МЕТОД «КРОССЕНС» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Ковалева Алена Анатольевна, учитель географии
МАОУ гимназии № 55 им. Е.Г. Вёрсткиной города Томск
Вызов времени на современном этапе - это формирование личности, которая быть способна к саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни.
Ключевая задача образования сегодня – «НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ!».
Возникает вопрос: как? «Как научить ребенка учиться?»
Какие методы, приемы и формы необходимо использовать в профессиональной деятельности? Считаю, что необходимо применять современные интерактивные и нетрадиционные методы обучения и воспитания, обеспечивающие формирование УУД.
С каким словом ассоциируется у вас слово «кроссенс»?
Слово «кроссенс» по аналогии созвучно со словом «кроссворд». Мы отгадываем кроссворд, то видим пересечение слов, а кроссенс это «пересечение смыслов».
Слово «кроссенс» означает в переводе с английского пересечение смыслов.
Этот метод разработан нашими соотечественниками: Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Его описание впервые было опубликовано в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Суть метода заключается в следующем: информация предлагается учащимся в виде поля из девяти квадратов, в которых размещены изображения. Эти изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная картинка под № 9 объединяет по смыслу сразу несколько.
Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это – отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Применение метода «кроссенс» можно использовать как в урочной и внеурочной деятельности.
Метод базируется на следующих принципах:
Научность:
Эффективность:
· Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс обучения.
· Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
· Универсальность: работает на любом предметном материале, для любых аудиторий, независимо от возраста.
Применение данного метода имеет множество вариантов. Подобранные в определенной логике образы могут быть использованы на любом этапе урока или занятия:
• На стадии определение темы и цели урока
• На стадии определения и постановки проблемы
• На этапе закрепления материала и обобщения изученного материала
• Как способ организации групповой работы
• При подведении итога работы на уроке, включить как рефлексивный прием
• как творческое домашнее задание.
Ребята выполняют работу и в печатном варианте, и в виде презентаций и видеороликов – по своему усмотрению, что способствует развитию ИКТ-компетенции.
Из опыта работы кроссенс на тему «Томская область»
Метод «Кроссенс» помогает раскрыть определенные возможности для формирования УУД.
• Работа с ним отражает глубину понимания изучаемой темы,
• способствует развитие логического, образного и ассоциативного мышления,
• установления причинно-следственных связей,
• умение работать с текстовой информации, что приводит к формированию познавательных УУД.
• При разгадывании «Кроссенса» развиваются коммуникативные и регулятивные умения, повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету.
• Метод «Кроссенс» - это возможность показать неординарное практическое применения знаний и связь изучаемого с жизнью, что приводит к формированию личностных УУД.
Резюмируя сказанное выше, необходимо подчеркнуть, что «Кроссенс» обладает большим потенциалом для формирования образовательных результатов в целом и универсальных учебных действий как основы метапредметного результата. Работая с кроссенсом, учащиеся делают обоснованные предположения, выстраивают логические рассуждения, ищут аргументы в защиту своей позиции, учатся видеть системные связи, убеждать и договариваться, кодировать и декодировать информацию, создавать собственные тексты.
А главное – этот метод позволяет на практике реализовывать личностноориентированный подход, обеспечивает уровневость и вариативность образовательной деятельности, делает безболезненным для ребенка переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Таким образом считаю, что нетрадиционный метод «кроссенс» способствует формированию УУД и создает условия для становления ученика интересующегося процессом обучения, постоянно расширяющего свой кругозор, умеющего взаимодействовать с одноклассниками и учителями, осознающий себя личностью, живущей в обществе, способным к самообразованию.