ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ FASHION-БЛОГОВ




М.В. Печенкин

Мода играет важную роль в жизни человека. До 1970-х годов эта отрасль имела лишь люксовый сегмент и была дорогой и недоступной. Модная вещь является позиционным товаром («товаром и услугой, привлекательность которых связана с тем фактом, что они редки из-за своей высокой цены или культового статуса» [7]). Покупая вещь сегодня, мы платим за имя и историю, а не только за продукт. Это необходимо осознавать, рассматривая модные издания.

С появлением интернета и развитием социальных сетей fashion-журналистика смогла выйти за рамки привычных способов подачи информации и перейти в более персонализированный характер. В сети существует огромное количество интернет-изданий, не имеющих других форм реализации. Интернет-журналы, тематические сайты и блоги предоставляют большое количество информации, широкий охват мнений. Сегодня на первый план выходят блоги. На российском интернет-пространстве это явление довольно популярно и количество fashion-блогов растет непрерывно. Студенты, фотографы, редакторы, журналисты и просто люди, которым это интересно, начинают вести свой блог.

Fashion-блог - это записи, связанные с модой и стилем. Главное для блогера - показать свой стиль жизни, прорекламировать продукцию спонсоров. Контент таких блогов включает в себя: посещение модных мероприятий, путешествия в популярные места, освещение новинок в мире музыки, литературы, искусства. В основном, это заметки о стиле, репортажи и/или прямые эфиры с недели моды, рассказы о том, что нужно носить. Так же блог может включать в себя познавательный контент в виде исторических материалов, анализа поп-культуры.

Мы рассмотрим блоги, располагающиеся в социальной сети Instagram. Особенности этого ресурса заключаются в том, что он ориентирован на фото и видеоблогинг с небольшими подписями.

Для анализа выбраны пять аккаунтов: Алены Долецкой, Эвелины Хромченко, Анатоля Вовка, Царской Екатерины.

Алена Долецкая - выпускница филологического факультета МГУ, первый главный редактор VOGUE RUSSIA (1998-2010), инициатор запуска журнала Interview и его главный редактор до 2016 года, креативный консультант Третьяковской галереи, создатель креативного агентства AsD, которое перезапустило журнал Flaсon (2018), автор книг по кулинарии, программ на радио и ТВ c 2012 года.

Блог А. Долецкой [1] можно охарактеризовать, как фото-блог с оригинальным авторским текстом. В своем Instagram-профиле она располагает фотографии и видео, связанные с ее стилем жизни. Публикации делаются ежедневно или с разрывом в несколько дней. Стоит отметить, что в профиле много «живых» фотографий. Показать свой стиль жизни, рассказать подписчикам о том, чем автор блога интересуется, живет, где бывает - вот главная цель А. Долецкой. По определению и функционалу этот блог можно охарактеризовать, как fashion-блог. Фотографии погружают в атмосферу непосредственного общения блогера с читателем. Новые тенденции Инстаграм, актуальные события, недавно прошедшие мероприятия - все это освещается в профиле.

Для анализа были взяты публикации за период декабрь 2019 - апрель 2020. За это время аккаунт насчитывает 141 публикацию. Периодичность - примерно 6,6 публикаций в неделю. Максимальное количество лайков - 17038, что составляет 8,8% от всей аудитории.

Текстовая содержащая постов А.Долецкой невелика: в основном они направлены на то, чтобы выразить свое отношение к происходящему в мире.

Все публикации можно разделить на следующие категории: lifestyle, продвижение собственных проектов, рецензии, благотворительные посты, интервью.

Публикации lifestyle являются образующими для этого профиля и насчитывают примерно 76,6% от всех материалов исследуемого периода. Их можно разделить на три группы: путешествия, комментарии с частичной рекламой модного контента и демонстрация стиля жизни.

К первой группе можно отнести посты о путешествиях, которые играют важную роль в создании образа модного блогера.

Ко второй группе, а именно к комментариям с частичной рекламой модного контента относятся краткие записи со ссылками на модные дома и магазины одежды.

Третья группа: демонстрация стиля жизни включает короткие мысли о происходящих событиях в мире и жизни блогера. Эти небольшие комментарии позволяют понять, что журналист хочет не только поделиться информацией, а погрузить людей в свою жизнь. Данная группа постов показывает блогера, как личность, продвигает ее интересы, вкусы, пристрастия.

Следующей категорией является продвижение собственных проектов. Алена Долецкая, как основатель перезапуска журнала «Flacon», выкладывает посты для популяризации издания: краткие описания основных особенностей номера, ссылки на аккаунт издания и всех создателей номера отличают эти публикации от всех остальных.

В блоге присутствуют и рецензии. Такие публикации отличаются от предыдущих большим объёмом. Главные особенности таких материалов - ярко-выраженное личное отношение, выделение сильных и слабых сторон объекта рецензирования. Однако рецензии в своей основе имеют актуальный инфоповод - этот аспект опущен блогером. Материалы экспрессивны, содержат большое количество средств выразительности: эпитеты («изысканной нежностью»), риторические вопросы («А музон?!?!»), метафоры («Сплошной визуальный и сердечный оргазм»). Так же выдержан стиль текста: разговорный стиль, без претензии на неоспоримую научность мнения. Пост уникален тем, что рассказывает не об одном фильме, а захватывает несколько произведений без развернутой характеристики, что может отнести его к сборной рецензии. В конце текста есть обобщающая мысль, которая подводит итог всего вышесказанного. Что также приближает текст к жанру рецензии.

В профиле Алёны Долецкой можно так же увидеть и записи о благотворительности. Данное явление для профилей fashion-блогеров не частое, но, так как аккаунт ведется в направлении «lifestyle», то такой контент

может быть: тенденция на обращение к социально-значимым проблемам в моде была всегда и такой вид ее отображения уместен. Большое количество статистики является аналитическим включением в комментарий, а основной посыл ясен каждому.

За анализируемый период было опубликовано несколько интервью. Два в рамках проекта «Решайся» - серию эксклюзивных интервью с яркими людьми, готовыми идти на риск [1]. И несколько отрывков опубликованных интервью с модными дизайнерами. Например, интервью с Евгением Чичваркиным построено по канонам жанра интервью: вопросно-ответная форма повествования (интервью-диалог), актуальность вопросов, получение мнения от профессионала.

Контент-анализ профиля Алёны Долецкой показал, что профиль не имеет непосредственного отношения к fashion-журналистике, хотя и соответствует критериям располагаемой в нем информации. Стоит отметить, что явным недостатком профиля является небольшое количество информативных постов на тему моды и стиля. Возможно, если бы автор блога разнообразила свой аккаунт интересными историями из опыта работы в модных изданиях, то это способствовало бы привлечению новых читателей и расширению аудитории.

Эвелина Хромченко закончила факультет журналистики МГУ в 1993, в 1995 открыла PR-агентство, работала внештатным редактором крупных глянцевых журналов, запустила собственный проект «Подиум» на радио, в 1998 стала главным редактором русского «L’Officiel», а с 2013 года - преподавателем на факультете журналистики МГУ.

Аккаунт Эвелины Хромченко [4] относится к фото-блогу с оригинальным авторским текстом. Располагаясь на нескольких платформах одновременно, Эвелина Хромченко использует Инстаграм исключительно как рабочее пространство. Ее страничка насчитывает 1,4 миллионов подписчиков.

Основная деятельность исследуемого модного эксперта заключается в продвижении услуг и товаров партнеров, собственных продуктов, популяризации российских дизайнеров, трансляции культурных ценностей. Жанровая составляющая материалов размыта: нет чётких жанро-определяющих признаков.

Эвелина Хромченко ведет свой рубрикатор аккаунта. За анализируемый период блог Хромченко насчитывает 54 публикации, периодичность - в среднем 3 публикации в неделю. Максимальное количество лайков - 78499, что составляет 5,6% от всей аудитории.

Среди многообразия материалов можно выделить следующие подкатегории: новости моды (13 публикаций), продвижение собственных проектов, партнеров и русских дизайнеров (18 публикаций), собственная рубрика Instagram аккаунта Хромченко - #СпрашивалиОтвечаю (6 публикаций) и lifestyle (17 публикаций).

Первая категория - новости моды. В нее входит фото и видео отчет с краткими комментариями и ссылками с модных мероприятий, информационные заметки о важных изменениях и событиях в индустрии.

Следующая категория посвящена рекламному продвижению товаров и услуг. Отдельно здесь хочется выделить рекламу отечественных брендов, ведь Эвелина делает многое для популяризации русской моды. Самый многочисленный способ продвижения в этом аккаунте - скрытая реклама. Публикации в стиле lifestyle содержат положительные комментарии в сторону какой-либо продукции и ненавязчивый намек-совет воспользоваться ею.

Следующая категория - рубрика #СпрашивалиОтвечаю. В постах с этим хэштегом автор отвечает на вопросы подписчиков, чем поддерживает связь с аудиторией. Формат этой рубрики непостоянен, так как вместе с текстовыми постами присутствуют и видеозаписи. Жанр - ответ на вопрос и развернутый комментарий с элементами заметки. Все посты в этом разделе написаны в стиле писем редакторов модных изданий 1940-х годов. Это один из любимых приемов Эвелины Хромченко, который выражается в простой ироничной подаче в стиле личной дружеской беседы и вызывает у читателя доверие к автору.

Последняя и самая неоднозначная категория это lifestyle. Сюда входят поздравления коллег, личные фотографии из путешествий и трансляция культурных ценностей автора блога с явным намерением их популяризации. В этих постах блогер раскрывается как личность. Однако главной особенностью этой категории является то, что при видимой открытости, личность автора остается неоднозначной. Мы не знаем, какая на самом деле Эвелина Хромченко, но видим ее мнение об отдельных аспектах жизни.

В целом, аккаунт непосредственно относится к тематике моды, так как большинство публикаций посвящены ей. По типу контента принадлежность к fashion-блогу очевидна, так как профиль содержит все ключевые особенности этого вида блогинга: трансляция стиля жизни, освещение модных мероприятий, реклама товаров и услуг спонсоров и коллег. Отличительной особенностью является способ подачи информации Эвелиной Хромченко, которая при всей своей открытости умело дистанцируется от подписчиков. Так как большая часть постов непосредственно связана с рабочим процессом, то можно сделать вывод о том, что блог является полностью рабочим пространством для этого автора.

Екатерина Царская - блогер-любитель [3], в своем аккаунте автор рассматривает тренды сезона, рассказывает об антитрендах и помогает подписчикам с выбором одежды. В данном профиле нет такого разнообразия жанров и рубрик, так как практически все публикации создаются в форме обзора или комментария. Однако он является ярким примером русского fashion-блогинга, который базируется на масс-маркете. Основной составляющей этого блога являются фотографии, которые наглядно выражают мнение автора.

Всего профиль насчитывает 836 публикаций, каждая из которых состоит из фотоколлажей и краткой подписи в виде основных тезисов. За период декабрь 2019 г. - апрель 2020 г. - 100 публикаций. Периодичность - 5 публикаций в неделю. Аккаунт насчитывает 125998 подписчиков, однако максимальное количество лайков -12272, активно 9,7% аудитории. Все материалы имеют поучительно-рекомендательный характер и рассказывают только об одежде. Так же на основе общего анализа профиля [4], можно выявить особенности стиля автора: использование ненормативной и разговорной лексики; эксцентричность подачи; четкая структурированность текста, обусловленная трендами социальной сети; эмоциональность. Все эти черты оживляют аккаунт, делая его уникальным, однако, выдают непрофессионализм и любительский подход.

Анатоль Вовк - историк моды [2]. В отличии от предыдущего блогера, Вовк имеет французское образование в сфере моды, является лектором и автором нескольких крупных проектов («MODA 50+»). Блог направлен на модное и культурное обогащение людей, что сразу обозначает его целевую аудиторию. Всего аккаунт насчитывает 943 публикации, частота публикаций составляет около пяти постов в неделю. Автор блога имеет больше 30 тысяч подписчиков.

Анализ показывает, что за период декабрь 2019 г. - апрель 2020 г. профиль насчитывает 112 публикаций. Их можно разделить на 3 группы: публикации о моде (58), публикации о культуре (7), lifestyle (43), продвижение (4). Самое максимально количество лайков за данный период - 4393, а значит можно сделать вывод, что максимальная активность охватывает 14,5% от всей аудитории.

Первая категория - публикации о моде. В основном, в нее входят аналитические расширенные заметки о костюмах героев различных культовых фильмов. На основе небольших фрагментов костюма, которые принадлежат определенным культурно-этническим группам, автор определяет историю и характер героя. Текст написан просто, без сложных синтаксических конструкций, что способствует упрощенному восприятию информации. Стоит отметить, что заголовок выражает тематику текста и привлекает внимание. В тексте можно найти средства художественной выразительности, которые не соответствуют жанру аналитической развернутой заметки, а значит однозначно определить жанр невозможно.

Публикации о культуре также являются частью освещаемого материала, но на платформе Инстаграм представлены в гораздо меньшем объеме. Жанр – комментарий: ярко прослеживается личное отношение автора к описываемой проблеме разрушения восприятия культурных памятников среди жителей нашей страны. Лексика в посте простая, но формулировки категоричные с резким эмоциональным окрасом.

Последняя категория - lifestyle. Она неоднозначна, так как постов, содержащих сугубо личную информацию нет. Публикации этого формата содержат какие-либо мысли блогера, а также могут быть представлены фотографиями с краткими подписями. Такие публикации направлены на связь с аудиторией. В них делается упор на фотоматериал. Благодаря таким постам создается ощущение сближения блогера и аудитории.

В целом, профиль Анатоля Вовка можно охарактеризовать, как информативный и профессиональный. Для такого блогера важна обратная связь, но он держит дистанцию со своими читателями. Основной тип контента относится к истории моды, прослеживается прямая связь моды и культуры, посты прививают особое восприятие культуры для современного поколения и дают возможность высказать свое мнение. Это является отличительной особенностью подачи информации автора.

Сравнив статистику всех аккаунтов, можно сделать вывод, что блогом с наибольшей активностью аудитории является блог Анатоля Вовка (14,7%), наименьшая активность у Эвелины Хромченко - (5,6%). Также стоит отметить отсутствие единообразия в периодичности публикаций. Разнообразные подача материала, стиль публикаций и подход к ведению аккаунта показывают многогранность fashion-блогинга в нашей стране. Отсутствие четких жанровых рамок, характерное для интернет-пространства, соблюдается в анализируемых блогах. Все аккаунты относятся к блогам с оригинальным авторским текстом, что подтверждает разнообразие контента в русском fashion-блогинге. Так же стоит отметить, что самая большая аудитория насчитывает более миллиона подписчиков, что в несколько раз превышает тиражи печатных изданий, подчеркивая востребованность данного блога. По результатам сопоставительного анализа активности аудитории на основе соотношения большего количества лайков и количества подписчиков, можно выделить следующую особенность: самая высокая активность наблюдается в блоге, имеющем спецификацию: направленном на обозрение симбиоза моды и культуры. Самый низкий процент активности набрал профиль с наименьшим количеством публикаций за анализируемый период. Таким образом, можно сделать вывод, что на востребованность блога влияет не только содержательность текстов и информативность изображений (ярким примером служит блог Алены Долецкой), но и частота публикаций, уникальный авторский стиль и постоянный контакт с аудиторией.

Библиография:

1. Блог Алены Долецкой/https://www.instagram.com/alionadol/?hl=ru

2. Блог Анатоля Вовка/https://www.instagram.com/anatole_vovque/?hl=ru

3. Блог Екатерины Царской/https://www.instagram.com/tsarskaya.k/?hl=ru

4. Блог Эвелины Хромченко/https://www.instagram.com/evelinakhromtchenko/?hl=ru

5. Амзин А.А., Гатов В.В., Галустян А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.

6. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М.: Лабиринт, 2007.

7. Рейден А. Одержимые блеском: о драгоценностях и о том, как желание обладать ими меняет мир. – ОДРИ, 2016.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: