Буди Господь Бог твой благословен, иже восхоте дати, тя на престоле израилев
(3 Цар. 10, 9).
Царица Савская, пришедшая от пределов аравийских в Иерусалим для испытания премудрости Соломона, видя благоденствие, которым под мудрым и благодетельным правлением его наслаждался весь Израиль, воскликнула в восхищении: буди Господь Бог твой благословен, иже восхоте дати тя на престоле Израилев.
Слава, христоименитые россияне, нового Соломона, и во дни Царствования его благоденствие России, нового Израиля, прошли сами от восток солнца даже до запад; — безпримерные опыты благоволения его о людях своих коснулись сердца не токмо царей, но и всех колен земных; — в премудрости, силе и благости сердца его удивил Всевышний суды и милость свою, истину и судьбы своя; извел правду его, яко свет, и судьбы его, яко полудни; желания сердца его дал ему, и все советы его исполнил: достойно убо всяк язык и всяк род исповедует, яко благословен Господь Бог, иже восхоте на престол нового Израиля дати нового Соломона.
Так, благочестивые слушатели, превозносит Господь избранного по сердцу своему, и все сердце свое Ему единому предающего, благочестивейшего Государя нашего Александра Павловича, и, венчая его милостями и щедротами, исполняя во благих желания его, совершает в нем вся хотения своя, ко славе имени своего и благоденствию России.
Преклоним убо, по гласу Церкви, и августейшего помазанника сердца наши и не умедлим принести ему верноподданическую готовность нашу жить и всем жертвовать для общего блага Отечества нашего.
Царство Божие есть Царство всех веков и владычество Его во всяком роди и роди. В таком всеобъемлющем владычестве Бога, Царя неба и земли, заключаются как основание земных Царствий, так и возвышение их могущества и благоденствия. Как всесильный, Он речет на язык и Царство, да возсозиждет и насадит и — глагол Его не возвратится тощь к Нему. Как премудрый, Он употребляет для достижения целей мудрые средства. — Он соединяет племена и языки в обществе, дабы не были, яко овцы, блудящия вне стада; утверждает союз их взаимными нуждами, взаимными пособиями; поставляет им владык и Царей, вручает им жезл правости, жезл Царствия, облекает их величием и силою, коими разные понятия, разные воли и склонности, сосредоточивая во едино, направляет их к единому концу, к достижению всем и каждому предопределенного промыслом Его блага.
Но такое предопределение Божие в устроении Царств земных, без сомнения не ограничивается одним наружным их благоденствием. Он утверждает среди их мир и спокойствие; а для того, что бы гражданин Царства земного в мире и тишине внимательнее помышлять о том, чтоб быть достойным Царствия небесного, Он водворяет среди их изобилие и довольство; но все сие, конечно, для того, чтобы мы славу и благодарение воздавали Ему единому, потому что от Него единого, всяк дар, сходяй совершен есть.
Бог, как владыка мира, как премудрый и Всеблагий Промыслитель о творении рук своих, хощет, чтобы и человеки как чада единого Отца, располагали и действиями своими и желаниями сообразно Святой воле и всеблагим намерениям Его, устрояя чрез это как свое благо, так и благо тварей, на службу им созданных. А из таких намерений Божиих в устроении Царств земных ясно открываются и те основания, на которых зиждется и сохраняется их благоденствие.
Если, таким образом общество, есть не что иное, как соединение частных сил в один состав для достижения предназначенных нам Богом целей, — то и взаимные между членами сего состава соотношения в постепенности званий, должностей, дарований и усилий в действовании суть сколько необходимый, столько же и естественные следствия соединения многих во единое политическое тело. Имамы дарования, говорит Апостол: по благодати данный нам различна, аще пророчество, по мере веры, аще ли служение, в служении; аще учай, во учении; аще утешаяй, во утешении.
