Организация и проведение сопутствующих аудиту услуг




 

Оказание услуг, сопутствующих аудиту, требует от аудиторских организаций выполнения следующих положений:

а) действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированного в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.);

б) планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;

в) документировать ход выполнения работ или оказания услуг;

г) при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, следует четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;

д) рекомендуется подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг; эти формы рекомендуется применять на постоянной основе;

е) в крупных аудиторских организациях рекомендуется иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту;

ж) по итогам выполнения работ (услуг) должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.

В процессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта». Использование работы эксперта не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг.

Помимо специальных требований к каждому виду сопутствующих аудиту услуг, к ним предъявляются и общие профессиональные требования.

Для достижения объективных результатов в ходе аудиторской проверки сопутствующих услуг аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятыми МФБ вместе с МСА. Этих принципов семь (в скобках приводится их толкование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ)[3].

1. Независимость. Аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности, независимости. Обстоятельства, которые могут обусловить сомнения в независимости аудитора:

финансовая взаимосвязь с клиентами или с их делами;

работа аудитора на руководящей должности в организации клиента;

выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений;

обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами (мнением) аудитора;

принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства;

преобладающее участие в капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющих отношения к аудиторской практике;

работа бывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей должности в проверяемой организации;

действительное или возможное судебное разбирательство между аудитором и его клиентом;

длительное участие одних и тех же лиц в проверках финансовой отчетности одного и того же клиента.

2. Честность. В Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость.

3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).

4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).

5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг).

6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).

7. Следование техническим стандартам (предоставление профессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например, МСА, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и другими нормативными документами).

Помимо соблюдения этих принципов, в целях уменьшения информационного риска, аудитор должен планировать и проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т.е. не рассматривать полученную от руководства информацию как обязательно достоверную.

Планирование аудита сопутствующих услуг – это разработка общей стратегии и деталей данного вида аудиторской проверки. При разработке общего плана аудитор должен принять во внимание следующие вопросы:

1. Знание бизнеса клиента.

2. Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

3. Риск и существенность.

4. Характер, сроки и объем процедур.

5. Координация, контроль и анализ работы.

6. Прочие аспекты.

Процесс планирования аудита включает:

определение его стратегии и тактики;

составление общего плана;

разработку аудиторской программы;

определение конкретных аудиторских процедур;

оценку объема аудиторской проверки.

В соответствии со стандартом аудиторская организация или индивидуальный аудитор должны планировать аудит еще до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита, во время предварительного знакомства с потенциальным клиентом.

Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на предприятии и знания деятельности клиента.

В соответствии с аудиторскими стандартами изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. Припроведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы:

специально разработанные тестовые процедуры;

перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;

специальные бланки и проверочные листы;

блок-схемы и графики;

перечни замечаний, протоколы и акты.

Аудиторская организация полностью или частично освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также за задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

Оказание сопутствующих аудиту услуг оформляется договором. К договору может прилагаться задание на выполнение работ. Задание должно содержать:

а) перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации;

б) перечень источников данных (первичных документов), представляемых аудиторской организации для обработки;

в) перечень документов, которые должны быть созданы аудиторской организацией в результате обработки источников данных с указанием носителя данных (например, бумажный, машинный).

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные расчеты, консультации, документы. Аудиторская организация может оформить дополнительно письменную информацию руководству (собственнику) по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг.

Важным вопросом для аудируемых лиц является отнесение затрат на сопутствующие аудиту услуги. В соответствии со ст. 264 Налогового Кодекса РФ на себестоимость продукции относятся:

· расходы на аудиторские услуги;

· расходы на юридические и информационные услуги;

· расходы на консультационные и иные аналогичные услуги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: