https://youtu.be/wS6hS8wl_5o
Вопрос: Обуславливается ли то, что совершение итикафа, должно проходить именно в мечети? Может ли человек сделать итикаф в медресе или дома у себя?
Ответ:
Что касается мужчин, то сказал ибн Кудама в своей книги Мугни – «Тот кто совершает итикаф является мужчиной, не разрешается ему совершать итикаф кроме того как в мечети. Мы не знаем в этом вопросе разногласий среди ученых. Основа этого слова Всевышнего Аллаха: «Не прикасайтесь к своим женам в мечетях». (Сура «Корова», 2:187). В этом аяте Аллах конкретизировал итикаф мечетью, а если бы можно было совершать итикаф не только в мечетях, то не было бы запрещено прикасаться к своим женам в мечетях».
Единогласное мнение на это передел ибн АбдальБарр, Куртуби в своем тафсире а так же шейх Таймия. Но на самом деле есть небольшое разногласие, на которое не обращается внимание, как на это указано в книге «Фатхуль Бари».
Правильное мнение относительно мужчин, что им нельзя совершать итикаф где то кроме мечети.
А что касается женщины, то Абу Ханифа и Суфьян ас-Саури сказали: что женщина может совершать итикаф в мечети своего дома, то есть в той комнате где она обычно совершает намаз. И это старое мнение имам Шафии.
Но правильное мнение то к чему склонился имам Ахамад и имам аш Шафи в его новом мнении, то, что женщина тоже должна совершать итикаф только в мечети. Потому что пришел общий аят: «В то время как вы совершаете итикаф в мечетях».
А так же, то, что жены Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), попросили у него разрешение совершать итикаф в мечети, и Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), разрешил им, но потом запретил им и приказал собрать их палатки. И если было бы разрешено совершать итикаф не в мечети то не было бы им разрешено совершать итикаф в мечети. То есть, жены Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, не просили бы у него разрешения совершать итикаф в мечети, а делали итикаф в своих домах. И если бы дозволено было бы, совершать итикаф не в мечети, то Пророк саля Ллаху алейхи ва салам, указал бы им на это, чем разрешал бы им ставить палатки в мечети что могло принести вред другим молящимся в мечети. А затем сам Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, запретил им делать итикаф в мечети приказал собрать их палатки, но при этом не указал им что они могли бы делать итикаф дома а ни в мечети.
|
Примечание: Не является обязательным, чтобы женщина совершала итикаф в соборной мечети, но ей можно совершать намаз в любой мечети, даже если в ней не совершают 5 намазов джамаатом, потому что ей не является обязательным совершать намаз джаматов в мечети, и это мнение имама Шафии и Ахмада.
[Примечание редактора стенограммы]:
Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":
Между учеными имеется расхождение относительно мечетей, в которых действительно соблюдение и’тикафа. Абу Ханифа, Ахмад, Исхак и Абу Саур говорили, что соблюдение и’тикафа будет действительным в любой мечети, в которой совершают пять обязательных молитв и в которых собирается джамаат, в соответствии с хадисом, в котором Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – говорит: «В любой мечети, в которой имеется муаззин и имам, будет действителен и’тикаф» (ад-Даракутни).
Однако это слабый хадис. Он не может применяться как довод.
|
Малик, аш-Шафи’и и Дауд говорили, что его соблюдение будет действительно в любой мечети, поскольку нет ни одного ясного достоверного сообщения, которое бы ограничивало и’тикаф какими-то отдельными мечетями.
Шафи’иты говорят, что предпочтительнее соблюдать и’тикаф в той мечети, где совершается обязательная пятничная молитва (джум’а), потому что Посланник – мир ему и благословение Аллаха – соблюдал его в такой мечети, а также потому что на молитву там собирается больше людей, и что нельзя соблюдать и’тикаф в другой мечети (то есть не в той, в которой совершается коллективная пятничная молитва), если время его соблюдения настолько совпадает с временем пятничной молитвы, что можно её пропустить.
Му’такиф может возвещать азан с минарета, если дверь в него находится в мечети или во дворе мечети, а также может подниматься на крышу мечети, так как всё это относится к ней. Если же дверь в минарет находится за пределами мечети, то при нахождении в этом минарете и’тикаф будет считаться недействительным. По ханафитскому и шафи’итскому мазхабам, а также по одному из высказываний Ахмада, двор мечети считается её частью. По другому высказыванию Ахмада и по мнению Малика, двор к мечети не относится и му’такиф не может в него выходить. (Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна")
Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними (женами) в близость, когда вы уединяетесь в мечетях» (аль-Бакъара 2: 187).
Аль-Къуртуби сказал: "Единогласны ученые в том, что и'тикаф может быть только в мечети!" См. "Тафсир аль-Къуртуби" 2/333.
Будучи единогласными в том, что и'тикаф можно совершать в любой мечети, ученые разошли в том, какой именно должна быть мечеть. Некоторые ученые говорили, что и'тикаф можно совершать в любом месте, именуемом мечеть. Однако некоторые сподвижники порицали это мнение, как это передается от Ибн 'Аббаса, сказавшего: “Самые ненавистные деяния для Аллаха – это нововведения! И поистине, из числа нововведений – это совершение и’тикафа в мечетях, которые находятся в домах!”. аль-Байхакъи 4/316. Имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Другие говорили, что мечеть должна быть именно соборной, в которой совершают пять обязательных молитв. Ибн ‘Аббас сказал: “Нет затворничества, кроме как в мечети, в которой совершают совместные молитвы”. См. "Масаиль Абдуллах ибн Ахмад" 2/623.
[Конец примечания].