Теория и методика обучения технике броска в прыжке и его разновидностям




Тема: Теоретико-методические основы обучения технике владения мячом

Теория и методика обучения технике броска в прыжке и его разновидностям.

Теория и методика обучения технике броска в прыжке и его разновидностям

Теоретические предпосылки

Бросок в прыжке – основное средство завершающих действий в нападении в современном баскетболе. Существует три варианта выполнения этого приема в зависимости от момента выпуска мяча по отношению к прыжку. Если игрок выпускает мяч, прежде чем достигнет высшей точки прыжка, то бросок называется с прыжком или в прыжке «на один счет». Такой вариант применяют, как правило, при попытке поразить корзину с дальних позиций без активного противодействия защитника или при недостаточном уровне развития скоростно-силовых качеств ног у нападающего.

В случае выпуска мяча в высшей («мертвой») точке прыжка имеет место непосредственно бросок в прыжке или в прыжке «на два счета». Это классический вариант данного технического приема, наиболее часто применяемый в игре, и с его помощью можно результативно атаковать с любых позиций, преодолевая сопротивление соперников разной степени (рис. 1).

И, наконец, при выпуске мяча на нисходящей части траектории прыжка осуществляется бросок в прыжке с зависанием или в прыжке на «три счета» Он особо эффективен при завершении атаки с близких и средних к корзине дистанций в условиях преодоления жесткого сопротивления соперника, превосходящего нападающего в росте. При этом решающее значение имеет высота выпрыгивания. Задача нападающего «перевисеть» защитника и выпустить мяч так, чтобы избежать «блок-шота» (накрывания или отбивания броска защитником).

Все перечисленные разновидности броска в прыжке преимущественно выполняются сильнейшей рукой, в редких случаях – двумя.

Уровень исходного положения мяча непосредственно перед бросковым движением может быть разным. Соответственно выделяют броски в прыжке одной рукой от плеча, одной рукой от головы и одной рукой над головой (т.е. почти с выпрямленных рук); двумя руками от головы и над головой.

В подготовительной фазе игрок получает мяч от партнера стоя на месте, в движении или совершает остановку после ведения. Прекратив движение, он принимает устойчивое двухопорное положение: ноги согнуты и находятся на ширине плеч, стопы параллельны, располагаются носками на одном уровне или с незначительно выставленной вперед ногой, одноименной с бросающей рукой; направлены на корзину. Вес тела равномерно распределен на обе ноги. Плечо бросающей руки незначительно выведено вперед. Мяч удерживается в двух руках у туловища.

Далее подготовительная фаза продолжаетсятолчком двумя ногами вертикально вверх и одновременной корректировкой положения мяча для соот­ветствующего броска: фиксацией его на необходимой высоте у пле­ча, выносом к голове или над головой. Мяч продолжает контроли­роваться кистью бросающей (сильнейшей) руки или обхватывается обеими кистями, максимально отведенными («взведенными») на­зад — до положения параллельно полу.

При бросках одной рукой локоть бросающей руки рас­полагают под мячом и направляют на корзину, а локоть другой руки чуть отводят в сторону, поддерживая мяч кистью сбоку.

При бросках двумя руками локти оптимально разводят в сторону, симметрично направляя их на корзину.

Высота подъема локтя или локтей (на четверть, на половину или на три четверти) диктуется физическими кондициями игрока или способом исполняемого броска. Эта особенность техники броска в прыжке относится к индивидуальному стилю и не влияет принци­пиально на его точность.

В прыжке все звенья тела находятся на линии вертикали. Ноги полностью выпрямлены, ступни опущены вниз.

В основной фазе при до­стижении заданного уровня прыжка (в зависимости от разновидно­сти броска) игрок совершает непосредственно бросковое движение: выпрямление бросающей руки (рук) и энергичное, но плавное движение кисти (кистей) с одновременным отведением чуть в сторону кисти поддерживающей руки при бросках одной ру­кой. Мяч направляется в точку прицеливания через указательный палец (пальцы) и после выпуска рабочая кисть или обе кисти расслабленно опускаются вниз, сопровождая полет мяча.

В завершающей фазе игрок мягко приземляется на две согнутые ноги в точку отталкивания, чуть впереди или позади ее в зависимости от условий выполнения броска: дистанции до корзины, направления по отношению к щиту, степени противодействия соперников. Далее он быстро принимает стойку готовности для дальнейших действий.

При обучении разновидностям броска в прыжке следует учитывать физический потенциал занимающихся и уровень их технической подготовленности. В юном возрасте в средних классах, целесообразно начинать обучение с вариантов броска двумя руками от головы и одной рукой с поднятым на одну четверть локтем «на один счет» (с прыжком). Позже, в старших классах, можно переходить к освоению броска одной рукой сверху (от головы или над головой) «на два счета» (в прыжке). А бросок «на три счета» (с зависанием) следует изучать лишь после овладения занимающимися в достаточной мере «школой техники» основных игровых приемов и в случае углубленных занятий баскетболом.

 

 

а б в г д е

Рисунок 1 – Бросок в прыжке «на два счета»

 

Средства обучения броску с прыжком (в прыжке «на один счет»):

1) объяснение и показ;

2) имитация выполнения приема с места с выпуском мяча над собой;

3) бросок-передача с прыжком на ориентир: поднятую руку партнера или в цель на стене;

4) выполнение приема в целом с места со средней дистанции под углом 30°-45° к щиту;

5) то же, что в упр. 4, но варьируя дистанцию и направление бросков по отношению к корзине;

6) то же, что в упр. 5, но после остановки с получением мяча от партнера или после ведения;

7) выполнение бросков с дальней дистанции, отталкиваясь от гимнастического мостика;

8) чередование бросков с различных позиций в соревновании на результативность;

9) то же, что в упр. 4-7, но с преодолением пассивного противодействия условного защитника;

10) выполнения приема в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).

 

Средства обучения броскам в прыжке (в прыжке «на два счета») и с зависанием (в прыжке «на три счета»):

1) объяснение, показ;

2) из стойки нападающего, владеющего мячом: запрыгивание на гимнастическую скамейку с выносом мяча в и.п. для броска – имитация замаха;

3) из стойки нападающего с вынесенным в положение для броска мячом, стоя на гимнастической скамейке: спрыгивание со скамейки с выпуском мяча над собой в заданный момент прыжка – имитация броскового движения;

4) то же, что в упр. 2 и 3, но в сочетании;

5) имитация броска изучаемым способом на месте после отталкивания от гимнастического мостика с выпуском мяча вверх над собой;

6) бросок-передача в прыжке с места с близкой дистанции партнеру на ориентир (поднятую вверх руку);

7) то же, что в упр. 6, но после собственного набрасывания мяча перед собой и остановки двумя шагами или прыжком с ловлей мяча, отскочившего от пола;

8) то же, что в упр. 6, но после получения мяча от партнера в движении и остановки двумя шагами или прыжком;

9) выполнение разновидности изучаемого приема в целом с места под углом 30°-45° к щиту с близкой дистанции, отталкиваясь от гимнастического мостика или другой пружинящей поверхности;

10) то же, что в упр. 9, но отталкиваясь от площадки;

11) то же, что в упр. 10, но после остановки двумя шагами или прыжком с места с ловлей мяча, предварительно выпущенного перед собой и отскочившего от площадки;

12) выполнение разновидности броска в прыжке в целом, после получения мяча от партнера в движении или после ведения и остановки избранным способом;

13) то же, но варьируя дистанцию и направление бросков по отношению к корзине;

14) броски в прыжке с места с указанных точек, разноудаленных и разнонаправленных по отношению к корзине;

15) то же, но с преодолением пассивного противодействия условного защитника;

16) выполнение разновидностей броска в прыжке в личном или командном соревновании на результат;

17) ловля-передача мяча в одном прыжке партнеру на ориентир;

18) то же, но с выполнением задания поочередно двумя партнерами, расположенными на близком расстоянии;

19) повторное выполнение ловли-добивания мяча в щит в одном прыжке, завершая серию добиванием в корзину;

20) выполнение разновидностей броска в прыжке в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).

Организационно-методические указания:

- на начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2-3 м до партнера или до щита при обучении броскам в прыжке («на два счета») и с зависанием («на три счета») и 3-4 м при обучении броску с прыжком («на один счет»);

- броски в корзину начинать под углом 30°-45° к щиту, бросать с отскоком от щита; по мере овладения техникой приема варьировать направление и дистанцию до корзины;

- контролировать и.п.: при бросках одной рукой одноименные с бросающей рукой ногу и плечо выводить чуть вперед; мяч удерживать двумя руками близко к туловищу;

- при выполнении броска с прыжком («на один счет»):

а) перед началом отталкивания выносить мяч в и.п. для выполнения броскового движения;

б) разгибание бросающей руки или рук начинать одновременно с отталкиванием;

в) следить за сохранением оптимального расположения всех звеньев тела в прыжке в соответствии со структурой броска одной или двумя руками;

г) мяч выпускать на восходящей траектории прыжка;

- при обучении броску в прыжке («на два счета»):

а) при запрыгивании на скамейку фиксировать положение всех звеньев тела, исправляя в случае необходимости ошибки;

б) вынос мяча начинать одновременно с отталкиванием и осуществлять его близко к туловищу и перед лицом;

в) спрыгивая со скамейки, выпускать мяч в «мертвой» точке безопорного положения;

г) выполнение броска в целом начинать с использования гимнастического мостика или других приспособлений, позволяющих увеличить высоту прыжка;

д) разновидности остановок с ловлей мяча после собственного набрасывания перед собой или передачи партнера использовать для преобразования инерции горизонтального движения тела игрока в вертикальное выпрыгивание: переходить к отталкиванию максимально быстро по завершению остановки;

е) высоту подъема локтя (локтей) бросающей руки (рук) подбирать индивидуально каждым занимающимся;

ж) упражнения, связанные с выполнением ловли-передачи мяча в одном прыжке партнеру или ловли-добивания мяча в щит, предлагать занимающимся после усвоения ими основной структуры движения броска в прыжке с места; количество повторений в сериях варьировать от 5-6 до потери мяча; использовать дистанцию до 2 м; основное внимание уделять сохранению координации движений, своевременному отталкиванию для соединения с мячом в высшей точке прыжка, мгновенному переходу от ловли мяча к бросковому движению в «мертвой точке» безопорного положения;

з) в технике выполнения визуально оценивать расположение звеньев тела игрока в безопорной фазе броска с различных позиций: спереди, сзади и сбоку, а при бросках одной рукой – дополнительно со стороны бросающей и поддерживающей рук;

- при выполнении броска в прыжке («на два счета»):

а) части тела не отклонять от вертикали, видеть корзину двумя глазами: не закрывать себе обзор мячом;

б) мяч за голову при замахе не заводить, кисть бросающей руки или обе кисти при бросках двумя руками располагать под мячом параллельно полу (максимально «брать» на себя);

в) указательный и большой пальцы бросающей руки (рук) разводить оптимально; основание указательного и среднего пальца располагать на одной вертикали с ухом;

г) все звенья бросающей руки удерживать на одной линии, близкой к вертикали; локоть располагать под мячом или выдвигать незначительно к корзине, плечо бросающей руки выдвигать слегка вперед;

д) локоть поддерживающей руки оптимально отводить в сторону, а ее кисть накладывать на мяч сбоку или снизу;

е) ноги после отталкивания полностью выпрямлять;

ж) бросающую руку (руки) плавно выпрямлять вперед-вверх; выпускать мяч в высшей точке прыжка, придавать ему обратное вращение, сопровождать его полет расслабленной кистью (кистями);

з) поддерживающую руку при броске одной рукой далеко в сторону не отводить и ее кисть в выпуске мяча не задействовать;

и) приземляться на согнутые ноги в устойчивое двухопорное положение, руки вниз не опускать и быть готовым к борьбе за отскочивший мяч;

- при обучении броску с зависанием («на три счета»):

а) предварительно достичь высокого уровня прыгучести: на ранней стадии обучения целенаправленно использовать подкидной гимнастический мостик;

б) добиваться уверенного и свободного выполнения ловли-передачи и ловли-добивания мяча в одном прыжке двумя, а затем одной рукой;

в) контролировать узловые элементы техники движений по фазам;

г) ориентировать занимающихся на выпуск мяча после прохождения высшей точки прыжка (на его нисходящей траектории), но не затягивать начало броскового движения;

д) допускать сгибание ног после прохождения «мертвой» точки прыжка.

 

Основные ошибки при выполнении разновидностей броска в прыжке:

1) нерациональное и.п.:

а) при бросках одной рукой одноименная с бросающей рукой нога сзади;

б) мяч удерживается далеко от туловища или низко;

в) туловище сильно наклонено вперед;

г) голова или глаза опущены вниз;

д) полностью выпрямлены ноги;

е) стопы широко расставлены или расположены близко друг к другу;

ж) вес тела распределен на носки или пятки;

2) несвоевременный или неэффективный вынос мяча:

а) при броске с прыжком – запаздывание замаха (после отталкивания), при бросках в прыжке или с зависанием – преждевременный замах (до толчка ногами);

б) мяч выносится далеко от туловища и не перед лицом;

3) неправильное расположение звеньев тела в момент достижения игроком оптимальной точки прыжка для выпуска мяча:

а) голова, туловище или ноги отклонены от вертикали;

б) мяч заведен за голову, расположен перед лицом, сильно отведен в сторону или вынесен вперед;

в) кисть бросающей руки или обе кисти (при броске двумя руками) недостаточно согнуты назад;

г) кисть поддерживающей руки (при броске одной рукой) находится на мяче сверху или спереди;

д) звенья бросающей руки (рук) или локоть поддерживающей сильно отклонены в сторону (стороны);

е) указательный и большой палец кистей широко или узко располагаются на мяче;

ж) согнуты ноги при бросках с прыжком или в прыжке;

4) ошибки при выпуске мяча:

а) нарушение ритмовой структуры броскового движения: преждевременный или запоздалый выпуск мяча;

б) чрезмерно резкое выпрямление бросающей руки (рук) без участия кисти (кистей): мяч летит очень быстро и по случайной траектории;

в) отсутствие скатывающего мяч движения бросающей кистью (кистями): мяч летит без вращения или вращается в направлении от игрока;

г) отклонение бросающей руки или указательного пальца этой руки в сторону от корзины (при броске одной рукой), несинхронная работа рук (при броске двумя руками): мяч «сваливается» в сторону от корзины, летит вправо или влево от цели;

д) неполное выпрямление бросающей руки (рук): незавершенность броскового движения;

е) отсутствие сопровождения мяча кистью бросающей руки или обеими кистями (закрепощенные кисти): мяч летит «жестко»;

ж) участие в выпуске мяча кисти поддерживающей руки или сильное отклонение ее в сторону после выпуска мяча (при броске одной рукой): мяч летит в сторону от цели;

з) отклонение от вертикали головы, туловища или сгибание ног при бросках с прыжком или в прыжке: потеря рациональной координации движений;

5) погрешности при приземлении:

а) приход на прямые или сильно согнутые ноги: необходимы дополнительные затраты времени для включения нападающего в игру;

б) перенос веса тела на переднюю часть стоп, ведущий к потере равновесия;

в) опускание рук вниз одновременно с приземлением: игрок не готов к

овладению мячом.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

 

1. Дайте описание техники броска в прыжке «на один счет» (с прыжком).

 

2. Предложите средства для обучения технике броска в прыжке «на один счет» (с прыжком) в их рациональной последовательности.

 

3. Какими организационно-методическими указаниями следует руководствоваться в процессе обучения технике броска в прыжке «на один счет» (с прыжком)?

 

4. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения броска в прыжке «на один счет» (с прыжком).

 

5. Опишите технику броска в прыжке «на два счета» (в прыжке).

 

6. Какие средства для обучения технике броска в прыжке «на два счета» (в прыжке) Вы знаете?

 

7. Предложите организационно-методические указания для сопровождения процесса обучения технике броска в прыжке «на два счета» (в прыжке).

 

8. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения броска в прыжке «на два счета» (в прыжке).

 

9. Что представляет собой техника броска в прыжке «на три счета» (в прыжке с зависанием)?

 

10. Какие упражнения для обучения и совершенствования техники броска в прыжке «на три счета» (в прыжке с зависанием) Вы можете предложить?

 

11. Какие организационно-методические указания Вы будете использовать в процессе обучения технике броска в прыжке «на три счета» (в прыжке с зависанием)?

 

12. Перечислите возможные ошибки при выполнении броска в прыжке «на три счета» (в прыжке с зависанием).

 

13. Предложите упражнения (задания) для совершенствования техники разновидностей броска в прыжке в соревновательной форме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: