Пластическое воплощение образа




Н.П. КУНЯШЕВА

педагог-организатор сектора игровых

программ отдела клубных и игровых форм СПГУП

 

Ключевой фигурой любой досуговой программы, будь то сюжетная иг-ровая программа, игра-спектакль или встреча с интересным человеком, яв-ляется ее ведущий. От него зависит, насколько данное действо станет для ребенка (или взрослого) ярким, зрелищным, запоминающимся событием. Ведущий игровой программы для детей и подростков - прежде всего педагог. Он формулирует для себя педагогическую задачу праздника и реализует ее v- ходе всей программы. В этом ведущему помогает образ, который он создает для данной программы.

В работе над созданием образа прослеживается несколько этапов.

Погружение в тему

На этом этапе ведущему помогает работа с литературой, прослушивание и отбор музыки, посещение выставок, музеев, просмотры кинофильмов и спектаклей, консультации со специалистами. Практически это открытие для себя нового мира: новых красок, новых звуков, новых ритмов. Увлекаясь сам, заражаешь окружающих. Увлеченному начинают помогать.

Зачастую ценным бывает даже чье-то брошенное на ходу слово - именно его и не хватало! На этом этапе самое трудное - из множества имеющегося материала отобрать то, что необходимо в рамках данного сценария, данного возраста, данных материальных средств, выделенных на новое дело.

Выбор образа ведущего

Он зависит от возраста участников программы, специфики материала, от педагогической задачи.

В выбранный образ нужно вжиться: пока он нов и особенно интересен, пока к нему еще не привык, может показаться, что находишься в некоем теат-ре, имя которому - этот самый образ, каков бы он ни был: Скоморох, Колом-бина, Императрица Александра Федоровна...

3. Конструирование игровой ситуации и написание сценария П ридумывая праздник, необходимо ответить себе на вопрос: во что игра-ем? Если образ ведущего выбран правильно, то он сам подскажет эту игро-вую ситуацию. Так, А. О. Смирнова-Россет, фрейлина императрицы Алек-сандры Федоровны, натура живая, образованная, как в своем историческом прошлом, так и сегодня может занять своих гостей шуткой, литературной игрой, смелой эпиграммой. Этим увлекаются старшеклассники - посетите-ли ее салона (программа "На свидание с Пушкиным").

Написание сценария досуговой программы редко бывает законченным действием. Часто к премьере имеется только подробный сценарный план с ключевыми фразами для партнеров и технических служб и определенные временные рамки, за которые нельзя выйти в своих импровизациях. Очень многое выкристаллизовывается в процессе непосредственной работы с ауди-торией и последующего анализа этой работы. Сценарий должен предпола-гать относительную свободу ведущего в выборе фразы, жеста, мимики. Важ-но только, чтобы все это отвечало выбранному образу и ситуации. Случается, что играя одну и ту же программу подряд 2-3 дня, замечаешь различие, про-диктованное разной аудиторией, по настроению, по количеству участников.

4. Создание и подбор игровых технологий и приемов Э та работа идет параллельно с написанием сценария. Игровые технологии и приемы должны быть в гармонии с выбранным образом. Для Летящей Леди, англичанки из программы "Однажды в городе Фантазерске" естественна игра в крокет, а Скоморох из "Русских узоров" приглашает детей петь частушки, выйти на пляску.

5. Работа над визуальным образом предполагает выбор костюма, грима, прически, аксессуаров. Великое счастье, если костюм ведущего программы создан профессиональным театральным художником и сшит в мастерской. Но в любом случае правильно подобранный костюм ведущего помогает уча-стникам программы погрузиться в эпоху, в ситуацию, поверить в свою при-частность к действию. Ведущему костюм также помогает, но и ко многому обязывает. В программе "По следам бродячей собаки" есть два сюжета, кото-рые ведет один педагог: сначала в образе Коломбины, потом - танцовщицы кабаре начала XX века. Разные образы, разные костюмы, грим, парики и, соответственно, разные стили общения со старшеклассниками - участника-ми вечера.

Пластическое воплощение образа

Театральный костюм, игровая ситуация обязывают ведущего постоянно совершенствоваться в сценическом движении, танце, выборе жестов и ми-мики. "Замахнувшись" на балы в стиле XVIII и XIX вв., приходится осваи-вать соответствующие танцы: контрданс, полонез, польку, вальс, а также ов-ладевать методикой разучивания этих танцев с участниками программы, не выходя из образа.

Немаловажным инструментом в общении с аудиторией и в раскрытии образа является жест. Часто жест и мимика рождаются интуитивно - все идет от работы души. Ю.М. Рюнтю в книге о Р. Виктюке пишет: "Свободность живет без лукавства. Ладони открыты. Они без кулаков". Понятно, почему Лиса-Алиса из программы "Вторая тайна золотого ключика", плутовка, лап-ки в полуоткрытом кулаке держит или стоит, подбоченившись кулачками; а характерный жест чистой, искренней, распахнутой миру, добру, любви Са-довницы из "Сказок старого шута" - руки, протянутые навстречу людям ла-донями вверх - сама открытость и доверчивость.

Работа над словом

Несмотря на то, что сценарий игровой программы не выписывается с точностью до единого слова, существуют ключевые фразы, выражения, кото-рые отвечают идейному содержанию и стилю программы, а вся речь ведуще-го, включая его импровизацию, должна следовать нормам литературного язы-ка. Высшее достижение речевой характеристики образа ведущего - когда ведущий и его партнеры, позволяя себе свободную импровизацию, не выхо-дят из роли. Особенно ярко это проявляется при тесном общении с ребятами, когда устраиваются игры в гостиных Дворца, и дети в прямом смысле при-ближаются к героям программы, становятся непосредственными участника-ми импровизированного общения. Примером могут служить программы"Детский бал в Аничковом" и "Вторая тайна золотого ключика".

Ценным является слово-ключ, слово-формула.

Например, азартное словечко "давайте" помогает наладить контакт и меж-ду партнерами на сцене, и между ведущими и аудиторией. Это "давайте" (попробуем - поиграем - представим - окажемся - отправимся) мгновенно объединяет ведущего и детей, делает их соучастниками происходящего.

Также ведущему приходится быть внимательным к речи детей и уметь, не выходя из образа, исправить их речевые ошибки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: