Обрядоверие в православии




Основные характеристики ханжества

Основные характеристики ханжества:

· демонстративность поведения;

· несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;

· крайности в отрицании аморальности.

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение[2]. В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия («нравственность», «духовность», «справедливость», «честность», «благородство», «гуманизм», «помощь», «принципиальность» и под.). Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих. Ещё одна особенность — обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует у ханжи обычно вполне театральную реакцию гнева, возмущения, негодования и тому подобного. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.

Психология ханжества

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиознаямораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д. Иногда ханжами становятся те, кто сам делает нечто, что вызывает порицание. Таким образом человек оправдывает себя перед собой. Например, многие дамы, бывшие ранее дамами легкого поведения, становятся ханжами.

Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.

Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и её расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.[3]

Словоупотребление

 

Сходные понятия: фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность, двоемыслие.

Обрядове́рие — форма религиозного сознания, при котором внешняя, обрядовая сторона богослужения самоценна, и заменяет религиозную жизнь человека, а знание и переживание его духовного смысла не представляется значимым.

В основе обрядоверия лежит магический тип мышления человека: обрядовер считает, что участием в обряде может сверхъестественным образом как то повлиять на окружающий мир, себя и близких. Проявлением такого типа обрядоверия является, например, практика принятия крещения с целью избавления от «сглаза», а причастие «для здоровья»; возжигание свечей без молитвы и понимания, что возжигание светильников служит лишь символическим исповеданием, что христиане следуют Иисусу Христу, который есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9)[1][ Таким образом человеку на самом деле проще выполнять какие либо формальные требования, чем трезво и бдительно следить за своим внутренним миром, мыслями и духовным ростом.

Обрядоверие в православии

Русской православной церковью обрядоверие осуждается как грех «неадекватного восприятия учения Церкви»[2][3] и рассматривается ею как явление, «достаточно распространенное в среде церковного народа, влечёт за собой суеверие, законничество, гордость, разделение» [4]. Подобную оценку явлению в своей среде дают и другие конфессии.[5]

Анализ современных случаев и примеров сведения православия к обрядно-ритуальному поклонению приводит к выводу, что обрядоверие радикально упрощает религию до конкретного алгоритма получения желаемого результата. Духовная часть при таком упрощении, естественно, выхолащивается, становится не главной. Поэтому обрядоверие часто служит первым шагом на пути, ведущим от Церкви.

Пустосвятство

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающей промежуточное положение между ханжеством и суеверием. По словам Д. И. Фонвизина, «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает. Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет»[4]. В современной церковной практике употребляются схожие термины «обрядоверие» и «лубочное православие»[5]. Иногда ханжество в сфере религии принимает крайние формы прямой фальсификации с намеренным созданием эрзаца (обычно для получения социальных, материальных и иных выгод). Такого рода симулятивные практики часто эксплуатируют невежество окружающих, а равно и все виды наивной социальной мифологии, которая иногда встречается и в религиозной сфере (наивная установка «Что ни поп, то батька» основана именно на мифологическом мышлении и мировосприятии).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: