Проблемы, которые не решает рыночный механизм – экстерналии




Внешние эффекты (экстерналии) - издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах:

- Отрицательные экстерналии - издержки одного экономического агента, вызванные деятельностью другого.

- Положительные экстерналии - выгоды одного экономического агента, вызванные деятельностью другого.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

-устойчивый рост национального производства;

-поддержание эффективного размера занятости;

-стабилизацию уровня цен;

-обеспечение внешнеторгового баланса.

Государственная экономическая политика включает:

1)Институциональную политику -изменение организации экономики – создание новых, устранение старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменение их функций и связей.

2)Структурную политику -политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структурных.

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

-Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

-Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

-Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

-Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Задачи структурной политики:

-повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;

-стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;

-снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;

-прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;

 

-стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;

-окончательное снятие с предприятий бремени содержания некоммерческих звеньев;

-сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;

-повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержеками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;

-реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

Структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

-конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;

-минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;

-открытость экономики;

-либерализация экономической деятельности на микроуровне.

3)Финансовую политику -мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают: Бюджетная политика, Налоговая политика, Таможенная политика, Денежно-кредитная политика, Инвестиционная политика.

Бюджетно-налоговая политика -совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная (налоговая) политика -система правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами

Бюджетная политика -целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом


Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной.

Причины бюджетного дефицита: уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

Виды бюджетного дефицита: структурный, циклический, фактический, первичный.

Способа покрытия дефицита: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег - «сеньораж».

Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Экономические последствия государственного долга:

- существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

- вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

- увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

- перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций

- психологический эффект - с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

 

4)Денежно-кредитную политику - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости и роста реального объема производства;

Главная цель -регулирование экономической ситуации, в частности темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Структура кредитно-денежной системы:

 

Скорость обращения денег — показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа.

Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения.

 

5)Инвестиционную политику - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности:

o Создание благоприятных условий:

- налоговый и амортизационный механизм

- защита интересов инвесторов

- развитие финансового лизинга

- проведение переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции

o Прямое участие государства:

- разработка и финансирование инвестиционных проектов за счет федерального бюджета

- представление на конкурсной основе гарантий по инвестиционным проектам

- размещение на конкурсной основе средств бюджета для инвестиционных проектов на возрастной основе

- проведение экспертизы инвестиционных проектов

- разработка и утверждение стандартов норм и правил

6)Внешнеэкономическую политику - государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Главная цель – формирование эффективной системы защиты национальных внешнеэкономических интересов РФ, поддержки ее субъектов хозяйственной деятельности на мировых рынках товаров и услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий.

Задачи внешнеэкономической политики:

- обеспечение приоритета национальных экономических интересов процессе участия страны в глобализирующемся мировом хозяйстве;

- формирование благоприятного правового климата для корректной деятельности национальных хозяйствующих субъектов;

- экономическое стимулирование внешнеторговых операций;

- обеспечение эффективной внешнеэкономической деятельности как для каждого хозяйствующего субъекта, так и в целях общегосударственного развития;

- регулирование платежного баланса страны.

типы внешнеэкономической политики:

-протекционизм -политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов;

- фритредерство -политика свободной торговли,основанная на принципе сравнительных приемуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

Платежный баланс - – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).

Методы государственного регулирования платежного баланса:

7)Социальную политику - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Основные направления социальной политики:

-регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан,

-жилищная политика.

Показателем результативности социальной политики:

- Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления. (потребительская корзина)

- Качество жизни населения - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения.

Индекс развития человеческого потенциала - это интегральный (целостный) показатель, рассчитываемый периодически для межстранового сравнения и измерения бедности, грамотности, образованности и долголетия как основных явлений, определяющих человеческий потенциал (людское развитие) исследуемой территории.

Положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:

- размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом:

- размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы производства;

- при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить).

8)Инновационную политику - совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью стимулирования выпуска новой продукции и технологий, расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности.

Функции государства по созданию инновационной сферы:

o общесистемные

- общеэкономические (инфляция, ставка рефинансирования, налоги, бюджет)

- общеадминистративные (качество государственных услуг, защита прав собственности, организационные формы управления)

o специфические

- экономические (нехватка средств у бизнеса, экономические риски)

- социальные (качество персонала, качество менеджмента)

Направления государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности:

- Традиционные – бюджетное финансирование (целевые приоритеты, программы и мегапроекты)

- Налоговые льготы (по налогам на прибыль, ЕСН, НДС)

- Создание организационных структур (государственные корпорации в авиапромышленности, судостроение и др.)

- Формирование рыночных институтов развития (венчурная компания, Банк развития, свободные экономические зоны, комплекс технопарков)

9)Конкурентную политику - комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей населения в товарах и услугах.

Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации:

-во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития,

-во-вторых, снижение инфляции,

-в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения,

в-четвертых, развития национальной конкуретноспособности.

Цели и ценности конкурентной политики:

 

 

 

Критерии эффективности конкурентной политики:

Инструменты развития конкуренции:

-Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование

-Налоговая политика

-Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей

-Государственные закупки

-Регулирование естественных монополий

-Развитие малого и среднего предпринимательства

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: