Характеристика отдельных музыкальных номеров.




Литературный первоисточник.

Жанр балета занимает важное место в творчестве Прокофьева. "Ромео и Джульетта" - лучшее произведение в этом жанре, оно продолжило классические традиции русского балета. Написано на сюжет трагедии Шекспира. Обращение к трагедии было смелым шагом композитора, долге время считалось, что средствами балета, танца невозможно раскрыть такую глубокую тему. До того преобладали сказочные и романтические сюжеты.

Либретто создавали режиссер Радлов, балетмейстер Лавровский и сам Прокофьев.

История создания постановок.

Композитор работал над балетом в 1935-36 годах по заказу дирекции Кировского (Ленинград), потом Большого театра. Произведение оказалось настолько новаторским, что впервые было поставлено за границей в Чехословакии. И только в 1940 состоялась премьера в Ленинградском театре оперы и Балета имени Кирова. Балетмейстер Лавровский, партию Джульетты танцевала знаменитая Галина Уланова, которая прославилась как лучшая исполнительница этой роли.

Основная идея произведения.

Сюжет прочитан как столкновение светлой любви юных героев с жестокостью средневекового мира, со враждой старшего поколения. Образы главных героев показаны в динамике, в развитии, а противостоит им почти неизменный мрачный образ вражды

Композитор сумел воплотить в музыке шекспировские контрасты трагического и комического, возвышенного и шутовского.

Хореографический стиль.

Тут создан совершенно новый тип балетного спектакля. Музыка была такой необычной, что казалась неподходящей для танца. Возникла даже ироническая поговорка: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете". Уланова: "Музыка казалась непонятной и неудобной. Но чем больше мы работали, тем ярче понимали образы, постепенно она становилась удобной для танца, хореографически и психологически ясной.

В балете музыка очень тесно связана с действием, произошло органическое соединение пантомимы и танца. Здесь отсутствуют классические танцевальные номера (адажио, вариаций, па-де-де и т.д.), нет дивертисментности, то есть "танца ради танца". Музыка раскрывает характеры и действие. Главные герои наделены лейтмотивами, раскрывающими разные стороны характеров.

Композиция, драматургия.

Композитор строит балет на чередовании сравнительно небольших, четко оформленных музыкальных номеров - тут прослеживается принцип монтажного нанизывания коротких сцен (как в кино). Среди них можно выделить:

  • сольные сцены-портреты
  • сцены-диалоги
  • драматические массовые сцены, описывающие происходящие события.

Драматургия балета остроконфликтна. Номера чередуются по принципу контраста. Их объединяют воедино система лейтмотивов, это придает цельность произведению.

Характеристика отдельных музыкальных номеров.

Джульетта-девочка - музыкальный портрет главной героини, описывает ее с разных сторон. Тут три основных темы. Форма концентрическая АВСВА, напоминает родно.

1-ая тема (C-dur) - резвая, шаловливая. Начинается стремительными гаммообразными пассажами скрипок, которые сменяются бросками аккордов Ля бемоль мажора и Ми мажора. Эти красочные гармонии воплощают новаторский стиль композитора. Звучат просто и в то же время свежо, необычно.

2-ая тема (As-dur) - напевная, изящная, элегантная. Мелодия пластичная, изысканная по ритму, исполняется кларнетом на фоне мягкого аккомпанемента струнных.

3-я тема (С-dur) – пример тонкого чистого лиризма. Мелодия мечтательная, задумчивая. Происходит резкая смена фактуры – остается только "парящий" в высоком регистре тембр двух флейт, прозрачность звучания которых передает хрупкость и беззащитность. Это тема любви, она впоследствии звучит в сцене, где героиня выпивает смертельный напиток и в сцене ее смерти.

Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей) – это групповой портрет, обобщенная характеристика старшего поколения. Мелодия жесткая, воинственная, мощная, двигается по звукам трезвучия. Скачущий пунктирный ритм и синкопы передают энергию, напор. В аккомпанементе – тяжелая, мерная поступь баса. Образ тупой вражды.

Здесь же проходит обобщающая тема вражды. Движение по гамме в низком регистре – неповоротливость, прямолинейность, ритмическая простота, звучание меди – все средства направлены на создание образа примитивного и мрачного.

Средняя часть представляет собой танец Джульетты с Парисом. Она резко контрастна. Музыка хрупкая, утонченная, несколько скованная.

Меркуццио – жизнерадостный, остроумный друг Ромео. Скерцовный характер, причудливые повороты мелодии, скачки, ритмические неожиданности – все это передает блеск, остроумие, язвительность персонажа.

Патер Лоренцо (в сцене венчания) – портрет мудрого, человеколюбивого персонажа. Звучит музыка хорального склада, мягкая и теплая по интонациям. В аккомпанементе – неторопливая поступь басов (мерный шаг). Основная тема в очень низком регистре, в ее исполнении участвует туба (обычно редко солирующая).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: