VI Специфика гуманитарного знания




 

1.Понятия: гуманитарные науки, антропологические, социальные науки.

Гуманитарные науки изучают человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Антропологические науки –совокупность дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной(естественной) и культурной(искусственной) среде.

Педагогическая антропология -наука о человеке, обучаемом и воспитываемом, знания о человеке в аспекте воспитания и обучения

Социальные (общественные) науки – это науки, изучающие общественную жизнь человека.

Социальная педагогика –это отрасль педагогики, исследующей социальное воспитание в контексте социализации.

Педагогику рассматривают как социально гуманитарное знание, опирающееся на данные антропологических наук..

В традиционной эпистемологии идеалом знания и познавательной деятельности долгое время рассматривались только естественные науки, тогда как опыт наук о культуре и духе, содержащий человеческие смыслы, этические и эстетические ценности, оставался за пределами эпистемологии».

Понятие эпистемология означает наука о знание, науке, Гносеология- наука о процессе познания.

В европейской философии обсуждение специфики гуманитарного знания началось со второй половины 19 века, в то время как становление науки начинается с 17 века.

В конце XIX - немецкий философ и историк культуры В. Дильтей - представитель "философии жизни" разделил науки на два основные класса:: науки о природе и науки о духе.

Главная задача наук о духе - постижение целостности и развития индивидуальных проявлений жизни, их ценностной обусловленности.

То есть специфика его подхода связана с тремя моментами: целостность человека, как предмета изучения, важность его индивидуальности и важность разделяемых им ценностей.

Подчеркивая особый характер исследований в науках о духе, Дильтей писал о том, что здесь подходы должны быть другие: при анализе человеческой деятельности нельзя исходить из тех же методологических принципов, из которых исходит астроном, наблюдая звезды. Это, прежде всего метод понимания, т.е. непосредственное постижение некоторой духовной целостности. Проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста его создания.

Если в науках о духе главным является понимание, то в науках о природе, главным является метод объяснения - раскрытие сущности изучаемого объекта, его законов на пути восхождения от частного к общему.

По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой - искусством понимания текстов.. Дильтей выделяет два вида понимания: понимание собственного внутреннего мира, достигаемое с помощью интроспекции (самонаблюдения); "понимание чужого мира" - путем вживания, сопереживания, вчувствования (эмпатии). Философ рассматривал способность к эмпатии как условие возможности понимания культурно-исторической реальности.

Герменевтику он рассматривал как методологическую основу всего гуманитарного знания

В конце 19 начале 20 века В. Виндельбанд и Г. Риккерт выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических ("наук о духе", "наук о культуре") и естественных. Первые являются идиографическими, т.е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые - номотетическими: они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от индивидуальных свойств. Как писал Виндельбанд, одни из них суть науки о законах, другие - науки о событиях. Оба мыслителя предложили исходить в подразделении научного познания не из различий предметов наук, а из различий их основных методов. И гуманитарные, и естественные науки применяют абстракции и общие понятия, но для первых это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение - дать конкретное, максимально полное описание исторического неповторимого феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле - самоцель, результат обобщения и условие формулирования законов.

Современные исследователи, определяя специфику гуманитарного познания, обращают внимание на то, что:

-Обычно это субъект-субъектное познание.. Автор выражает личностное видение. В естественных и точных науках очень развита установка, когда зависимость предмета исследования от позиции и качеств наблюдателя воспринимается как несущественная или, наоборот, неизбежная, но крайне досадная помеха. В гуманитарных дисциплинах эта установка тоже очень распространена, и есть мощная историческая традиция настаивать на том, что именно эта установка должна быть единственно допустимой.

У исследователя как у лица с определенной биографией, включенного в определенную, а не иную, систему связей с другими субъектами, в определенную, а не иную, историю выборов и предпочтений, безусловно, есть свой экзистенциальный опыт. Однако этот опыт, этот человеческий капитал не рассматривается как познавательный ресурс, он или игнорируется, или считается источником ошибок, которые предстоит опознавать и устранять в будущем[1].

-.. Предмет гуманитарного знания не позволяет выделять факты как отдельные порции опыта, изолированные друг от друга и тем более от субъекта, который ими интересуется. Скорее, уместно говорить о том, что исследователь всегда имеет дело с неким целым, с, условно говоря, потоком, а еще точнее – с определенной частью этого потока, на которую он в данный момент смотрит, и в которой выделяет и конституирует определенные порции. Главный интерес тут - динамика, а не статика.

- Каждые пятьдесят (или двести, или пять) лет выясняется, что в сочинениях Достоевского или Платона содержится что-то еще, помимо того, что знали о них их современники, проинтерпретировавшие их исследователи-классики или даже они сами.

- В гуманитарном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-обшего закономерного

- Гуманитарное познание - всегда ценностно-смысловое, понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности, как смыслообразование

- В социальном и гуманитарном познании неотъемлемо ценностное отношение субъекта к объекту, объект не только познается, но одновременно и даже в первую очередь оценивается Гуманитарное познание неразрывно связано с оценками явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.ь и с "субъективными" установкамии, взглядами, нормами, целями и т.п.).

-.Гуманитарное познание обращено к целостному человеку

- Гуманитарное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники (хроники, документы и т.п.)

-Удельный вес количественных методов в гуманитарном познании намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла. Однако и здесь все шире развертываются процессы математизации, компьютеризации, формализации

- В социальном познании "нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами", ни тем более сложнейшим научным оборудованием - все это должна заменить "сила абстракции". Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения (Бахтин)

-Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Активность познающего и активность открывающегося (диалогичность). Бахтин вводит понятие участного сознания.

-Для гуманитарного знания характерны психологизм и историзм

- Философская природа гуманитарного знания близка к художественному сознанию. Когда мы читаем Корчака, Толстого, Шацкого, Амонашвили, мы читаем тексты, наполненные метафорами и в этом плане они безусловно более близкие искусству.

Когда мы читаем диссертации по педагогике мы видим перевод стихов в прозу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: