Внешние эффекты (экстерналии) - издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах:
- Отрицательные экстерналии - издержки одного экономического агента, вызванные деятельностью другого.
- Положительные экстерналии - выгоды одного экономического агента, вызванные деятельностью другого.
Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:
-устойчивый рост национального производства;
-поддержание эффективного размера занятости;
-стабилизацию уровня цен;
-обеспечение внешнеторгового баланса.
Государственная экономическая политика включает:
1)Институциональную политику -изменение организации экономики – создание новых, устранение старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменение их функций и связей.
2)Структурную политику -политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структурных.
Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:
-Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.
-Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.
|
-Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.
-Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.
Задачи структурной политики:
-повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
-стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;
-снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;
-прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;
-стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;
|
-окончательное снятие с предприятий бремени содержания некоммерческих звеньев;
-сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;
-повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержеками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;
-реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.
Структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:
-конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
-минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;
-открытость экономики;
-либерализация экономической деятельности на микроуровне.
3)Финансовую политику -мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.
|
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают: Бюджетная политика, Налоговая политика, Таможенная политика, Денежно-кредитная политика, Инвестиционная политика.
Бюджетно-налоговая политика -совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная (налоговая) политика -система правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами
Бюджетная политика -целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом
Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной.
Причины бюджетного дефицита: уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, непоследовательная финансово-экономическая политика государства.
Виды бюджетного дефицита: структурный, циклический, фактический, первичный.
Способа покрытия дефицита: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег - «сеньораж».
Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.
Экономические последствия государственного долга:
- существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
- вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
- увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
- перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций
- психологический эффект - с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.
4)Денежно-кредитную политику - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости и роста реального объема производства;
Главная цель -регулирование экономической ситуации, в частности темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Структура кредитно-денежной системы:
Скорость обращения денег — показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа.
Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения.
5)Инвестиционную политику - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности:
o Создание благоприятных условий:
- налоговый и амортизационный механизм
- защита интересов инвесторов
- развитие финансового лизинга
- проведение переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции
o Прямое участие государства:
- разработка и финансирование инвестиционных проектов за счет федерального бюджета
- представление на конкурсной основе гарантий по инвестиционным проектам
- размещение на конкурсной основе средств бюджета для инвестиционных проектов на возрастной основе
- проведение экспертизы инвестиционных проектов
- разработка и утверждение стандартов норм и правил
6)Внешнеэкономическую политику - государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Главная цель – формирование эффективной системы защиты национальных внешнеэкономических интересов РФ, поддержки ее субъектов хозяйственной деятельности на мировых рынках товаров и услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий.
Задачи внешнеэкономической политики:
- обеспечение приоритета национальных экономических интересов процессе участия страны в глобализирующемся мировом хозяйстве;
- формирование благоприятного правового климата для корректной деятельности национальных хозяйствующих субъектов;
- экономическое стимулирование внешнеторговых операций;
- обеспечение эффективной внешнеэкономической деятельности как для каждого хозяйствующего субъекта, так и в целях общегосударственного развития;
- регулирование платежного баланса страны.
типы внешнеэкономической политики:
-протекционизм -политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов;
- фритредерство -политика свободной торговли,основанная на принципе сравнительных приемуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
Платежный баланс - – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).
Методы государственного регулирования платежного баланса:
7)Социальную политику - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Основные направления социальной политики:
-регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан,
-жилищная политика.
Показателем результативности социальной политики:
- Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления. (потребительская корзина)
- Качество жизни населения - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения.
Индекс развития человеческого потенциала - это интегральный (целостный) показатель, рассчитываемый периодически для межстранового сравнения и измерения бедности, грамотности, образованности и долголетия как основных явлений, определяющих человеческий потенциал (людское развитие) исследуемой территории.
Положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:
- размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом:
- размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы производства;
- при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить).
8)Инновационную политику - совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности.
Функции государства по созданию инновационной сферы:
o общесистемные
- общеэкономические (инфляция, ставка рефинансирования, налоги, бюджет)
- общеадминистративные (качество государственных услуг, защита прав собственности, организационные формы управления)
o специфические
- экономические (нехватка средств у бизнеса, экономические риски)
- социальные (качество персонала, качество менеджмента)
Направления государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности:
- Традиционные – бюджетное финансирование (целевые приоритеты, программы и мегапроекты)
- Налоговые льготы (по налогам на прибыль, ЕСН, НДС)
- Создание организационных структур (государственные корпорации в авиапромышленности, судостроение и др.)
- Формирование рыночных институтов развития (венчурная компания, Банк развития, свободные экономические зоны, комплекс технопарков)
9)Конкурентную политику - комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей населения в товарах и услугах.
Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации:
-во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития,
-во-вторых, снижение инфляции,
-в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения,
в-четвертых, развития национальной конкуретноспособности.
Цели и ценности конкурентной политики:
Критерии эффективности конкурентной политики:
Инструменты развития конкуренции:
-Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование
-Налоговая политика
-Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей
-Государственные закупки
-Регулирование естественных монополий
-Развитие малого и среднего предпринимательства