1. Тема: знакомство с квадратом.
Аппликация: "Пирамида из квадратов".
Стороны квадратов 5 см, 3 см, 1,5 см. Квадраты наклеивают вплотную друг к другу, без промежутков. В зависимости от возраста и подготовки детей контуры квадратов могут быть обведены на листе-основе. Квадраты могут быть одного или разных цветов.
Задачи:
· учить "строить на бумаге" - выкладывать изображение;
· познакомить с геометрической фигурой - квадратом;
· познакомить с клеем и его основными свойствами.
2. Тема: квадрат (закрепление).
Аппликация: "Лесенка для зайчика".
Стороны квадратов 5 см, 3 см, 1,5 см. Квадраты наклеивают вплотную друг к другу, без промежутков, нижняя сторона на одной линии. В зависимости от возраста и подготовки детей контуры квадратов могут быть обведены на листе-основе. Квадраты могут быть одного или разных цветов. После того, как изображение наклеено, его можно обыграть: пошагать по ступенькам пальчиками или игрушкой.
Задачи:
· продолжать учить "строить на бумаге";
· закрепить название геометрической фигуры "квадрат".
· закрепить принцип построения пирамиды - от большого к маленькому.
3. Тема: квадрат (закрепление).
Аппликация: "Двойная лесенка".
Стороны квадратов 5 см, 3 см, 1,5 см. Квадраты наклеивают вплотную друг к другу, начиная с центрального, без промежутков, нижняя сторона на одной линии. Контуры квадратов (не менее 3х центральных) необходимо обвести на листе-основе. Квадраты могут быть одного или разных цветов. После того, как изображение наклеено, его можно обыграть: пошагать по ступенькам пальчиками или игрушкой.
Задачи:
· учить выкладывать "ритмичный" рисунок;
|
· закрепить геометрическую фигуру "квадрат";
· закрепить цвета и размеры фигур.
4. Тема: квадрат (закрепление).
Аппликация: "Окошки".
Стороны квадратов 5 см, 3 см, 1,5 см. Квадраты наклеивают друг на друга, по возможности по центру. Квадраты должны быть разных цветов.
Задачи:
· закрепить геометрическую фигуру "квадрат";
· закрепить цвета и размеры фигур;
· освоить пространственные понятия: "наложить на...", "положить сверху".
5. Тема: знакомство с понятием "угол".
Аппликация: "Снежинка из квадратов".
Сторона большого квадрата 5 см, маленьких 1,5 см. Цвет квадратов - белый, лист-основа - темный.
Задачи:
· закрепить узнавание и называние геометрической фигуры "квадрат";
· закрепить понятия "большой - маленький";
· познакомить с понятием "угол", используя понятные детям сравнения и тактильные ощущения (колючий, как ежик, как елка);
· учить искать углы в квадрате.
6. Тема: знакомство с треугольником.
Аппликация: "Ёлочка".
Прямоугольные равнобедренные треугольники с катетами 6,5 см, 5 см, 3 см. Наклеивать начинают с большого треугольника, каждый верхний чуть-чуть "прячет" вершину нижнего. В зависимости от возраста и подготовки детей контуры треугольников могут быть обведены на листе-основе. После того, как елочка будет наклеена, ее можно разрисовать шариками с помощью ватных палочек и гуаши.
Задачи:
· познакомить с геометрической фигурой - треугольник;
· закрепить понятие "угол" с помощью пересчета углов в треугольнике;
|
· тренировать глазомер и учить искать самую длинную сторону;
· освоить пространственное представление "положить углом вверх".
7. Тема: треугольник и квадрат (закрепление).
Аппликация: "Домик".
Квадрат со стороной 5 см, прямоугольный равнобедренный треугольник с катетом 5 см. Фигуры наклеивают вплотную друг к другу, без промежутков, начинают с квадрата.
Задачи:
· закрепить узнавание и называние геометрических фигур - квадрата и треугольника;
· продолжать закреплять пространственные представления "вверху - внизу";
· продолжать учить "строить на бумаге".
8. Тема: треугольник и квадрат (закрепление).
Аппликация: "Домик с окошком и трубой".
Квадраты со сторонами 5 см и 1,5 см, прямоугольный равнобедренный треугольник с катетом 5 см, прямоугольник (для детей - труба, "полоска") 1 см х 2,5 см.
Задачи:
· продолжать учить узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат и треугольник) по цвету, форме и размеру;
· продолжать закреплять пространственные представления "вверху", " посередине", "наложить на...";
· учить наносить клей на мелкие детали путем накладывания их на клей-карандаш.
9. Тема: треугольник и квадрат (закрепление).
Аппликация: "Звездочка 1".
Квадрат со стороной 2,5 см, 4 равнобедренных треугольника с основанием 2,5 см и высотой 2,5 см. Контур квадрата в середине листа-основы обвести обязательно, контуры лучей-треугольников обводят только для "слабых" детей. Клей наносят на детали путем накладывания их на клей-карандаш. Часто наиболее "сильные" дети делают по 2 такие звездочки, например, синюю и красную.
|
Задачи:
· продолжаем учить узнавать и называть геометрические фигуры (квадраты и треугольники) по форме и цвету;
· учить выкладывать рисунок "по кругу";
· подготовить треугольники 2х цветов (например, красные и синие) и дать возможность детям выбрать самим цвет "лучиков".
10. Тема: треугольник и квадрат (закрепление).
Аппликация: "Звездочка 2".
Квадрат со стороной 2,5 см, 4 прямоугольных треугольника с катетами 2,5 см и 4,5 см. Контур квадрата в середине листа-основы обвести обязательно, контуры лучей-треугольников обводят только для "слабых" детей. Клей наносят на детали путем накладывания их на клей-карандаш. Часто наиболее "сильные" дети делают по 2 такие звездочки, например, синюю и красную.
Задачи:
· визуально знакомить детей с разными видами треугольников;
· продолжать учить находить и считать углы у треугольников;
· учить находить короткую сторону у треугольника;
· продолжать учить выкладывать рисунок по кругу.
11. Тема: треугольник и квадрат (закрепление).
Аппликация: "Мордочка лисы".
Квадрат со стороной 3 см, 2 прямоугольных равнобедренных треугольника с катетом 3 см. На листе-основе обязательно обводится контур изображения. "Ушки"-треугольники у лисы могут не стоять, а лежать (одно или оба).
Задачи:
· учить выкладывать геометрические фигуры (треугольник и квадрат) с опорой на рисунок;
· закреплять прием выкладывания фигур "уголком вниз";
· закреплять счет "1 - 2".
12. Тема: знакомство с кругом.
Аппликация: "Мордочка мишки".
1 круг диаметром 6 см и 2 круга диаметром 3 см. На листе-основе обязательно обводится контур изображения. "Ушки" не накладываются на голову, но плотно к ней прикрепляются. Возможно назвать "Мордочка мышки".
Задачи:
· познакомить с геометрической фигурой - круг;
· попробовать поискать и посчитать углы на круге и убедиться, что их нет;
· продолжать учить выкладывать изображение с опорой на рисунок;
· закреплять счет "1 - 2 - 3".
13. Тема: круг (закрепление).
Аппликация: "Снеговик".
Круги белого цвета диаметром 4,5 см, 3 см, 2 см, 4 штуки по 1,3 см. Приклеивают сначала самый большой круг - "ножки", затем одевают "ботиночки", потом "животик", далее "ручки" и голову. Контуры изображения на листе-основе темного цвета не делают. Дети смотрят на образец, слушают объяснения воспитателя и делают вместе с ним пошагово.
Задачи:
· закрепить знание белого цвета;
· закрепить принцип построения пирамиды - от большего к меньшему;
· учить выполнять задания пошагово под руководством взрослого;
· закреплять пространственные представления "выше - ниже".
14. Тема: круг и треугольник (закрепление).
Аппликация: "Цветок".
Круг диаметром 2 см и равносторонние треугольники от 4 до 6 на каждого ребенка со стороной 4 см и высотой 3,5 см. На листе-основе обводится только контур круга (по середине). Треугольники-лепестки желательно приклеивать не плотно друг к другу и к середине, а с небольшим промежутком. Их также можно подготовить разного цвета, чтобы дать детям возможность выбора.
Задачи:
· закрепить узнавание и называние геометрических фигур - треугольник и круг;
· закрепить понятия "один - много";
· закрепить умение выкладывать рисунок по кругу.
15. Тема: круг и треугольник (закрепление).
Аппликация: "Птичка".
Два круга диаметром 6 см и 3 см, равносторонний треугольник со стороной 4 см и высотой 3,5 см, маленький треугольник-клюв со стороной не более 0,8 см. На листе-основе обводится все изображение, кроме клюва. Когда аппликация будет выполнена, можно простым карандашом нарисовать птичке глазки. Сначала приклеивают ножки, затем туловище, чтобы вершина треугольника немного пряталась под кругом.
Задачи:
· закрепить узнавание и называние геометрических фигур - треугольника и круга;
· закрепить счет "1 - 2";
· закрепить понятия "большой - маленький";
· закрепить пространственные представления "вверху - внизу".
16. Тема: квадрат, треугольник, круг (закрепление).
Аппликация: "Кораблик".
Работа рассчитана на небольшие подгруппы "сильных" детей и занимает значительное количество времени. Основу под аппликацию лучше взять синюю или голубую. Если основа белая, на ней можно сначала нарисовать волны. На основе обвести контур кораблика с разбивкой его на отдельные фигуры. На каждого ребенка подготовить квадрат со стороной 4 см, 2 прямоугольных треугольника такого же цвета, развернутых в зеркальном направлении относительно друг друга с катетами 2 см и 4 см. Также понадобится белый круг диаметром 2,5 см (иллюминатор) и белый прямоугольный равнобедренный треугольник с катетом 3,5 см (парус).
Задачи:
· закрепить узнавание и называние геометрических фигур - круга, треугольника, квадрата;
· закрепить умение находить длинную и короткую сторону фигуры, самый "колючий" (острый) угол;
· закрепить счет 1 - 2 - 3.
17. Тема: круг и квадрат (закрепление).
Аппликация: "Паровоз".
Квадрат со стороной 5 см, квадрат со стороной 3 см, прямоугольник (для детей - полоска, труба) со сторонами 3 см и 1,2 см, 2 круга диаметром 2 см, 1 круг диаметром 3 см. На листе- основе обводятся контуры 2х квадратов. Во время анализа образца обязательно обратить внимание, что колеса у паровоза разные, большое колесо находится под кабиной у машиниста, а маленькие - под мотором. Начинают аппликацию с большого квадрата.
Задачи:
· учить видеть в целом изображении отдельные геометрические фигуры, называть их форму, цвет, размер;
· закрепить пространственные представления "вверху - внизу", ("на... - под");
· закрепить счет 1 - 2 - 3.
18. Тема: "Масленица".
Аппликация: "Блинчик на сковородке".
2 круга диаметром 7 см и 5 см, прямоугольник (для детей - полоска, ручка для сковородки) со сторонами 6 см и 1 см. Для "слабых" детей на основе обводится контур большого круга. Во время объяснения воспитатель просит оставить место "для ручки сковородки".
Задачи:
· закрепить прием "наложить на...";
· развивать глазомер и мелкую моторику, добиваясь размещения "блинчика" в середине "сковородки";
· учить видеть отдельные детали в целом изображении.
19. Тема: "Весна пришла и тепло принесла".
Аппликация: "Солнышко".
Круг диаметром 7 см, прямоугольники (для детей - полоски-лучики) со сторонами 6 см и 0,7 см от 5 до 10 на каждого ребенка. Круг обвести в середине основы. Начинать аппликацию с "лучиков", обращая внимание, что каждый из них чуть-чуть входит в круг одним концом. Круг наклеивается последним.
Задачи:
· закрепить умение выкладывать изображение по кругу;
· закрепить понятие "один - много";
· тренировать усидчивость и мелкую моторику.
20. Тема: " 8 Марта".
Аппликация: "Большой цветок для мамы".
Круг диаметром 2 см, тупоугольные равнобедренные треугольники с боковой стороной 4 см и высотой 2 см (красные, синие, оранжевые - от 3 до 6 штук на каждого ребенка и 1 - 2 зеленых на каждого ребенка), зеленый карандаш или восковой мелок или фломастер на каждого ребенка. На листе-основе обвести контур круга. Начинать аппликацию с треугольников-лепестков, обращая внимание, что каждый из них чуть-чуть входит в круг одним острым уголочком. Круг наклеивается последним. Далее от круга вниз проводится прямая вертикальная зеленая линия ("стебелек"), к которой приклеиваются зеленые треугольники-листочки, обязательно касаясь ее одним острым уголком.
20. Тема: 8 марта (продолжение).
Задачи:
· продолжать визуально знакомить детей с разными видами треугольников;
· продолжать учить находить острые углы у треугольников;
· закреплять умение выкладывать изображение по кругу;
· продолжать учить выполнять задания строго по алгоритму.
21. Тема: знакомство с прямоугольником.
Аппликация: "Грузовик".
Прямоугольник со сторонами 6 см и 2,5 см, квадрат со стороной 4 см и квадрат со стороной 1,5 см, 2 круга диаметром 2 см. На основе обвести контуры большого квадрата и прямоугольника.
Задачи:
· познакомить с геометрической фигурой - прямоугольник;
· учить показывать и называть части машины: кузов, кабина, колеса, бампер;
· определить функцию каждой части машины и назвать геометрическую фигуру, ей соответствующую.
22. Тема: прямоугольник (закрепление).
Аппликация: "Высокий дом с окошками".
Прямоугольник со сторонами 12 см и 3 см, прямоугольный равнобедренный треугольник с катетом 4 см, 4 квадрата со стороной 2 см (лучше белого цвета).
Задачи:
· закрепить узнавание и называние геометрической фигуры - прямоугольник;
· повторить знакомые геометрические фигуры, называя их по форме, цвету и размеру;
· закрепить пространственные представления "вверху - внизу";
· закрепить прием "наложить на...".
23. Тема: прямоугольник (закрепление).
Аппликация: "Воротики".
3 прямоугольника со сторонами 3 см и 8 см. В зависимости от возраста и подготовки детей контуры изображения могут быть обведены на листе-основе.
Задачи:
· вводить в активный словарный запас слово "прямоугольник";
· показать возможные способы расположения в пространстве одинаковых геометрических фигур;
· показать, что геометрические фигуры, одинаковые по форме и размеру, могут отличаться по цвету.
24. Тема: "Транспорт".
Аппликация: "Трактор".
Большой прямоугольник со сторонами 3 см и 8 см, квадрат со стороной 3 см, маленький прямоугольник со сторонами 1 см и 3 см, 2 круга диаметром 2 см и 3,5 см. На листе-основе обводят изображения большого прямоугольника и квадрата. При анализе образца обращают внимание детей на разный размер колес у трактора и их расположение (большое колесо - под кабиной, а маленькое - под мотором).
Задачи:
· закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры - прямоугольник, квадрат, круг;
· учить самостоятельно складывать изображение из 5 отдельных деталей;
· закреплять пространственные представления "вверху", "внизу", "под...", "над...";
· закреплять умение пользоваться разными способами при нанесении клея на детали в зависимости от их размера.
25. Тема: "Транспорт".
Аппликация: "Загудел паровоз и вагончики повез".
2 прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см, прямоугольник со сторонами 4 см и 2,5 см, 3 квадрата со стороной 2 см (желательно белого цвета), 4 круга диаметром 2 см.
Задачи:
· учить самостоятельно составлять изображение из отдельных геометрических фигур;
· закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры - квадрат, прямоугольник, круг;
· закреплять счет от 1 до 4.
26. Тема: "Транспорт".
Аппликация: "Троллейбус".
Прямоугольник со сторонами 4 см и 10 см, 3 квадрата со стороной 2 см (желательно белых), 2 круга диаметром 2 см, 2 прямоугольника со сторонами 0,5 см и 5 см ("дуги").
Задачи:
· учить выкладывать детали наклонно для получения нужного изображения;
· учить использовать различные приемы нанесения клея в зависимости от размера деталей;
· развивать усидчивость и мелкую моторику.
27. Тема: "Транспорт".
Аппликация: "Трамвай".
Прямоугольник со сторонами 4 см и 10 см, 3 квадрата со стороной 2 см (желательно белых), 2 круга диаметром 2 см, 2 прямоугольника со сторонами 0,5 см и 5 см ("дуги").
Задачи:
· учить выкладывать детали наклонно для получения нужного изображения;
· учить использовать различные приемы нанесения клея в зависимости от размера деталей;
· развивать усидчивость и мелкую моторику.
28. Тема: День космонавтики.
Аппликация: "Ракета".
Лист-основа темного цвета, прямоугольник со сторонами 3,5 см и 5 см, большой равносторонний треугольник со стороной 3,5 см и высотой 3 см, 2 одинаковых маленьких равносторонних треугольника со стороной 1,5 см и высотой 1,5 см, круг диаметром 2 см. Все фигуры, кроме круга, могут быть белого цвета.
Задачи:
· познакомить новым видом транспорта - ракетой;
· познакомить с частями ракеты и показать, какие геометрические фигуры им соответствуют;
· закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры - прямоугольник, треугольник, круг;
· закрепить пространственные представления "вверху - внизу"
29. Тема: День Победы.
Аппликация: "Пушка".
Квадрат со стороной 2 см, круг диаметром 2,5 см, прямоугольник со сторонами 3 см и 0,6 см. На листе- основе обводится контур круга и, немного закрывая его верхнюю часть, контур квадрата. Аппликацию начинают с круга.
Задачи:
· расширять представление об окружающем мире (оружие времен ВОВ);
· учить самостоятельно делать аппликацию по образцу;
· учить называть и показывать знакомые геометрические фигуры - круг, квадрат, прямоугольник.
30. Тема: "Природный мир".
Аппликация: "Кошка".
Прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см, квадрат со стороной 2,5 см, 2 маленьких равносторонних треугольника -"ушка" со стороной 1 см и высотой 1 см, прямоугольник со сторонами 1 см и 3,5 см ("хвост"), 4 одинаковых прямоугольника со сторонами 0,5 см и 2,5 см ("лапы"). На листе-основе обводят контур прямоугольника-туловища и квадрата-головы. При анализе образца обратить внимание детей, что лапки у кошки под животом расположены не равномерно, а попарно - 2 около головы и 2 около хвоста. Хвост может быть поднят вверх или расположиться горизонтально.
Задачи:
· закреплять умение узнавать и называть знакомые геометрические фигуры - квадрат, прямоугольник, треугольник;
· развивать внимательность, усидчивость, мелкую моторику;
· учить соотносить геометрические фигуры и части тела животных.
31. Тема: "Социальный мир ".
Аппликация: "Человечек".
Равнобедренный треугольник со стороной 2 см и высотой 1,5 см, квадрат со стороной 1,5 см, квадрат со стороной 0,5 см, прямоугольник со сторонами 1,5 см и 2,5 см, 4 прямоугольника со сторонами 0,5 см и 1,5 см. На листе-основе обводят контур прямоугольника-туловища и квадрата-головы.