Подготовка и создание выставки
Выставка это совокупность предметов выставленных для обозрения и имеющая временный характер. Выставки могут быть стационарными и передвижными.
Любая создаваемая выставка независимо от длительности ее работы и размеров является полноценной экспозицией и строится на музейных материалах, имеет научно обоснованную структуру и продуманное художественное или образное решение.
Подготовка к созданию выставки
Начало работы по созданию выставки не отличается от первого этапа любой научной работы и состоит из разработки концепции.
Концепция выставки включает в себя:
1. Обоснование и актуальность темы, основной проблемы.
2. Тематическую структуру и особенности содержания выставки.
3. Характеристику источниковой базы.
4. Перечень требований к художественному или образному решению.
На основе концепции разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП) который отражает конкретный состав экспозиционных материалов и их группировку в соответствии с тематической структурой. ТЭП включает в себя наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов, ведущие тексты, аннотации, перечень экспонатов в экспозиционных комплексах, сведения о характере экспонатов (подлинник, копия, воспроизведение и т.д.), их размеры. В приложениях к ТЭП дается этикетаж.
Проектирование выставки:
1. Создание рабочих чертежей (наброски)
2. Разработка монтажных листов (предварительная раскладка экспозиционных материалов, ведущих текстов и этикеток на планируемом оборудовании).
Требования к оформлению выставки
1. Наличие образа выставки, который создается путем подбора тематических комплексов (группа предметов, объединенных по содержанию и образующих целостную композицию).
|
2. Наличие и грамотность текстов выставки. Ведущий текст короткий и ясный (аналогичный эпиграфу в литературных произведениях) должен выражать направленность экспозиции в целом. Объяснительные тексты (аннотации) к экспонатам с наличием полной информации о них.
3. Художественное оформление выставки направлено на создание образа, в основе которого лежит ценность музейного памятника (экспоната), Недопустимо, когда экспозиционный образ создается главным образом художественно-изобразительными средствами, стилизацией и усилением активности оборудования.
4. Выставочное оборудование должно быть относительно легким и мобильным, приспособленным к переездам, безопасным в эксплуатации. Главным критерием является способность обеспечить сохранность экспонатов.
Подготовка и проведение экскурсии
Экскурсией называется коллективный просмотр музея, выстави или внемузейного объекта, проводимый по намеченному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
Подготовка к экскурсии
Качество и эффективность экскурсии значительно выше, если имеется научно-методическая документация и собран обширный справочный материал к экскурсии. Наличие разнообразных материалов определяет качество и способствует повышению методического уровня экскурсии и мастерства экскурсовода.
Методическая разработка является основным документом и служит руководством для проведения экскурсии, этот документ представляет собой уточненный развернутый план экскурсии с методическими указаниями. Определяет объекты и приемы показа, маршрут и продолжительность. Методическая разработка оформляется следующим образом:
|
- титульный лист;
- целевая установка;
- вводная беседа;
- основная часть экскурсии;
- заключительная беседа.
Титульный лист
Указывается тема экскурсии, продолжительность, фамилия составителя.
Целевая установка
В тезисной форме отмечаются основные положения экскурсии и ее задачи (образовательные, воспитательные).
Правильно поставленная и четко сформулированная цель экскурсии дает возможность экскурсоводу сконцентрировать внимание слушателей на главных вопросах.
Вводная беседа
Составная часть любой экскурсии излагается следующим образом:
- знакомство с группой (назвать себя);
- краткие сведения об особенностях представляемого объекта и правилах его осмотра;
- тема экскурсии, ее хронологические рамки, цели и задачи.
Основная часть
Рекомендуется излагать по следующей схеме:
1. В первой графе указывается место остановки у тематического комплекса, витрины, планшета и т.д.
2. Во второй графе перечисляются экспонаты и объекты показа, намечается необходимое время для каждой остановки.
3. В третьей графе дается краткий план содержания экскурсии, перечисляются основные вопросы рассказа применительно к экспонатам и объектам показа.
4. В четвертой графе фиксируются предложения по методике проведения экскурсии, которые вырабатываются в процессе подготовки экскурсии (текстовые связки при переходе к другому разделу или теме, включение в текст экскурсии стихотворения, цитаты, вопроса и т.д.)
|
Заключительная беседа
Записывается или в тезисной форме или в виде вопросов. В первом случае это подведение итогов экскурсии, общие выводы по теме, вытекающие из всего увиденного и услышанного. Во втором – вопросы, которые надо поставить группе, завершая экскурсию.
Проведение экскурсии
Экскурсия – это совместная работа экскурсовода и группы, поэтому их взаимное взаимодействие – обязательное условие для повышения ее эффективности. От экскурсовода требуется дифференцированный подход к каждой группе умение быстро реагировать на внимания слушателей и в соответствии с этим варьировать содержание и приемы проведения экскурсии. Особое внимание следует уделять культуре речи, причем не только грамматической правильности и хорошей дикции, но и ее выразительности, умению менять темп и использовать паузы.
Слово в экскурсии сочетается с мимикой, жестом руки и указки.
Немаловажное значение имеет культура поведения и внешний вид ведущего экскурсию.
Экскурсия это большая физическая нагрузка, поэтому экскурсоводу нужны и достаточно хорошее зрение, и выносливость, и специальные занятия по постановке голоса.
Основные критерии оценки качества экскурсии:
1. Содержание экскурсии – соответствие содержания экскурсии теме и полнота ее раскрытия, целенаправленность и научный уровень, актуальность, новизна материала для слушателей, четкость тематической структуры экскурсии.
2. Методика проведения экскурсии – последовательность и логичность изложения материала, умение интересно и убедительно раскрыть тему экскурсии, наличие вступительной и заключительной части экскурсии, умение сделать выводы и обобщения, правильная демонстрация экскурсионных объектов: сочетание показа и рассказа, использование приема реконструкции, сравнения, метода беседы и т.д.; установление контакта со слушателями, организация группы, ответы на вопросы; распределение времени по основным разделам экскурсии; соблюдение маршрута.
3. Речь экскурсовода – доходчивость, правильность, богатство языка, его художественная выразительность и эмоциональность.
4. Культура проведения экскурсии, умение двигаться и владение указкой.
Памятники материальной культуры
Общие положения
Задача описания - извлечение и изложение максимально полной информации о предмете, ее интерпретация с целью оценки исторической и музейной ценности предмета.
Источником информации служит сам предмет.
Правила описания
Наименование предмета
Наименование следует начинать с главного ключевого предметного слова (или словосочетания), затем приводятся основные классификационные признаки, отражающие функциональную и эксплуатационную характеристики предмета. Название предполагает указание собственного имени. В скобках приводится название предмета, широко использующееся в среде обитания (если оно имеется).
Если предмет не является подлинником, то наименование предмета следует начинать со слов: копия, макет, воспроизведение.
Датировка
Указывается год или период (годы) создания предмета. Период записывается в виде двух четырехзначных чисел, определяющих нижнюю и верхнюю его границы.
Страна, населенный пункт, изготовитель
Записывается название страны, населенного пункта и предприятия (фирмы, завода, фабрики, артели, мастерской и т.д.)
Автор (ы)
Записывается фамилия и инициалы автора (конструктора, изобретателя, мастера и т.д.).
Материалы
Перечисляются основные материалы, использованные при создании предмета.
Описание предмета
1. Наименование, название, условное обозначение, тип, марка, номер модели, назначение, комплектность. Приводится более полный набор признаков с пояснением названия и расшифровкой условного обозначения. Указывается полная область применения и назначения
2. Сведения о внешнем виде. Дается лаконичное описание основных отличительных признаков предмета в целом (форма, цвет, декор, материалы корпуса и т.д.). Воспроизводятся сведения о надписях, клеймах, товарных знаках, заводских номерах и т.д. Указывается их расположение на предмете, техника выполнения, язык надписей.
3. Особенности описания воспроизведений, макетов, копий. После описания внешнего вида описывается устройство и динамика модели (макета). Характеризуется степень соответствия оригиналу, указывается масштаб.
Размеры
Приводятся габаритные размеры в миллиметрах. Длина – максимальный линейный размер, измеряемый слева направо во фронтальной проекции. Для тел вращения указывается длина (высота) и наибольший диаметр.
Сохранность
Приводится один из вариантов записи, характеризующий сохранность предмета:
- без повреждений;
- незначительные повреждения (сколы, трещины, порывы, загрязнения, нарушения покрытия, следы коррозии и т.д.);
- значительные повреждения (сильная коррозия, поломка, утрата некоторых деталей);
- фрагментарное состояние (отсутствие функциональных блоков, узлов и важных деталей);
- замена подлинных деталей и узлов.
Значение предмета
Приводится обоснование датировки и места изготовления предмета, раскрываются признаки, характеризующие его научную, техническую, историческую, мемориальную и художественную ценность, обобщаются приведенные сведения и дается вывод о месте и значении предмета в ряду памятников культуры.
Раскрытие признаков приводится по схеме:
1. Место, занимаемое предметом в истории развитии науки и техники:
- роль объекта на определенном этапе развития;
- характеристика памятника, как уникального в период его создания;
- период выпуска и масштаб производства данного вида.
2. Сфера применения:
- место и социальная среда бытования;
- распространенность в определенную эпоху и в определенном регионе.
3. История бытования:
- указание лиц, организаций и событий;
- история приобретения предмета.
4. Значение предмета в других областях культуры:
- археологии;
- архитектуре и градостроительстве;
- изобразительном или декоративном искусстве.
5. Эстетико-эмоциональное воздействие и использование предмета в музейной практике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемая схема изложения основной части экскурсии
Зал, раздел, тематический комплекс, часть маршрута | Экспонаты, объекты, время | Содержание | Примечания |
Первый планшет | |||
Комплекс «Основание Ставропольской крепости» | Указ об основании Азово-Моздокской укрепленной линии. План крепости | Ставропольская крепость была основана по указу Екатерины II в 1777 году | Обратить особое внимание на контуры крепости и ее фортификационные достоинства |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемая схема тематико-экспозиционного плана выставки
Темы, ведущие тексты | Экспонаты | Примечания | |
1-1 | Великий Шелковый Путь «В средние века главной транспортной артерией, соединявшей Европу с Азией, был Великий Шелковый Путь. Северная ветка проходила по территории нынешнего Ставрополья» | Карта-схема Великого Шелкового Пути | Из фондов СГКМ |
Образцы импортной керамики из раскопок г.Маджар | Из фондов Буденовского Районного музея | ||
Фотокопия с рисунка «Караван в пути» | Из книги «История Туркменского района». - Летняя Ставка, 2003. – 54с. |