А так как всякое целое тем крепче и прочнее, чем тверже части, составляются его: то и нравственно—политическое дело тем непоколебимее и безопаснее от превратностей, чем деятельней члены его в круге своих обязанностей, чем порывистее ко благу общему желания всех и каждого, чем ревностнее и точнее исполнение оных. Посему, в деле жизни общественной и служения, нельзя ни одного, живущего в обществе, исключить из тесной связи, соединяющей всех во едино. Не тот только, кто поставлен Провидением, как светильник в нощи неведения, должен в точности исполнять правила, предписанные ему высоким его достоинством; — но и последний простолюдин уже вредит обществу, если он живет и действует не как сын благоустроенного семейства, в просторе сердца и незлобии, но как пришелец и наемник, в корыстолюбии и неправде. Не тот только, по бедре которого препоясан меч, должен быть готовым положить и здравие и жизнь для защиты воздоившей его страны; — но и безоружный обитатель веси, не готовый жертвовать собою пользам Отечества, уже вредит общественному благу. — Так, непременный долг каждого члена общества содействовать, по мере сил своих и возможности, благу общему. Здесь, если не крепость сил, то крепость совести и разума; если не богатство ума, то избытки бережливости; если не имущество, то искреннее желание, теплые молитвы, безропотное терпение, неослабная бдительность, смиренномудренная покорность могут представить верных и благих поспешников Царю и Отечеству. Так высшие и низшие, сильные и маломощные, пастырь и пасомый, судия и раб, воин и селянин, должны исполнять то звание, к которому призваны, ревностно и безпорочно, не себе угождающе, но ближнему, а в лице его, и Самому Господу. Благословение Божие почиет тогда на благих и верных поспешниках достояния Его. Аще сохраните, глаголет Вседержитель, вся заповеди Моя и вся повеления Моя, похожду в вас и буду вам Бог, и вы будете Мне людие.
Но истинная любовь ко благу общему не ограничивается одним к нему расположением: она готова жертвовать ему всем, и, так сказать, всею собою жертвует. Она не может забыть ни благотворений, ни общения; ибо уверена с Апостолом, что сими жертвами благоугождается Сам Господь. Когда, например, бури колеблют храмину, —обитающий в ней не может наслаждаться спокойствием. Так и когда нарушается общее спокойствие многих, нельзя тогда и одному наслаждаться равнодушно дарами природы и Провидения. Посему, сколько вожделенны для каждого тишина и спокойствие, сколько утешительно общее всех и каждого благоденствие, сколько восхитительно повсеместное довольство, радость и богатство благоволения Божия, — столько же должны напряжены быть и силы каждого к достижению благ. Тот, без сомнения, был бы нарушителем закона Божия, основанного на единой любви, кто для общего в случае опасности блага, для блага страждущих, для собственного блага, отрекся бы жертвовать всем, чем только может: ибо истинная любы не ищет своих си, но еже ближняго своего. Сия есть заповед Моя, - внушает Спаситель, принесший Себя в жертву за спасение мира, - да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы. Да будет убо сия безпредельная любовь мерою и нашего служения Богу, Царю и Отечеству; да животворятся ею вси чувствования, и да совершатся ею все дела наши.
Боже щедрот и всякия милости, храняй завет Твой любящим Тя и соблюдающим повеления Твоя! Сотвори, что бы хотящие и ищущие правды Твоея, выну радовались и веселились о судьбах Твоих. Да будут очи Твои отверсты день и нощь на покровительствуемую Тобою Россию, яко быти ей Святым достоянием Твоим. Соблюди под кровом Твоим оправданного Тобою Царствовати над нами благочестивейшего Государя нашего, Императора Александра Павловича! Ты сотворил его отца, о чадех веселящася: сотвори, да и мы будем чада его веселящияся, и радости сея нашея да никтоже возмет от нас. Аминь.
Архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Венедикт (Григорович) (1774-1850).
Духовный учено-литературный журнал «Странник », издаваемый протоиереем Василием Гречулевичем. Т. 3. Санкт-Петербург. 1871 год.
Подготовил к печати Александр Рожинцев.
2 декабря 2017 года.
Святой град Владикавказ.