Тема: Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте.




Задание: внимательно изучить лекционный материал, выписать психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности.

 

Специфические особенности деятельности как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.

Однако и в том и в другом случае предметом ее является чело­век, занимающийся физическими упражнениями.

Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение — это еще одна общая особенность. За­нимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напря­жение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, осо­бенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психических напряжений в физическом вос­питании и спорте приводит к тому, что они становятся привыч­ными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он спо­собствует укреплению здоровья, повышению работоспособнос­ти, развитию физических и психических качеств, а в спорте - росту спортивных результатов.

Только к спорту относится исключительная особенность: изве­стно, что сущность спортивной деятельности — соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в соревнованиях вы­ражает его стремление к достижению наивысшего спортивного результата в борьбе с другими людьми.

Цели деятельности в физическом воспитании и спорте объеди­няются общей направленностью: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, по­вышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направ­ленность: в физическом воспитании - обеспечение как физичес­кого и духовного развития, так и профессионально-прикладной подготовленности к труду, усвоение правил, норм и закономер­ностей двигательной активности в различных условиях реальной действительности; а в спорте - достижение максимально высоко­го спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых для занятия определенным видом спорта.

Мотивы деятельности в физическом воспитании и спорте, как и в любом другом виде деятельности, формируются в процессе развития, создающем личность человека, в связи с накоплением знаний, умений и навыков при занятиях физической культурой или спортом.

В процессе развития мотивационной сферы человека особую роль играют первичные мотивы.

Из потребности в движении рождается мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений, в основе которого — механизмы переживания удовлетворения от процесса выполне­ния упражнений. Значительную роль в нашей жизни играет по­требность в сохранении здоровья, жизни, в результате чего рож­даются мотивы укрепления здоровья, физического развития соб­ственного тела, развития силы, ловкости и выносливости.

Систематические занятия физическими упражнениями, дос­тижение определенных успехов, возрастные особенности, поло­вая принадлежность, индивидуальные личностные установки, принципы, социальная среда и устоявшиеся в обществе нормы, правила, законы — все это определяет дальнейшее развитие моти­вов занятий физической культурой и спортом.

В данном случае в силу вступают вторичные потребности, ко­торые в психологии связывают с развитием личности человека.

Мотивы в спорте зависят от целей деятельности. Они могут полностью соответствовать им. В таких случаях, как правило, эф­фективность спортивной деятельности бывает особенно высокой. Если же наблюдается расхождение между мотивами и целями, то результативность деятельности значительно снижается.

Действия — основное средство деятельности в физическом вос­питании и спорте. В структуре понятия «деятельность» действия всегда определяются как направленные на решение конкретных задач. Действия — это то, с помощью чего достигается результат деятельности. В физической культуре и спорте действия как ос­новное средство достижения цели называются физическими уп­ражнениями.

Продуктом (результатом) деятельности в физическом воспи­тании является оздоровительный и образовательный эффект от занятий физическими упражнениями. В спорте — спортивное дос­тижение, результат спортивных действий, выполняемых спорт­сменом на тренировках и соревнованиях.

Необходимо учитывать и тот факт, что функциональная орга­низация действий спортсменов (их деятельность) одновременно содержит:

1) действия, направленные на подготовку организма к физи­ческим и психологическим нагрузкам, развитие и совершенство­вание технических умений и навыков, развитие и формирование личностных качеств, умений и свойств (тренировочный тип дея­тельности);

2) действия, направленные на достижение целей спортивной деятельности (соревновательный тип деятельности).

Спортивная деятельность может быть представлена в виде сле­дующей схемы.

 

 

Структура спортивной деятельности.

Все это дает возможность выделить ряд психологических осо­бенностей спорта как специфического вида деятельности.

Психологические особенности тренировочной деятельности:

обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;

совершенствование психологических процессов и свойств лич­ности;

адаптация к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам;

систематическое повышение ранее достигнутого и ставшего уже привычным уровня физического и психического развития (пре­одоление самого себя);

подчинение себя строгой дисциплине, режима жизни решае­мым задачам;

отношение спортсмена к тренировочной деятельности и со­вершенство его системы мотивации;

наличие специфического общения: 1) с тренером, который стре­мится побудить спортсмена к объемной и качественной работе (часто на пределе возможностей); 2) с товарищами, которые час­то выступают в роли соперников или конкурентов;

наличие психического напряжения, которое при определен­ных условиях может привести к психическому перенапряже­нию.

Психологические особенности соревновательной деятельности:

соревнование обладает стимулирующим влиянием;

во время участия в соревнованиях у спортсмена присутствует стремление к победе или к улучшению результативности выступ­ления;

соревнования влияют на статус спортсмена в обществе, вклю­чаются в оценку жизненных достижений. Они всегда социально значимы, их результаты получают широкую общественную извест­ность и оценку;

результаты соревнований лично значимы для спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;

соревнования — это специфический фактор, создающий экст­раординарные эмоционально-волевые состояния, которые ока­зывают влияние (положительное или отрицательное) на процесс и результат деятельности спортсмена.

 

Тема: Двигательная активность как важное условие
развития личности ребенка

В физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и пси­хических качеств, двигательных действий. Основная цель этой деятельности — физическое и психическое совершенство, т. е. до­стижение гармонии в процессе развития личности путем ежеднев­ных занятий и специальной физической нагрузки.

Эффективность и систематичность занятий проявляются в определенном уровне развития физических качеств и двигатель­ных навыков. Обучение двигательным действиям в физическом воспитании опирается на психологические закономерности. Их учет необходим для рациональной и научно обоснованной орга­низации занятий по физической культуре. Без глубоких научных знаний о закономерностях развития психики человека в различ­ные возрастные периоды невозможно грамотно строить процесс физического воспитания.

В процессе физического воспитания учащийся учится регули­ровать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч­но-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваются двигательная память, мышление, воля, способность к саморегу­ляции психических состояний. П.Ф.Лесгафт писал о том, что органы чувств имеют такое прямое и непосредственное отноше­ние к сознательной деятельности человека, что образование его совершенно бессмысленно без возможно большего упражнения этих органов, поэтому насколько развиты палец (осязание), глаз, ухо и все воспринимающие извне органы, настолько же развит ум человека и настолько человек, в состоянии самостоятельно действовать. Развитие всех указанных способностей получается исключительно упражнением и составляет одну из главнейших задач физического образования. Отсюда возникает настоятельная необходимость для учителя «познакомиться с психологией дви­жений».

Активное участие школьника в разных видах игровой деятель­ности значительно развивает его способность к произвольному регулированию своего поведения. Повышение культуры движе­ний, выработка новых сочетаний ранее известных и приобретае­мых произвольных действий достигается в этом возрасте преиму­щественно в игровых ситуациях.

В комплексной программе физического воспитания детей млад­шего школьного возраста много учебного времени отводится под­вижным играм. В движениях, которые требуют строгой диффренцировки мышечных усилий и точности в положении отдельных частей тела, интерес школьников поддерживается умелым поо­щрением достигнутых успехов, введением в учебный процесс эле­ментов соревнования. Игра в этом случае может служить средством закрепления разученных движений, а также мерой поощрения за правильное, точное выполнение заданий.

Игры в младшем возрасте являются и основным содержанием специализированных занятий спортом. Это вытекает не столько из потребностей спортивной специализации, сколько из психо­физиологических предпосылок развития детей. Дети 6-7 лет бы­стро утрачивают интерес к специфическим средствам тренировки. Поэтому даже в таких далеких от игры видах спорта, как плавание и лыжный спорт, на этапе начальных занятий используется пре­имущественно игровой метод. На уроках физической культуры в начальной школе он дает возможность в доступной, эмоциональ­ной форме научить бегу, прыжкам, метанию, т.е. элементарным жизненно необходимым навыкам.

Развитие жизненно важных качеств личности в связи с двигательной деятельностью

Психологические профессиональные качества — это индиви­дуально-психологические свойства личности, актуально выра­жающие проявления человека в определенной учебной, трудовой, спортивной и т.д. деятельности и являющиеся основой для при­обретения специальных знаний, умений, навыков.

По мнению Л. К. Серовой, модель личности спортсмена

состоит из шести основных структурных компонентов, показы­вающих основные направления исследования личности спортсме­на: поведенческого, мотивационного, интеллектуального, эмоцио­нально-волевого, коммуникативного и гендерного. Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характери­стики, представляющие конкретные психологические качества.

Поведенческий компонент характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает в себя тип нервной дея­тельности, темперамент и характер.

Мотивационный компонент характеризует внутренние усло­вия психической деятельности, побуждающие спортсмена к до­стижениям. Он состоит из интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций.

Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, интеллектуальные качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Он содержит следующие мо­дельные характеристики: психомоторику, специализированные восприятия, оперативную память, внимание и мышление.

Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, са­моконтроль спортивной деятельности. Он включает такие модель­ные характеристики, как эмоциональная устойчивость, психиче­ская саморегуляция, волевые качества.

Коммуникативный компонент характеризует отношение лю­дей в спорте: отношение к тренеру, партнерам, соперникам.

Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Он включает следующие качества: ма­скулинность, фемининность, андрогинию.

Формирование личности в физическом воспитании опирается не только на данные психологической науки, но и на теоретиче­ские положения, систему понятий и практических рекомендаций по физическому воспитанию детей и молодежи, разработанные в теории и методике физического воспитания.

Таким образом, рациональное решение практических вопро­сов образовательного и воспитательного характера на основе ана­лиза психологических основ формирования личности в физиче­ском воспитании является одной из задач психологии физическо­го воспитания.

С поступлением в школу общественное положение ребенка изменяется. Ведущей деятельностью становится учение, которое оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Под влиянием ведущей деятельности формируется произвольность психических процессов, состояний, усиливается сознательная ре­гуляция поведения, познавательная деятельность приобретает планомерный систематический характер.

На психическое развитие детей младшего школьного возраста влияет меняющееся соотношение между основными нервными процессами, происходящими в коре головного мозга: возбужде­нием и торможением, что важно учитывать в физическом воспи­тании.

Во-первых, у детей все еще велика склонность к возбуждению, что объясняет непоседливость младших школьников. Во-вторых, торможение отличается слабостью — отсюда их излишняя тороп­ливость. В-третьих, возбуждение и торможение характеризуются малой подвижностью, что особенно ярко проявляется в неумении быстро переключаться с одной работы на другую (поэтому необ­ходимо делать небольшие паузы в занятиях). Этим объясняется медленный, как правило, переход от возбуждения к торможению и обратно и, следовательно, большая неточность выполняемых движений.

В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений. Это обу­словлено тем, что в возрасте 7 — 8 лет высшая нервная деятель­ность уже достигает достаточно высокой степени развития. К это­му времени заканчивается важный этап роста и структурной дифференцировки нервных клеток.

Стремительно возрастают возможности формирования вну­тренней речи, основы понятийного, абстрактного мышления. Однако остаются несовершенными процессы внутреннего (услов­ного) торможения, вследствие чего выработка новых движений затруднена.

У подростков существенно изменяется содержание деятельно­сти — ведущими становятся общение и общественно-полезная деятельность. На новом уровне протекают психические процессы. Качественные новообразования проявляются в становлении лич­ности; происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, в результате чего у подростка формируется представление о себе как о взрослом человеке. Стремление к взрослости и самостоя­тельности, критическое отношение к окружающим, умение под­чиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности — поведение, направленность активности и т. п.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: