт, скерцо заменены на бытовые жанры. Впервые в симфонии использованы жанры вальса (2 часть), марша (4 часть), траурной мессы Dies irae (5 часть).
- Все части симфонии объединяет лейтмотив возлюбленной, который изменяется в зависимости от программного содержания
- Впервые в симфонию введены инструменты: арфа (2 часть), колокола (5 часть)
- Впервые в симфонии использованы соло литавр (3 часть) для изображения грома и соло кларнета-пикколо (5 часть)