Основные особенности разработки индивидуальной образовательной программы в условиях инклюзивного образования




Кудряшова Светлана Евгеньевна,

учитель МОУ коррекционной школы-интерната г. Катав-Ивановска

 

Инклюзивный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья вызван к жизни социальным заказом общества и государства. Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Инклюзия сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая границу между ними проницаемой.

Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все. В любом случае, преимущества инклюзии значительно перевешивают недостатки этого процесса, а именно:

- воспитание отзывчивости у здоровых;

- гуманизация общества;

- полноценное образование;

- адаптация и интеграция в социум;

- общение со сверстникам;

- понимание проблем инвалидов;

- совершенствование социальной системы.

Наилучшей проверкой правильности инклюзивных подходов в образовании будут его результаты. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем - профессиональная и трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, наряду с освоением им академических знаний.

Инклюзивная форма обучения и воспитания - это долгосрочная стратегия, предполагающая поэтапную реализацию. В силу объективных причин - экономических, методологических, организационных невозможно решить эту проблему в короткие сроки.

Хочется верить, что инклюзивное образование - именно тот путь, который позволит каждому ребенку получать необходимое образование. Мы надеемся, что ИО в ближайшее время станет для Российской Федерации не экспериментом, а массовой практикой.

Закончить хотелось бы цитатой из выступления Швецовой Л. И.

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания…Только сочувствия мало, надо развивать их возможности». На наш взгляд, правильная организация образовательной деятельности младших школьников посредством ИОП в условиях инклюзивного образования поможет детям с ОВЗ в развитии их возможностей.

Последовательность разработки индивидуальной образовательной программы

В соответствии с требованиями к разработке различного рода программ содержание индивидуальной образовательной программы располагается по принципу линейности и концентричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Целесообразным является проектирование содержания индивидуальной образовательной программы на основе программно-целевого подхода. Реализация программно-целевого подхода в определении содержания индивидуальной программы предполагает направленность на его перспективное планирование и последовательную его реализацию в коррекционно-педагогической работе с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы для детей-инвалидов рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:

- анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта, содержания примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана;

-изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы;

-при проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок, как правило, состоит из одного или нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении. Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося составляет один год. Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае текущего учебного года;

-четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы. Цели воспитания и обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются федеральным государственным образовательным стандартом. В индивидуальной образовательной программе эти цели уточняются и конкретизируются. Целеполагание при проектировании индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного учреждения;

- определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи индивидуальной программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком;

- определение содержания индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности. Описание способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования;

-планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие;

-планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических работников (куратора, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.), а также родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида;

-определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.

Алгоритм деятельности в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута:

-администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС) центром, привлечение волонтеров и т. д.). Заключается договор с родителями;

- планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Изучается документация: Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида (если есть инвалидность), заключение ПМПК, медицинская карта (первоклассника - если ребенок поступает в 1 класс общеобразовательной школы), возможно психолого-педагогические характеристики, предоставленные с согласия родителей (законных представителей) специалистами других образовательных учреждений. На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы -договориться с родителями об одной общей цели на определенный, период времени -например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей - в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе;

-разработку индивидуального образовательного маршрута и соответственно - ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум - трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов, можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к специалистам ПМПК или ППМС центра, являющимся ресурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПк по разработке ИОП выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- собственно разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП) на заседании Психолого-медико-педагогического психолого-педагогического консилиума школы;

-совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период времени);

-анализ результатов деятельности учителей и специалистов - динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями;

-постановка задач на последующий временной период. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения предполагает внедрение новых организационных технологий деятельности как каждого учителя, специалиста сопровождения, так и администрации, всей педагогической команды в целом. Внедрение таких технологий в работу образовательного учреждения приводит к упорядочению деятельности педагогического коллектива, сохранению ровного, позитивного эмоционального всех участников образовательного процесса.

Этапы разработки индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов:

-предварительный этап - предварительная оценка образовательных потребностей ребенка, запроса родителей, оценка требований ФГОС и Образовательной программы;

- диагностический этап - изучение результатов комплексного психолого- педагогического обследования, Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов;

-этап разработки - проектирование необходимых структурных составляющих ИОП, временных границ реализации индивидуальной образовательной программы, четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы, определение круга задач в рамках реализации индивидуальной образовательной программы, определение содержания индивидуальной образовательной программы, планирование форм реализации разделов индивидуальной образовательной программы, определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности, определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы;

-этап реализация - организация образовательного процесса, способствующего адаптации формированию продуктивной учебной деятельности ребёнка с ОВЗ;

-этап анализа и коррекции - оценка динамики освоения ребёнком ООП НОО, анализ эффективности деятельности по решению задач индивидуального учебного плана и его коррекция.

Таким образом, основой проектирования индивидуальной образовательной программы должна стать организация наиболее оптимальных условий обучения для ребенка с особыми образовательными потребностями с целью развития его потенциальных возможностей и формирования ключевых компетентностей, так как индивидуальная программа отражает индивидуальное содержание образования и особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: