Пайка филигранных изделий.




Реферат

по дисциплине

«Стили декоративно-прикладного искусства»

Тема: «Искусство филиграни»

 

 

Студентка Опарина А.А..

Подпись

Гр.3–40

Руководитель к.т.н. Волкова М.Ю.

подпись

 

 

Иваново 2011

Содержание

 

· Введение……………………………………………………………………2

· Филигрань…………………………………………………………………3

· Секреты зерна и нити……………………………………………………..4

· Процесс изготовления…………………………………………………….5

· Пайка филиграни…………………………………………………………...6

· Филигрань: искусство легкости…………………………………………..8

· В русском декоративном искусстве……………………………………..9

· Художественное эмалирование………………………………………….10

· Заключение………………………………………………………………..12

· Список литературы……………………………………………………….13

 

 

Введение.

Филигранный (сканный) орнамент строится по-разному.

Иногда он составляется из крутых спиральных завитков, выполняемых из толстой проволоки. Этот основной стержень несет на себе множество тонких побегов-усиков, закручивающихся на конце в мелкие спиральки и заполняющих все внутреннее пространство между крупными завитками.

Иногда сканный орнамент состоит из розет, окруженных крупными лепестками, которые располагаются либо довольно свободно, заполняя плоскость предмета, либо вписываются в определенные геометрические фигуры-ромбы, восьмиугольники, треугольники и т.д. В этих случаях из толстой проволоки выполняются обычно контуры розет, геометрических фигур и крупных лепестков, а все свободное между ними пространство заполняется тонкими волнистыми линиями, колечками, спиральками, ромбиками и другими мелкими орнаментальными формами.

Некоторые изделия, например подстаканники, украшаются филигранным орнаментом, состоящим из розет и восьмиконечных звезд, вписанных в строгие геометрические формы. Сочетание геометрических форм с тончайшим кружевным филигранным орнаментом накладывает отпечаток своеобразия на такие изделия.

В этом реферате мы узнаем, что такое филигрань.

Филигрань.

Филигрань (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно») - ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки (Рис.1).

Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д.

В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

 

Рис.1.Филигранное изделие.

Секреты зерна и нити.

Изготавливать высокохудожественную филигрань можно из нескольких видов металлов и сплавов, хотя преимущественно используется серебро и мельхиор. При помощи филигранных техник можно изготовить любое изделие, однако чаще всего таким способом производят тончайшие ювелирные украшения (Рис.2). И основной секрет таких украшений – особая техника исполнения, которая позволяет отличить одного мастера от другого. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений. Ассортимент филигранных украшений чрезвычайно широк – от простых колец и серег до замысловатых браслетов и колье.

 

Рис.2. Серьги, филигрань.

 

 

Процесс изготовления.

Филигранные изделия делают из гладкой или витой проволоки (Рис.3), которую мастера замысловато изгибают для получения различных узоров. Далее филигрань соединяют тонкой пайкой, и несмотря на кажущуюся простоту работы, этот процесс очень трудоемок: мало того, что все узоры делаются вручную, так в процессе обязательно применяется еще и высокая температура. Но в результате полученное изделие выглядит невероятно тонким, что, собственно, и подразумевает само слово «филигрань», образованное от итальянских слов «нитка» и «зерно».

Рис.3. Проволока, используемая для филиграни.

Пайка филигранных изделий.

Пайка филигранных изделий. Изделия, набранные на столярном клее, перед пайкой требуют обязательной обвязки тонкой железной проволокой — биндрой, так как при пайке столярный клей от нагревания вспучивается, кипит и загорается. В этот момент отдельные мелкие детали оказываются ничем не скрепленными между собой и могут рассыпаться. При обвязке фоновой филиграни биндру укладывают так, чтобы каждая деталь хотя бы один раз попала под ее виток и была бы прижата к фону. При пайке ажурной филиграни, набранной на бумагу, ее привязывают к пластине из мягкой листовой стали толщиной 0,5—0,8 мм. (или кровельного железа) несколько большего размера и предварительно натертой мелом, чтобы филигрань не припаялась к пластине. При наборе на нитролак и другие современные клеи обвязку обычно не применяют, так как, например, клей БФ удерживает детали до момента пайки и, сгорая почти мгновенно, не дает изделию рассыпаться. Однако сложные объемные изделия, набранные и на современных клеях, необходимо связывать. В качестве припоев для пайки филиграни применяют специальные припои: медные, серебряные, золотые. Припой употребляют в виде опилок. Для этого слиток припоя посредством личного напильника превращают в опилки, затем магнитом из измельченного припоя удаляют кусочки железа, которые попадают туда от напильника. Очистку припоя магнитом надо производить обязательно, так как кусочки железа от напильника вместе с припоем, попадая на скань, заплавляются в ней и остаются незаметными до отбеливания готового изделия в слабом растворе серной кислоты. Здесь железо, реагируя с кислотой, образует красно-бурый цвет на скани, трудно удаляемый и затрудняющий дальнейшую отделку изделия. В качестве флюса при пайке применяют буру. Прокаленную и мелко измельченную буру смешивают с припоем в отношении 1:1 по объему. Подготовленное к пайке изделие смачивают водой (лучше слабым раствором буры) и на мокрую поверхность не очень густо посыпают заготовленную смесь припоя с бурой. Если припоя взято мало, то могут остаться непропаянные места и изделие будет недостаточно прочным. Избыток припоя не желателен, так как он заливает фактуру шнуров и скани, мелкие детали рисунка и портит внешний вид изделия. Пайку филиграни лучше всего производить широким, мягким, коптящим, восстановительным пламенем керосина. Температура сгорания копоти почти совпадает с температурой плавления припоя (800—850°). Пайка обычно происходит быстро и очень чисто. Применение бензинового пламени дает хорошие результаты, однако, если пламя узкое (режущее) изделие может сгореть. В прошлом необходимую температуру получали посредством специальной медной трубки — февки, через которую вдували воздух в пламя керосиновой лампы. Непрерывное дутье требовало большого навыка и, кроме того, было очень изнурительно. В настоящее время дутье осуществляется от компрессора или при индивидуальном пользовании — от мехов с ножным приводом. Применять ювелирные припои, содержащие цинк, для пайки филиграни нельзя, так как при повторных пайках цинк растворяет тонкие детали узора, а на более толстых проволоках остаются глубокие раковины, которые трудно исправить. Испорченные детали приходится вырезать, а на их место набирать и впаивать новые. Кроме того, ювелирные припои, содержащие цинк, требуют тщательной предварительной очистки поверхности изделий, подлежащих пайке. В сканном деле такая подготовка невозможна, так как при наборе скани применяют различные клеи, которыми удерживаются между собой мелкие проволочные детали сканных изделий, поступающих в пайку. В процессе пайки сгорают клей и бумага, на которой осуществлен набор ажурной скани; в результате образуется зола, которая неизбежно попадает в швы, подлежащие пайке, и загрязняет их. Сканные припои "не боятся грязи" и хорошо "бегут" и "играют" при наличии достаточного количества флюса — буры. После пайки изделие проверяют и, если окажутся непропаянные участки (по причине недостаточно плотного набора), их исправляют и пропаивают еще раз. После этого изделие отбеливают в горячем пятипроцентном растворе серной кислоты. Отбеливание проводят очень тщательно, до полного удаления мало заметных стекловидных следов флюса (буры). Бура сильно мешает последующей гальванической отделке изделий (серебрению и золочению), так как золото и серебро не осаждаются на те места, где остаются пленки буры, и они ясно выступают своим розоватым цветом на золотом или серебряном фоне предмета. Филигранные изделия могут быть репродуцированы посредством литья и гальванопластики (см. соответствующие разделы). Попытки повторять филигрань при помощи штампов также дали более или менее удовлетворительные результаты. Однако все эти приемы позволяют повторить только фоновую, глухую напайную филигрань. Попытки воспроизвести ажурную филигрань посредством специально изготовленного штампа, хотя и дали некоторый результат, но получается рисунок, очень далекий от оригинала; кроме того, экономически это нерентабельно ввиду высокой стоимости и непрочности таких просечных многопуансонных штампов. Иногда сученую скань заменяют нарезной проволокой или ее слегка насекают на готовом изделии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: