Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И.




л13 Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 9 класс общеобразоват. орг. — М.: ВАКо, 2018. — 60 с. — (учимся разумному финансовому поведению).

ISBN 978-5-408-04118-3

 
В пособие включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» в 8–9 классах. Это задания в виде тестов, практических задач, деловых игр и др. Предлагаемый материал позволяет педагогам проводить проверку знаний, используя различные формы контроля, корректировать методику преподавания, выявлять темы, которым следует уделить пристальное внимание.

Издание ориентировано на педагогов и школьников.

 

 

удК 373.161.1:33+336 ББК 65.26я721

 

 

ISBN 978-5-408-04118-3 © Министерство финансов Российской Федерации, 2018

© ооо «ВАКо», 2018


 
 

 

 


содержание

 

 

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи............... 4

Модуль 2. способы повышения семейного

благосостояния................................................................. 23

Модуль 3. риски в мире денег.............................................. 31

Модуль 4. семья и финансовые организации:

как сотрудничать без проблем............................................ 40

Модуль 5. Человек и государство:

как они взаимодействуют................................................... 50


 

 

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи

 
 

 

 
 

 

1. Банкнота – это:

а) ценная бумага, свидетельствующая о доле в собственно- сти предприятия;

б) слиток драгоценного металла;

в) банковский билет, бумажные деньги; г) вид товарных денег.

2. Средство платежа, чья стоимость или покупательная способ- ность в качестве денег превосходит издержки его изготовления или ценность при использовании на иные цели, это:

а) товарные деньги;

б) символические деньги;

в) только электронные деньги; г) золотые деньги.

3. Рост цен на все товары и услуги внутреннего рынка, обесце- нивание денег – это:

а) дефляция; б) инфляция;

в) модернизация; г) манипуляция.

4. Что такое МРоТ?

а) минимальный размер оплаты труда; б) максимальный размер оплаты труда; в) максимальная разовая оплата труда; г) международный размер оплаты труда.


 
 

 

 


5. Человеческим капиталом называют:

а) все таланты и способности, умения и знания, которые могут быть с пользой применены работодателем и за которые человек вправе требовать оплату;

б) вложения человека в недвижимость;

в) здания, оборудование, сооружения, которые человек использует в своей преобразовательной деятельности;

г) физические способности и возможности человека, да- рованные природой и развитые тренировками.

6. Семейный бюджет – это: а) план доходов на год;

б) совокупность всех расходов семьи за длительный период; в) совокупность всех доходов семьи;

г) совокупный план доходов и расходов семьи.

 

7. дефицит бюджета – это ситуация, при которой: а) расходы превышают доходы;

б) расходы меньше доходов; в) доходы равны расходам;

г) отсутствуют расходы в бюджете.

 

8. Эмиссия денег означает:

а) повышение уровня цен на товары и услуги внутреннего рынка;

б) замену товарных денег на символические; в) выпуск денег;

г) появление электронных денег.

 

9. Какова связь между уровнем образования и доходами чело- века (при прочих равных условиях)?

а) чем образованней человек, тем больше его доходы; б) чем образованней человек, тем меньше его доходы;

в) уровень образования и доходы человека никак не свя- заны.


 

 

10. Согласно «правилу десяти процентов»:

а) при планировании семейного бюджета необходимо учи- тывать, что доходы должны на 10% превышать расходы;

б) из месячного дохода следует откладывать 10% в сбере- жения, а затем решать, как потратить остальные деньги;

в) при планировании семейного бюджета необходимо 10% закладывать на отдых и развлечения;

г) платежи по кредитам не должны превышать 10% от ме- сячного дохода семьи.

 

 
 

 

1. Перечислите четыре основные функции денег.

2. Запишите понятие, которому соответствует определение:

«Главный банк государства, осуществляющий эмиссию денег, обеспечивающий стабильность функционирования банков- ской и денежной систем».

 
 

 

3. Назовите три причины инфляции.

4. Что из перечисленного ниже относится к доходам от соб- ственности?

а) заработная плата наёмного работника;

б) арендная плата за трёхкомнатную квартиру;


 
 

 

 


в) ежеквартальная премия;

г) процент по вкладу в банке «лучший»; д) пособие по уходу за ребёнком;

е) пенсия по инвалидности;

ж) дивиденды по акциям компании «Сибком +»; з) наследство.

5. Что из перечисленного ниже относится к необходимым рас- ходам семьи?

а) питание;

б) оплата жилья, воды, отопления, электроэнергии; в) поход в кино и кафе;

г) оплата кредита;

д) DVD-диск с новым фильмом; е) путешествие за границу;

ж) хозяйственные товары; з) одежда и обувь;

и) кожаные сумки и дорогие украшения; к) проезд на транспорте;

л) лекарства.

 

 
 

 

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.

В древнейших земледельческих обществах Месопотамии за три тысячелетия до нашей эры важнейшим товаром был ячмень. Мельчайшей «разменной единицей» был шекель (180 ячменных зёрен, или около 11 г). В шекелях ячменя можно было выразить ценность любого товара или услуги. Со временем шекель стал универсальной мерой веса.

В законах вавилонского царя Хаммурапи (1750-е гг. до н. э.) – древнейшем сохранившемся своде писаных законов –


 

 

штрафы были указаны в шекелях серебра. Использовать ячмень в качестве универсального эквивалента стоимости товаров не слишком удобно – он недолговечен (может сгнить, сгореть при пожаре в зернохранилище и т. д.). Кро- ме того, нередки и неурожайные годы, поэтому серебро было гораздо более стабильной «валютой».

В феодальной Японии основной, так сказать, едини- цей богатства было коку – количество риса, которым мож- но прокормить взрослого человека в течение года (около 278 л, или 150 кг). Если про какого-либо землевладельца

говорили, что у него 30 тыс. коку, это вовсе не означало, что он располагает таким количеством риса. Так оценива- ли суммарную стоимость его активов – земли под посевы и пастбища, скота, рабочей силы, – т. е. приравнивали благо- состояние человека к наиболее понятной единице изме- рения. В коку измеряли богатство даже тех владений, где рис не выращивали вовсе.

у кочевников евразийских степей роль универсаль- ного эквивалента выполнял скот: с его помощью платили налоги и пени, выкупали невест, выменивали у оседлых соседей хлеб, дёготь, оружие и другие необходимые то- вары.

у всех «натуральных валют» была общая проблема: их ценность относительно других товаров сильно колебалась в течение года и зависела от множества природных факто- ров (урожай мог погибнуть от дождей или засухи, среди скота мог начаться падёж). В качестве меры стоимости лю- бых товаров и услуг со временем оказались золото и сере- бро: достаточно распространены и в то же время достаточ- но редки, не подвержены коррозии и почти не окисляются, их легко распознать. от использования металлических де- нег в виде брусков и слитков на вес оставался один шаг до монетного дела.


 
 

 

 


Вопросы к тексту

А. о каком виде денег идёт речь в тексте?

Б. Что позволяет таким деньгам служить в качестве сред- ства обмена (какие свойства)?

В. Как общая проблема таких видов денег названа в тек- сте? Каким способом она была решена позже?

Г. «Если про какого-нибудь землевладельца говорили, что у него 30 тыс. коку, это вовсе не означало, что он распо- лагает таким количеством риса…» Какую функцию де- нег иллюстрирует данный отрывок из текста?

д. Какие вы знаете примеры товарных денег, не приведён- ные в тексте (приведите три-четыре примера).

2. объясните, почему банковскую карту нельзя считать день- гами.

3. объясните, почему дефляция не приводит к финансовым выигрышам как фирмы (продавцов), так и домашние хозяйства (потребителей). Приведите не менее трёх суждений.

4. Перечислите три фактора, влияющих на уровень заработ- ной платы. Каждый фактор проиллюстрируйте конкретным примером.

5. К чему может привести соблюдение «правила десяти про- центов» при учёте личных и семейных финансов в долгосроч- ном периоде?

6. Зачем подписывать трудовой договор, если можно устно обо всём договориться с работодателем? Свой ответ обоснуй- те, приведя не менее трёх суждений.

7. Изучите данные таблицы на с. 10, иллюстрирующие средне- месячную номинальную заработную плату работников систе- мы образования и здравоохранения, и ответьте на вопросы.


 
 

 


Среднемесячная номинальная заработная плата работников

Сфера                          
обра- зова- ние, руб. 1240,2 1833,0 2927,3 3386,6 4203,4 5429,7 6983,3 8 778,3 11 316,8 13 293,6 14 075,2 15 809,1 18 995,3
Здра- воохра- нение и пре- достав- ление соци- альных услуг, руб. 1333,3 1959,9 3141,3 3662,6 4612,0 5905,6 8059,9 10 036,6 13 048,6 14 819,5 15 723,8 17 544,5 20 640,7

 
 


А. Какова тенденция изменения номинальной заработной платы работников образования и здравоохранения?

Б. Во сколько раз выросла номинальная заработная плата работников образования и здравоохранения?

В. Какой показатель необходимо учесть, чтобы рассчитать изменение реальной заработной платы с 2000 по 2012 г.?

Г. В каком году наблюдался самый большой разрыв в раз- мере оплаты труда работников здравоохранения и об- разования?

 

 
 

 

1. Если инфляция за год составила 10%, а совокупный доход се- мьи Петровых на начало года – 50 тыс. руб., то на какую сумму уменьшится при неизменности дохода покупательная способ- ность семьи при такой инфляции?

2. В начале года неизменный набор потребительской корзины стоил 10 тыс. руб., через год стал стоить 12 тыс. руб. Во сколько раз увеличилась стоимость потребительской корзины? Как это отразится на реальных доходах граждан?

3. Совокупный доход семьи составляет 80 тыс. руб. Из них 40 тыс. руб. – это заработная плата взрослых работающих чле- нов семьи, 19 тыс. руб. – пенсия бабушки и дедушки, 2 тыс. руб. – стипендия студента, 17 тыс. руб. – доход от сдачи квартиры в аренду, 2 тыс. руб. – социальное пособие. Какова структура до- ходов семьи (сколько процентов составляют доходы от собст- венного заработка, пособия, доход от собственности)?

4. В семье девятиклассника Василия мама и папа работают в фирме и получают заработную плату по 30 тыс. руб. Пенсия ба- бушки составляет 11 тыс. руб., дедушка живёт отдельно, но при-


 

 

сылает помощь в размере 10 тыс. руб. в месяц. Старшая сестра заканчивает школу, в свободное время она работает промоу- тером (раздаёт листовки), и её месячный доход в среднем со- ставляет 4 тыс. руб. в месяц. Каков совокупный доход семьи? Сколько рублей в среднем приходится на каждого члена семьи?

5. Представим, что расходы вашей семьи состоят из следующих статей:

• коммунальные платежи – 4500 руб.;

• продукты питания – 11 000 руб.;

• бытовая химия и предметы личной гигиены – 2500 руб.;

• одежда и обувь – 13 000 руб.;

• оплата кредита на покупку бытовой техники – 14 000 руб.;

• образование (дополнительные занятия) – 3000 руб.;

• проезд – 3000 руб.;

• накопления на летний отдых семьи – 6000 руб.;

• лекарства – 3500 руб.;

оплата телефона и Интернета – 1300 руб.;

• прочие платежи – 3500 руб.

Какова сумма расходов в месяц? Какой доход должен быть у вашей семьи в месяц, чтобы при этих расходах ещё отклады- вать 10% от суммы доходов?

6. Если расходы в семейном бюджете составляют 30 тыс. руб., а доходы – 35 тыс. руб., то какой это тип бюджета (по соотноше- нию доходной и расходной частей) и какой процент составляет разница?

7. Представим, что вам доверили составить бюджет семьи из четырёх человек, в котором доход родителей равен 70 тыс. руб., доход от собственности – 10 тыс. руб. В семье два взрослых че- ловека и два ребёнка (5 и 10 лет). Заполните таблицу и ответь-


 
 

 

 


те на вопрос. Какой тип бюджета (с профицитом или с дефици- том) вы бы выбрали и почему?

 

Доходы Расходы
   
   
   
Итого доходы: Итого расходы:
Профицит (дефицит):

 

8. Назовите пять способов оптимизации семейного бюджета, которые, на ваш взгляд, являются самыми эффективными. Про- иллюстрируйте на конкретных примерах их эффективность.

9. Представим, что ваша семья (два взрослых и два подростка) планирует бюджет на следующий месяц. доходы семьи состав- ляют 50 тыс. руб. в месяц. На семейном совете был составлен список ваших желаемых трат, но обнаружилось, что именно в следующем месяце предстоит много дополнительных расходов (на 60 тыс. руб.). Что из перечисленного ниже вы оставите как приоритетные траты, а чем можете пожертвовать в следую- щем месяце? Свой выбор обоснуйте.

Расходы:

• коммунальные услуги – 4000 руб.;

• продукты питания – 11 000 руб.;

• оплата кредита – 6000 руб.;

• покупка сезонной одежды – 6000 руб.;

• закупки для школы – 1000 руб.;

• семейное посещение кинотеатра и кафе – 2000 руб.;


 

 

оплата бассейна для детей – 2000 руб.;

• покупка нового чайника – 1000 руб.;

• карманные деньги для детей – 3000 руб.;

• покупка проездных билетов – 2200 руб.;

• празднование дня рождения папы – 6000 руб.;

• поездка на экскурсию с классом в другой город – 1000 руб.;

• покупка предметов личной гигиены и бытовой химии – 1800 руб.;

• ремонт автомобиля – 4000 руб.;

• покупка нового шкафа – 4000 руб.;

• текущие расходы – 5000 руб.;

• подарок на свадьбу двоюродной сестры – 5000 руб.

 

 
 

 

Проходит в три этапа. Класс делится на три группы по 5–10 че- ловек.

Этап первый. Каждой команде даётся 2 минуты, чтобы отве- тить на вопросы. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

Вопросы для первой команды

1. Кого можно назвать бедным человеком?

2. Что такое товарные деньги?

3. Что такое инфляция?

4. Что такое доходы семьи?

5. Какой вид доходов имеет наибольшую долю в структуре доходов россиян?

6. Что такое «серая» зарплата?

7. Что нужно сделать с финансовой точки зрения в возра- сте от 42 до 54 лет?

8. Что такое бюджет?


 
 

 

 


Вопросы для второй команды

1. Кого можно назвать человеком со средним уровнем дохода?

2. Что такое символические деньги?

3. Что такое эмиссия денег?

4. Сколько процентов составляет умеренная инфляция?

5. Если номинальные доходы увеличиваются на 10% в год, а инфляция составляет 15% в год, то что происходит с реальными доходами?

6. Что такое человеческий капитал?

7. Что нужно сделать с финансовой точки зрения в возра- сте от 18 до 30 лет?

8. Что такое дефицит бюджета?

Вопросы для третьей команды

1. Кого можно назвать богатым человеком?

2. Что такое безналичные деньги?

3. Что такое дефляция?

4. Что такое расходы семьи?

5. Что происходит с реальными доходами, если цены рас- тут, а номинальные доходы не увеличиваются?

6. Что такое «белая» зарплата?

7. Что нужно сделать с финансовой точки зрения в возра- сте от 54 до 60 лет?

8. Что такое профицит бюджета?

Этап второй. Команды должны принять участие в диспуте, подготовить аргументацию своей позиции и контраргументы для противоположной позиции.

Командам даётся 5 минут для подготовки.

далее учитель организует диспут: задача – максимально убедительно доказать свою позицию и опровергнуть позицию оппонента.

Победа оценивается 10 баллами, второе место – 5 балла- ми, третье – 2 баллами.


 

 

Темы для диспута

1. Как долго родители должны содержать своих детей? а) пока они не станут самостоятельными в жизни; б) до достижения ими совершеннолетия;

в) всю жизнь, если они могут это делать.

 

2. Кто в семье должен осуществлять контроль за семейным бюджетом?

а) все члены семьи;

б) все, кто зарабатывает и приносит доход в семью;

в) все члены семьи, обладающие полной дееспособностью.

 

3. Что делать, если ваши расходы систематически превышают ваши доходы?

а) стремиться сокращать свои расходы; б) стремиться увеличивать свои доходы.

Этап третий. Каждая команда должна придумать шесть во- просов для двух других команд (по три для каждой). В течение 5 минут команды придумывают вопросы, касающиеся финан- совой сферы, и записывают в тетрадь; эксперт (учитель) про- веряет вопросы. Затем первая команда задаёт свои вопросы двум другим командам. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.

Этап подведения итогов. Подсчитывается общее количество баллов, определяется победитель, проходит награждение.

 

 
 

 


 
 


 


Модуль 2. способы повышения семейного благосостояния

 
 

 

 
 

 

1. Юридическое лицо, осуществляющее на основании соответ- ствующей лицензии банковские операции и сделки либо пре- доставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхо- ванию или иные услуги финансового характера:

а) финансовая организация; б) Центральный банк РФ;

в) орган государственного управления в сфере финан- сов;

г) фирма.

 

2. Имущественный комплекс, объединяющий средства мелких вкладчиков:

а) негосударственный пенсионный фонд; б) страховая компания;

в) коммерческий банк;

г) паевой инвестиционный фонд.

 

3. Негосударственный пенсионный фонд – это:

а) коммерческая организация, осуществляющая различ- ные финансовые операции в соответствии с лицензией, выданной Центральным банком РФ;

б) финансовая организация, осуществляющая страхование рисков граждан и предприятий на основе заключённо- го договора;

в) финансовая организация, аккумулирующая доброволь- ные взносы вкладчиков, осуществляющая инвестирова-


 

 

ние средств на финансовом рынке с целью извлечения дохода и осуществления пенсионных выплат;

г) государственная организация, выполняющая выплату пенсий по старости, инвалидности.

4. Какую сумму из фонда Агентства по страхованию вкладов гарантированно возвращают вкладчику обанкротившегося банка?

а) 1,7 млн руб.;

б) 1,4 млн руб.; в) 1 млн руб.; г) 400 тыс. руб.

5. В каком возрасте чаще всего взрослые люди никаких денеж- ных средств не сберегают?

а) 16–25 лет;

б) 26–30 лет;

в) 31–45 лет;

г) 45–56 лет.

 

 
 

 

Какие из перечисленных ниже организаций относятся к финан- совым организациям?

а) банки;

б) страховые компании;

в) Фонд социального страхования РФ; г) кредитные союзы;

д) общественная организация по защите прав вклад- чиков;

е) брокерские компании;

ж) Союз промышленников и предпринимателей России.


 
 

 

 


 

1. Назовите три государственные и (или) общественные орга- низации, защищающие интересы человека при возникнове- нии конфликтов и проблем в мире финансовых услуг. Кратко охарактеризуйте их деятельность.

2. объясните, почему в отличие от банковского депози- та доходность от вложений в ПИФы никто гарантировать не может.

3. Чем отличаются кредитный и депозитарный калькуляторы?

 

4. Почему в возрасте 45–59 лет большинство финансово разум- ных людей сберегают денежные средства достаточно активно?

 

 
 

 

1. Представим, что вы получили от своей бабушки на день ро- ждения денежный подарок – 10 тыс. руб. Вы решили накопить на новый дорогостоящий планшет. По вашим расчётам для это- го понадобится один год. Свой денежный подарок вы решили хранить дома. Какую сумму вы могли бы получить через год, если бы деньги вложили в банк под 7% годовых?

2. Васильев Владимир решил перевести свои пенсионные на- копления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Посо- ветуйте Васильеву Владимиру, как грамотно выбрать НПФ.

3. Представим, что вы хотите приобрести новый компьютер. Какие варианты (не менее двух) достижения цели – покупки компьютера – вы будете рассматривать?


 

 

4. Используя условия задачи 3, выберите один из вариантов покупки нового компьютера и составьте план реализации цели.

5. Представим, что вы выиграли в лотерею 50 тыс. руб. Родите- ли дают вам каждый месяц по 5 тыс. руб. на карманные (необя- зательные) расходы. Составьте план покупок на полгода исходя из имеющихся у вас доходов.

 

 
 

 

Проходит в три этапа. Класс делится на три группы по 5–10 че- ловек.

Этап первый. Каждой команде даётся 2 минуты, чтобы отве- тить на вопросы. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

Вопросы для первой команды

1. Почему опасно хранить деньги дома? (Какие последст- вия могут быть в этом случае?)

2. Почему при выборе финансовой организации необхо- димо руководствоваться советом «доверяй, но прове- ряй»?

3. Какие функции выполняет Федеральная служба по над- зору в сфере защиты прав потребителей и благополу- чия человека?

4. Что такое коммерческий банк?

5. Вложения в какую финансовую организацию (из ранее обсуждаемых) являются наиболее надёжными?

6. Какие пункты (компоненты) должен содержать финан- совый план?

7. для чего при осуществлении финансового планирова- ния нужно определять приоритетность затрат?


 
 

 

 


Вопросы для второй команды

1. Почему с финансовой точки зрения выгоднее хранить деньги в банке, чем дома?

2. Почему банкам выгодно привлекать больше вкладчи- ков, что в конечном счёте поможет им в приумножении денежных средств?

3. Какие основные функции выполняет Центральный банк РФ для защиты интересов физических лиц – участников финансового рынка?

4. Что такое паевой инвестиционный фонд (ПИФ)?

5. Вложения в какую финансовую организацию (из обсу- ждаемых нами) являются наиболее рискованными?

6. Что такое «денежный запас безопасности» и для чего он нужен?

7. для чего необходимо при осуществлении финансового планирования определять суммы, которые могут пойти на желаемые покупки?

Вопросы для третьей команды

1. Какую роль играет инфляция в процессе сбережения личных и семейных финансов?

2. для чего существуют различные финансовые организа- ции?

3. Какие функции выполняет Агентство по страхованию вкладов?

4. Что такое негосударственный пенсионный фонд?

5. Вложения в какую финансовую организацию (из ра- нее обсуждаемых) являются наиболее долгосроч- ными?

6. для чего нужно осуществлять финансовое планиро- вание?

7. Чем долгосрочный финансовый план отличается от краткосрочного?


 

 

Второй и третий этапы проходят так же, как описано на с. 15–16. Вопросы для диспута подбираются на усмотрение учителя.

•.


 
 

 


Модуль 3. риски в мире денег

 
 

 

 
 

 

1. обстоятельство непреодолимой силы, ситуация, возни- кающая помимо воли людей, включённых в какую-либо деятельность или принадлежащих к какой-либо группе людей, это:

а) форс-минор;

б) естественная ситуация; в) рядовая ситуация;

г) форс-мажор.

 

2. Куда следует обратиться за получением сертификата на ма- теринский капитал?

а) в Фонд социального страхования РФ; в) в Пенсионный фонд РФ;

г) в частную страховую компанию;

д) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 

3. Из какого фонда работодатель получает деньги на воз- мещение работнику заработка, потерянного за время бо- лезни?

а) из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

б) из Пенсионного фонда РФ;

в) из Фонда социального страхования; г) из страхового фонда предприятия.


 

 

4. Чтобы получить статус безработного и пособие по безрабо- тице, необходимо зарегистрироваться:

а) в центре занятости населения по месту жительства;

б) в отделении Пенсионного фонда по месту жительства; в) в отделении Фонда социального страхования РФ по

месту жительства;

г) в Министерстве труда и социальной защиты РФ.

 

5. отношение по защите имущественных интересов хо- зяйствующих субъектов и граждан при наступлении опре- делённых событий за счёт денежных фондов, формируе- мых из уплачиваемых ими страховых взносов, представляет собой:

а) страховой договор; б) страховая премия; в) страховой случай; г) страхование.

6. обязательное медицинское страхование (оМС) в случае за- болевания распространяется:

а) на всех граждан России со дня их рождения; б) на граждан России, достигших 14 лет;

в) на всех людей, проживающих в России, в том числе и не- резидентов РФ;

г) на всех жителей страны, достигших 18 лет.

 

7. Возможность потерять деньги в связи с наступлением каких-либо предвиденных или непредвиденных обстоя- тельств – это:

а) финансовые убытки;

б) финансовые отношения; в) финансовые риски;

г) финансовое мошенничество.


 
 

 

 


8. Совершение противоправных действий в сфере денеж- ного обращения путём обмана, злоупотребления дове- рием и других манипуляций с целью незаконного обога- щения – это:

а) административный проступок; б) финансовое мошенничество; в) финансовые риски;

г) особые жизненные ситуации.

 

 
 

 

1. Что из перечисленного ниже можно отнести к особым жиз- ненным ситуациям?

а) рождение ребёнка;

б) повышение в должности на работе;

в) потеря работы не по своей инициативе; г) смерть любимого животного;

д) долгая болезнь;

е) пожар или иное бедствие, вызвавшее потерю имущест- ва либо денежные проблемы;

ж) запланированный переезд в другой город.

 

2. На что из перечисленного ниже можно потратить материн- ский капитал?

а) на покупку детской одежды и обуви; б) на покупку автомобиля;

в) на улучшение жилищных условий;

г) на оплату расходов при получении ребёнком платного образования;

д) на увеличение пенсии матери; е) на покупку бытовой техники.


 

 

 

1. Как можно минимизировать финансовые потери в случае стихийных бедствий, а также пожара, протечки труб и т. д.?

2. В чём различие между государственным и коммерческим страхованием?

3. Почему инфляция является финансовым риском? Как можно минимизировать влияние этого риска?

4. Как распознать финансовую пирамиду?

 

 
 

 

1. Представим, что в вашей семье родился ребёнок. Ваша мама работала в школе учителем. Куда ей следует обратиться за по- лучением пособия по уходу за ребёнком? Куда следовало обра- титься, если бы она не была трудоустроена?

2. Представим, что родители решили застраховать квартиру, в которой вы проживаете. Какие действия необходимо для этого совершить?

3. Степанов Илья решил в июне отправиться в путешествие по Австрии. Когда он рассчитывал стоимость своего путеше- ствия, курс составлял 45,50 руб. за евро. В этом случае поезд- ка обошлась бы в 50 050 руб. Но когда он через некоторое время стал покупать билеты на самолёт и заказывать отель, то сумма увеличилась на 4780 руб. оказалось, что, пока Илья раздумывал о покупке валюты, произошла девальвация руб- ля. На сколько рублей увеличился курс евро для россиян за это время?


 
 

 

 


4. Представим, что в вашем городе появилась новая инвести- ционная компания, о которой никто ранее не знал. В реклам- ных плакатах, развешанных по всему городу, утверждалось, что эта компания давно работает на финансовом рынке и поэтому способна приносить своим вкладчикам 100%-ный доход в год. Чтобы стать её инвестором, необходимо сначала внести перво- начальный взнос в размере 10 тыс. руб. Ваши родственники на- чали активно обсуждать, стоит ли быть инвесторами этой ком- пании. Что вы посоветуете им и как аргументируете свою позицию?

 

 
 

 

Проходит в три этапа. Класс делится на три группы по 5–10 че- ловек.

Этап первый. Каждой команде даётся 2 минуты, чтобы отве- тить на вопросы. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

Вопросы для первой команды

1. Что такое особые жизненные ситуации?

2. Что такое финансовая пирамида?

3. Назовите виды техногенных и природных катастроф (не менее четырёх).

4. Что такое страхование?

5. Назовите виды пособий, которые в определённых слу- чаях государство выплачивает гражданам (не менее трёх).

6. Где необходимо оформить сертификат на получение материнского капитала?

7. Кто оплачивает государственное социальное страхо- вание?


 

 

Вопросы для второй команды

1. Что такое финансовое мошенничество?

2. Что такое обязательное медицинское страхование?

3. Назовите виды особых жизненных ситуаций (не менее четырёх).

4. Что такое девальвация?

5. Назовите признаки финансовой пирамиды (не менее трёх).

6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: